Разнообразие живой природы царство живой природы 5 класс

Конспект урока (биология) в 5 классе Тема: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого»

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

Цель урока: ознакомить учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательные: расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации.

Развивающие: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Форма урока: урок комбинированный

Основной: постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в индивидуальных картах.

Дополнительные: частично – поисковый.

Деятельность учеников

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

— Доскажи словечко и узнаешь тему нашего урока:

Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?

Небо светло-голубое. Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.

Человек и время года — Это все вокруг. (природа)

— Правильно, тема нашего урока: «Разнообразие живой природы». Сегодня мы ознакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.

Включаются в урок во взаимодействии с учителем.

Решают проблему. Формулируют тему, цель урока.

II. Изучение нового материала.

1. Разнообразие природы и ее классификация.

— Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)

Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.

Работа с карточками: раздели на живую и неживую природу

2. Как отличить живую природу от неживой?

3. Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)

— В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….Нет – нет, не царь с царицей….Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы. стр. учебника 16 рис. 8

Разнообразие животного мира

Если ученики согласны с правилом, то хлопают в ладоши, если нет — топают.)

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет.

3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, по аукать, никому при этом не мешая.

4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

Читайте также:  Охрана памятников природы международная охрана природы

6. Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.

7. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.

8. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарники, грибницы.

9. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.

10. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.

Учитель. Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу, работа с раздаточным материалом

Источник

Урок 3. Разнообразие живой природы

Систематика – это наука, занимающаяся распределением живых организмов по группам. Основной единицей систематики является вид.

Живой организм – это тело, которое обладает совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, поддержанием своего строения, способностью самовоспроизводиться при размножении, сохраняя наследственные признаки.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы с вами живём в эпоху динозавров, они окружают нас повсюду, в кино, в мультфильмах, на витринах магазинов игрушек. Динозавры, пожалуй, самая известная из всех, когда-либо живших на Земле, её обитателей, самой известной, но не единственной. В истории Земли было много самых разнообразных живых существ.

Учёные считают, что возраст нашей планеты составляет около 5 миллиардов лет. В начале своей истории Земля представляла собой раскалённое тело, но постепенно планета стала остывать, начался период дождей, который продолжался миллионы лет. В результате этого на Земле образовались моря и океаны. Именно там возникли первые живые организмы.

Постепенно облик нашей планеты приобрёл современные черты.

Итак, развитие жизни на Земле началось около трёх с половиной миллиардов лет назад в океане.

Постепенно живые организмы заселили и сушу, одни существа давали начало другим. В течение времени многие организмы вымирали, другие сохранились и живут до наших дней. Мы познакомились с тем, как развивалась жизнь на Земле и это развитие продолжается.

Царства живых организмов. В школьном курсе биологии чаще всего используется классификация, в которой выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

Читайте также:  Природные ресурсы классификация полезные ископаемые классификация

Отличия живого от неживого. Каждый живой организм состоит из клеток. Тела неживой природы клеточного строения не имеют. Есть организмы, состоящие из одной клетки, другие образованы большим количеством клеток.

Все живые организмы сходны по химическому составу, то есть состоят из одних и тех же химических соединений.

Всем организмам для жизни необходимо поступление энергии извне. Главным источником энергии для всех обитателей нашей планеты является Солнце. Энергию Солнца способны улавливать зелёные растения. Они преобразуют поглощённую энергию солнечных лучей в химическую энергию созданных ими органических веществ. Поедая зелёные растения, другие организмы получают необходимые им вещества и энергию.

Питание и дыхание являются характерной особенностью всех живых организмов, поскольку обеспечивают их необходимыми веществами и энергией. В свою очередь, организмы выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности. Таким образом, необходимое условие существования живых организмов — обмен веществ с окружающей средой.

