Урок по биологии на тему «Многообразие птиц. Экологические группы птиц» (7 класс)
Цель: познакомить с многообразием птиц, раскрыть особенности жизнедеятельности птиц в связи с приспособленностью к различным условиям среды обитания, закрепить и обобщить ранее полученные знания о птицах, их особенностях.
Обучающая: продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
Развивающая: развивать интерес к изучению биологии, расширять кругозор о закономерностях в природе с помощью ситуативного общения;
Воспитательная: продолжить формирование у школьников экологической культуры, бережного отношения к природе, убеждения в необходимости сохранения видового разнообразия птиц.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: работа в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, картины с изображением птиц, фотографии, вопросы и задания для выполнения в группах.
Учебно-методический комплект: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В. С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений-М.: Вентана-Граф,2008.
II. Опрос. Проверка домашнего задания.
IV. Подведение итогов урока.
Приветствие. Проверка отсутствующих. Определение целей и задач урока.
II. Опрос. Проверка домашнего задания.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать птиц как одну из важнейщих групп млекопитающих. Птицы населяют все уголки нашей планеты. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным легким полетом, лирикой своих песен и красивым оперением. Без них наша жизнь не была бы яркой и замечательной.
2016 год объявлен годом Российского кино.
Задание: вспомнить фильмы, в названиях которых упоминаются птицы?
- Финист — Ясный Сокол.
- Королёк — птичка певчая.
- Летят журавли.
- Летите, голуби.
- Золотой гусь.
- Король Дроздобород.
- Тайна чёрных дроздов.
- Дрозд чёрный.
- Любовь и голуби.
- Соловей.
- Клетка для канареек.
- Бронзовая птица.
- Синяя птица.
- Полёт над гнездом кукушки.
- Небесные ласточки.
- Чёрный ворон.
- Не стреляйте в белых лебедей.
- Гудзонский ястреб.
- Падение кондора.
- Глухарь.
Задание: вспомните пословицы и поговорки о птицах.
Красна птица пером, а человек…
Задание (карточка №1): допишите недостающие термины.
1. У летающих птиц на грудной кости для прикрепления грудных мышц образовался специальный вырост ……………… .
- Тело птиц покрыто …………….. .
- Перьевой покров состоит из ………….. и …………… перьев.
- Крупные контурные перья крыльев называются ………………… .
- Маховые крылья обеспечивают …………………. птиц.
- Перья, расположенные в хвосте, обеспечивающие маневренность при полете, называются ……………….. .
- При размножении птицы откладывают ……………, покрытые известковой ……………. .
- Сердце у птиц ……………….. .
- Оно обеспечивает разделение …………… и ……………… крови.
- В головном мозге хорошо развиты …………… и …………. .
Несмотря на общие особенности, характерные для большинства птиц, эти животные имеют множество отличий. Как вы думаете, с чем связаны данные отличия? Почему дятел не похож на страуса или лебедя?
Правильно, птицы населяют различные уголки нашей планеты с характерными экологическими условиями (температурный режим, влажность, рельеф и пр. ) Наших пернатых соседей ученые – орнитологи разделили на группы по родству и происхождению, месту обитания, типу питания и другим признакам.
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ученики формулируют тему урока).
Тема урока: « Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц».
Большинство птиц способны к полету. Это, например….. Существуют нелетающие птицы, например…. Страусы компенсируют неспособность летать быстрым бегом, а пингвины – плаванием. Поэтому ученые — систематики распределили птиц на 3 большие группы. Какие?
Надотряд Страусовые, надотряд Пингвины, надотряд Типичные птицы.
Рассмотрим особенности строения и жизнедеятельности данных групп.
