Разнообразие птиц экологические группы птиц

Урок по биологии на тему «Многообразие птиц. Экологические группы птиц» (7 класс)

Цель: познакомить с многообразием птиц, раскрыть особенности жизнедеятельности птиц в связи с приспособленностью к различным условиям среды обитания, закрепить и обобщить ранее полученные знания о птицах, их особенностях.

Обучающая: продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;

Развивающая: развивать интерес к изучению биологии, расширять кругозор о закономерностях в природе с помощью ситуативного общения;

Воспитательная: продолжить формирование у школьников экологической культуры, бережного отношения к природе, убеждения в необходимости сохранения видового разнообразия птиц.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, картины с изображением птиц, фотографии, вопросы и задания для выполнения в группах.

Учебно-методический комплект: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В. С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений-М.: Вентана-Граф,2008.

II. Опрос. Проверка домашнего задания.

IV. Подведение итогов урока.

Приветствие. Проверка отсутствующих. Определение целей и задач урока.

II. Опрос. Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать птиц как одну из важнейщих групп млекопитающих. Птицы населяют все уголки нашей планеты. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным легким полетом, лирикой своих песен и красивым оперением. Без них наша жизнь не была бы яркой и замечательной.

2016 год объявлен годом Российского кино.

Задание: вспомнить фильмы, в названиях которых упоминаются птицы?

  1. Финист — Ясный Сокол.
  2. Королёк — птичка певчая.
  3. Летят журавли.
  4. Летите, голуби.
  5. Золотой гусь.
  6. Король Дроздобород.
  7. Тайна чёрных дроздов.
  8. Дрозд чёрный.
  9. Любовь и голуби.
  10. Соловей.
  11. Клетка для канареек.
  12. Бронзовая птица.
  13. Синяя птица.
  14. Полёт над гнездом кукушки.
  15. Небесные ласточки.
  16. Чёрный ворон.
  17. Не стреляйте в белых лебедей.
  18. Гудзонский ястреб.
  19. Падение кондора.
  20. Глухарь.

Задание: вспомните пословицы и поговорки о птицах.

Красна птица пером, а человек…

Задание (карточка №1): допишите недостающие термины.

1. У летающих птиц на грудной кости для прикрепления грудных мышц образовался специальный вырост ……………… .

  1. Тело птиц покрыто …………….. .
  2. Перьевой покров состоит из ………….. и …………… перьев.
  3. Крупные контурные перья крыльев называются ………………… .
  4. Маховые крылья обеспечивают …………………. птиц.
  5. Перья, расположенные в хвосте, обеспечивающие маневренность при полете, называются ……………….. .
  6. При размножении птицы откладывают ……………, покрытые известковой ……………. .
  7. Сердце у птиц ……………….. .
  8. Оно обеспечивает разделение …………… и ……………… крови.
  9. В головном мозге хорошо развиты …………… и …………. .

Несмотря на общие особенности, характерные для большинства птиц, эти животные имеют множество отличий. Как вы думаете, с чем связаны данные отличия? Почему дятел не похож на страуса или лебедя?

Правильно, птицы населяют различные уголки нашей планеты с характерными экологическими условиями (температурный режим, влажность, рельеф и пр. ) Наших пернатых соседей ученые – орнитологи разделили на группы по родству и происхождению, месту обитания, типу питания и другим признакам.

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ученики формулируют тему урока).

Читайте также:  Птица кормит птенцов червяками

Тема урока: « Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц».

Большинство птиц способны к полету. Это, например….. Существуют нелетающие птицы, например…. Страусы компенсируют неспособность летать быстрым бегом, а пингвины – плаванием. Поэтому ученые — систематики распределили птиц на 3 большие группы. Какие?

Надотряд Страусовые, надотряд Пингвины, надотряд Типичные птицы.

Рассмотрим особенности строения и жизнедеятельности данных групп.