Страусовые — самые крупные современные птицы. Обитают в Африке, Австралии и Южной Америке. Страусы не могут летать. Контурные перья страусов рассученные: они лишены крючочков, а бородки не образуют сомкнутых опахал, небольшая грудина страуса не имеет киля. Но длинные сильные мозолистые ноги страусов позволяют им быстро бегать, птицы могут развивать скорость до 70 км/ч. У страусов небольшая голова на длинной шее. (Чтобы хорошо видеть окрестности. Помогает при ловле насекомых.). Пища страусов — насекомые, мелкие позвоночные, семена растений. Выделяют несколько видов Страусовых: африканские страусы, австралийские эму, американские нанду, казуары и киви.
Пингвины . Включает 16 видов. В древности было около 36 видов пингвинов. Они единственные птицы, умеющие плавать, но не умеющие летать. Родина современных пингвинов — Южное полушарие. Их перья жесткие , с небольшими опахалами. Они очень плотно, черепицеобразно примыкают друг к другу. (Перья выполняют роль рыбьей чешуи, также они не дают животному промокнуть и переохладиться). Ноги у этих птиц сдвинуты назад, а крылья преобразились в своеобразные ласты. Несмотря на то, что по суше пингвины передвигаются довольно неуклюже, в воде они могут развивать скорость , до 30 км в час. В воде пингвины двигаются с помощью ласт-крыльев, а ноги с перепонками играют роль рулей. Птицы питаются мелкой рыбой, ракообразными, моллюсками.
Типичные птицы объединяет 24 отряда, куда входят большинство современных видов птиц. В основном это летающие птицы, поэтому у них хорошо выражены приспособления к полету. Распространены они по всему земному шару. Унас, в России встречаются представители 18 отрядов и 720 видов. Распространены по всему земному шару: в лесах, около водоемов, в степях и болотах, хорошо приспособились к среде обитания. Их относят к различным экологическим группам.
Что называют экологической группой животных? Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения. По каким признакам птиц объединяют в экологические группы?
Экологические группы птиц:
1. Птицы леса . Что объединяет этих птиц: дятел, синица, глухарь? У них укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями.
а) Древесные птицы, лазающие по деревьям.(дятел, поползень)
б) птицы, гнездящихся на деревьях или в зарослях кустарников. (хищные и насекомоядные).
в) Группа лесных птиц, гнездящихся только на земле. (рябчики, тетерева, глухари).
2. Птицы степей и пустынь. Где обитают птицы, имеющие сильные ноги, длинную шею, что позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников? Некоторые виды спасаются не улетая, а убегая от опасности. (Дрофа, журавли, страусы).
3. Птицы побережий водоемов и болот. Добывают корм со дна или влажного грунта. Длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Эти особенности дают им возможность, добывая корм, сохранять туловище от намокания (Аисты, цапли, кулики).
4. Водоплавающие птицы. Уплощенное лодкообразное тело, перепонки между пальцами ног, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий, оперение густое, водоотталкивающее. По земле большинство водоплавающих передвигаются медленно и неуклюже (Утки, гуси, лебеди).
5. Птицы открытых воздушных пространств. Крылья длинные серповидно загнутые. Клюв небольшой, а разрез рта огромный, углы рта заходят за глаза. Ноги короткие. Раздвоенный хвост при полете используется как руль. (Ласточки, стрижи).
Задание №1. Распределить изображения птиц, лежащих на столах, на группы по месту обитания.
По способу гнездования: кроногнездные, дуплогнездные, кустарниковые, наземногнездные, норники.
По типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, падалееды.
Работа в группах. Задание №2 ( по группам) : о какой птице идет речь?
Невзрачная птичка. Брюшная сторона тела беловатая, бока буровато-серые . По размерам немного крупнее воробья: длина тела 160—190 мм, крыла около 90 мм, вес около 25 г. Обитает в лесах . Гнездится в сырых, с достаточно густыми и тенистыми зарослями кустарника местах, заселяет молодые рощи, большие сады и парки с густыми кустарниковыми насаждениями. Питается пауками, насекомыми и их личинками, червями. Самцы прекрасно поют, привлекая самок.
Крупная птица отряда Куриные массой до 5 кг. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Походка у него быстрая, а полёт тяжёлый и шумный. Весь день любит проводить на лесных полянах. Здесь ему проще отыскивать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Свои гнёзда вьет прямо под деревьями.