Страусовые — самые крупные современные птицы. Обитают в Африке, Австралии и Южной Америке. Страусы не могут летать. Контурные перья страусов рассученные: они лишены крючочков, а бородки не образуют сомкнутых опахал, небольшая грудина страуса не имеет киля. Но длинные сильные мозолистые ноги страусов позволяют им быстро бегать, птицы могут развивать скорость до 70 км/ч. У страусов небольшая голова на длинной шее. (Чтобы хорошо видеть окрестности. Помогает при ловле насекомых.). Пища страусов — насекомые, мелкие позвоночные, семена растений. Выделяют несколько видов Страусовых: африканские страусы, австралийские эму, американские нанду, казуары и киви.

Пингвины . Включает 16 видов. В древности было около 36 видов пингвинов. Они единственные птицы, умеющие плавать, но не умеющие летать. Родина современных пингвинов — Южное полушарие. Их перья жесткие , с небольшими опахалами. Они очень плотно, черепицеобразно примыкают друг к другу. (Перья выполняют роль рыбьей чешуи, также они не дают животному промокнуть и переохладиться). Ноги у этих птиц сдвинуты назад, а крылья преобразились в своеобразные ласты. Несмотря на то, что по суше пингвины передвигаются довольно неуклюже, в воде они могут развивать скорость , до 30 км в час. В воде пингвины двигаются с помощью ласт-крыльев, а ноги с перепонками играют роль рулей. Птицы питаются мелкой рыбой, ракообразными, моллюсками.

Типичные птицы объединяет 24 отряда, куда входят большинство современных видов птиц. В основном это летающие птицы, поэтому у них хорошо выражены приспособления к полету. Распространены они по всему земному шару. Унас, в России встречаются представители 18 отрядов и 720 видов. Распространены по всему земному шару: в лесах, около водоемов, в степях и болотах, хорошо приспособились к среде обитания. Их относят к различным экологическим группам.

Что называют экологической группой животных? Экологические группыгруппы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения. По каким признакам птиц объединяют в экологические группы?

Экологические группы птиц:

1. Птицы леса . Что объединяет этих птиц: дятел, синица, глухарь? У них укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями.

а) Древесные птицы, лазающие по деревьям.(дятел, поползень)

б) птицы, гнездящихся на деревьях или в зарослях кустарников. (хищные и насекомоядные).

в) Группа лесных птиц, гнездящихся только на земле. (рябчики, тетерева, глухари).

2. Птицы степей и пустынь. Где обитают птицы, имеющие сильные ноги, длинную шею, что позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников? Некоторые виды спасаются не улетая, а убегая от опасности. (Дрофа, журавли, страусы).

Читайте также:  Идеи птичника своими руками

3. Птицы побережий водоемов и болот. Добывают корм со дна или влажного грунта. Длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Эти особенности дают им возможность, добывая корм, сохранять туловище от намокания (Аисты, цапли, кулики).

4. Водоплавающие птицы. Уплощенное лодкообразное тело, перепонки между пальцами ног, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий, оперение густое, водоотталкивающее. По земле большинство водоплавающих передвигаются медленно и неуклюже (Утки, гуси, лебеди).

5. Птицы открытых воздушных пространств. Крылья длинные серповидно загнутые. Клюв небольшой, а разрез рта огромный, углы рта заходят за глаза. Ноги короткие. Раздвоенный хвост при полете используется как руль. (Ласточки, стрижи).

Задание №1. Распределить изображения птиц, лежащих на столах, на группы по месту обитания.

По способу гнездования: кроногнездные, дуплогнездные, кустарниковые, наземногнездные, норники.

По типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, падалееды.

Работа в группах. Задание №2 ( по группам) : о какой птице идет речь?

Невзрачная птичка. Брюшная сторона тела беловатая, бока буровато-серые . По размерам немного крупнее воробья: длина тела 160—190 мм, крыла около 90 мм, вес около 25 г. Обитает в лесах . Гнездится в сырых, с достаточно густыми и тенистыми зарослями кустарника местах, заселяет молодые рощи, большие сады и парки с густыми кустарниковыми насаждениями. Питается пауками, насекомыми и их личинками, червями. Самцы прекрасно поют, привлекая самок.

Крупная птица отряда Куриные массой до 5 кг. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Походка у него быстрая, а полёт тяжёлый и шумный. Весь день любит проводить на лесных полянах. Здесь ему проще отыскивать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Свои гнёзда вьет прямо под деревьями.