3 группа ( Большой пестрый дятел).
При лазании по вертикальному стволу тело поддерживает хвостом и длинными тонкими пальцами, вооруженными острыми когтями. Питается как взрослыми жуками, так и их личинками, живущими под корой и в древесине. Раздалбливает клювом ствол поврежденного насекомыми дерева и достает языком личинку. Осенью и зимой он, кроме того, поедает много семян хвойных деревьев, добывая их из шишек. Для этого он засовывает шишку в трещину коры или в расщепленную надломленную ветвь и раздалбливает ее.
Группа голенастых птиц, который ведут околоводный образ жизни. аще всего птицы встречаются у болот, рек, лугов, озер, рек и зарослей. Отличительными особенностями можно считать: длинные и худощавые ноги, длинный клюв, который выделяется своей прямотой, острый, но короткий хвост, длинная шея. Питание можно назвать разнообразным. Им по душе вся водная живность, такая как жабы и лягушки, мальки, змеи, ужи, головастики, рыба, тритоны, насекомые и ракообразные.
Определите экологическую группу птицы ………………….:
IV. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что больше всего удивило?
Выводы: Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины, распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару.
- Существуют экологические группы птиц по местам обитания, способам питания, местам гнездования и т. д.
- Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям.
Выставление отметок за урок.
Выучить п. 49, подготовить сообщение о птице какой-либо экологической группы.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Дает нам тень, когда стоит жара,
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому боль знакома
глохнет в холода,
Того, кто на земле живет без дома!
Невзрачная птичка. Брюшная сторона тела беловатая, бока буровато-серые . По размерам немного крупнее воробья: длина тела 160—190 мм, крыла около 90 мм, вес около 25 г. Обитает в лесах . Гнездится в сырых, с достаточно густыми и тенистыми зарослями кустарника местах, заселяет молодые рощи, большие сады и парки с густыми кустарниковыми насаждениями. Питается пауками, насекомыми и их личинками, червями.
Крупная птица отряда Куриные массой до 5 кг. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Походка у него быстрая, а полёт тяжёлый и шумный. Весь день любит проводить на лесных полянах. Здесь ему проще отыскивать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Свои гнёзда вьет прямо под деревьями.
При лазании по вертикальному стволу тело поддерживает хвостом и длинными тонкими пальцами, вооруженными острыми когтями. Питается как взрослыми жуками, так и их личинками, живущими под корой и в древесине. Раздалбливает клювом ствол поврежденного насекомыми дерева и достает языком личинку. Осенью и зимой он, кроме того, поедает много семян хвойных деревьев, добывая их из шишек. Для этого он засовывает шишку в трещину коры или в расщепленную надломленную ветвь и раздалбливает ее.
группа голенастых птиц, который ведут околоводный образ жизни. аще всего птицы встречаются у болот, рек, лугов, озер, рек и зарослей. Отличительными особенностями можно считать: длинные и худощавые ноги, длинный клюв, который выделяется своей прямотой, острый, но короткий хвост, длинная шея. Питание можно назвать разнообразным. Им по душе вся водная живность, такая как жабы и лягушки, мальки, змеи, ужи, головастики, рыба, тритоны, насекомые и ракообразные.
Допишите недостающие термины.
1. У летающих птиц на грудной кости для прикрепления грудных мышц образовался специальный вырост ……………… .
- Тело птиц покрыто …………….. .
- Перьевой покров состоит из ………….. и …………… перьев.
- Крупные контурные перья крыльев называются ………………… .
- Маховые крылья обеспечивают …………………. птиц.
- Перья, расположенные в хвосте, обеспечивающие маневренность при полете, называются ……………….. .
- При размножении птицы откладывают ……………, покрытые известковой ……………. .
- Сердце у птиц ……………….. .
- Оно обеспечивает разделение …………… и ……………… крови.
- В головном мозге хорошо развиты …………… и …………. .
Определите экологическую группу птицы ………………….:
Источник