3 группа ( Большой пестрый дятел).

При лазании по вертикальному стволу тело поддерживает хвостом и длинными тонкими пальцами, вооруженными острыми когтями. Питается как взрослыми жуками, так и их личинками, живущими под корой и в древесине. Раздалбливает клювом ствол поврежденного насекомыми дерева и достает языком личинку. Осенью и зимой он, кроме того, поедает много семян хвойных деревьев, добывая их из шишек. Для этого он засовывает шишку в трещину коры или в расщепленную надломленную ветвь и раздалбливает ее.

Группа голенастых птиц, который ведут околоводный образ жизни. аще всего птицы встречаются у болот, рек, лугов, озер, рек и зарослей. Отличительными особенностями можно считать: длинные и худощавые ноги, длинный клюв, который выделяется своей прямотой, острый, но короткий хвост, длинная шея. Питание можно назвать разнообразным. Им по душе вся водная живность, такая как жабы и лягушки, мальки, змеи, ужи, головастики, рыба, тритоны, насекомые и ракообразные.

Определите экологическую группу птицы ………………….:

IV. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что больше всего удивило?

Выводы: Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины, распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару.

  1. Существуют экологические группы птиц по местам обитания, способам питания, местам гнездования и т. д.
  2. Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям.
Читайте также:  Птица при правильном питании

Выставление отметок за урок.

Выучить п. 49, подготовить сообщение о птице какой-либо экологической группы.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

Дает нам тень, когда стоит жара,

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому боль знакома

глохнет в холода,
Того, кто на земле живет без дома!

Невзрачная птичка. Брюшная сторона тела беловатая, бока буровато-серые . По размерам немного крупнее воробья: длина тела 160—190 мм, крыла около 90 мм, вес около 25 г. Обитает в лесах . Гнездится в сырых, с достаточно густыми и тенистыми зарослями кустарника местах, заселяет молодые рощи, большие сады и парки с густыми кустарниковыми насаждениями. Питается пауками, насекомыми и их личинками, червями.

Крупная птица отряда Куриные массой до 5 кг. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Походка у него быстрая, а полёт тяжёлый и шумный. Весь день любит проводить на лесных полянах. Здесь ему проще отыскивать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Свои гнёзда вьет прямо под деревьями.

При лазании по вертикальному стволу тело поддерживает хвостом и длинными тонкими пальцами, вооруженными острыми когтями. Питается как взрослыми жуками, так и их личинками, живущими под корой и в древесине. Раздалбливает клювом ствол поврежденного насекомыми дерева и достает языком личинку. Осенью и зимой он, кроме того, поедает много семян хвойных деревьев, добывая их из шишек. Для этого он засовывает шишку в трещину коры или в расщепленную надломленную ветвь и раздалбливает ее.

группа голенастых птиц, который ведут околоводный образ жизни. аще всего птицы встречаются у болот, рек, лугов, озер, рек и зарослей. Отличительными особенностями можно считать: длинные и худощавые ноги, длинный клюв, который выделяется своей прямотой, острый, но короткий хвост, длинная шея. Питание можно назвать разнообразным. Им по душе вся водная живность, такая как жабы и лягушки, мальки, змеи, ужи, головастики, рыба, тритоны, насекомые и ракообразные.

Допишите недостающие термины.

1. У летающих птиц на грудной кости для прикрепления грудных мышц образовался специальный вырост ……………… .

  1. Тело птиц покрыто …………….. .
  2. Перьевой покров состоит из ………….. и …………… перьев.
  3. Крупные контурные перья крыльев называются ………………… .
  4. Маховые крылья обеспечивают …………………. птиц.
  5. Перья, расположенные в хвосте, обеспечивающие маневренность при полете, называются ……………….. .
  6. При размножении птицы откладывают ……………, покрытые известковой ……………. .
  7. Сердце у птиц ……………….. .
  8. Оно обеспечивает разделение …………… и ……………… крови.
  9. В головном мозге хорошо развиты …………… и …………. .

Определите экологическую группу птицы ………………….:

Источник

Оцените статью