Живые организмы способны воспринимать воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагировать. Это явление называют раздражимостью. Для всех живых организмов характерны рост и развитие. Способность воспроизводить себе подобных — важнейшее свойство живых организмов. Это явление называют размножением. Совокупность всех этих свойств характерна только для живых организмов.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Подчеркивания элементов

Текст вопроса: Подчеркните свойства, присущие царству Грибов:

  1. возможность передвижения
  2. невозможность передвижения
  3. способность к фотосинтезу
  4. необходимость в готовых питательных веществах
  5. неограниченный рост
  6. остановка роста после достижения максимального размера
  7. компактное строение организма
  8. огромная площадь поверхности организма

Правильный вариант ответа:

2) невозможность передвижения

4) необходимость в готовых питательных веществах

8) огромная площадь поверхности организма

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Подчеркивания элементов

Текст вопроса: Подчеркните тех, кто питается готовыми органическими веществами:

  1. Подберезовик
  2. Сосна
  3. Подорожник
  4. Окунь
  5. Гриб рыжик
  6. Тысячелистник
  7. Ворона
  8. Комнатная фиалка

Правильный вариант ответа:

Источник

Царства живой природы

Природа нашей планеты богата и разнообразна. Чтобы систематизировать её, все живые организмы условно распределили на царства. В данной статье вы узнаете, сколько царств живой природы существует на Земле, познакомитесь с отличительными признаками всего живого.

Царства живой природы

Изначально все живые организмы делятся на две империи: клеточные (состоят из клеток) и неклеточные (вирусы).

  • Вирусынаходятся обособленно, так как являются внутриклеточными паразитами на генетическом уровне. Не имея собственной клетки, они используют клетки других организмов для размножения.

Вирусы не имеют собственного обмена веществ, они не могут самостоятельно синтезировать белок. При инфицировании они используют материалы и энергию клеток хозяина для строительства собственных белков и копирования своего генома.

По своей структуре данные паразитические формы состоят из молекул ДНК или РНК, покрытые капсидом (оболочкой из вирусных белков).

Вирусы

Организмы, состоящие из клеток, подразделяются на четыре царства:

  • Бактерии – устроены достаточно просто, у них отсутствуют органоиды, нет ядерной оболочки, кольцевая молекула ДНК располагается в цитоплазме. Питание таких организмов может происходить через клеточную поверхность или они самостоятельно вырабатывают питательные вещества (цианобактерии). Бактерии могут приносить как пользу, так и вред. Их используют для квашения овощей, приготовления кисломолочных продуктов. Но есть и болезнетворные бактерии, которые опасны для жизни и здоровья человека.
  • Растения– отличительным признаком растительной клетки являются пластиды, одни из которых – хлоропласты. В них происходит фотосинтез – процесс образования из неорганических веществ (вода, углекислый газ) под действием солнечной энергии органических питательных веществ.
Читайте также:  Особый режим использования земли особо охраняемая природная территория

В современной системе органического мира ученые выделяют не 5, а 7 царств живой природы. В классификацию были добавлены археи, ранее относившиеся к бактериям, и протисты. Царство протисты объединяет одноклеточных эукариот (одноклеточные водоросли и грибы, простейшие животные).

Строение растительной клетки сложнее, чем у бактерий. Здесь имеется плотная клеточная стенка, в состав которой входит целлюлоза. Внутри цитоплазмы содержатся органеллы, каждая из которых выполняет определённые функции (синтез белка, накапливание питательных веществ и т.д.). Ещё одной отличительной чертой растительной клетки является наличие вакуоли – ёмкость, где сохраняются питательные вещества, либо ненужные продукты обмена веществ.

которые читают вместе с этой

Царства живой природы

  • Грибы– царство живой природы, которое объединяет признаки растений и животных. Сходство с растительным организмом – наличие плотной клеточной стенки, которая формируется из хитина. У грибов нет пластид, поэтому сами «приготовить себе еду» они не могут. Так же, как и животные, они гетеротрофы. Питаются грибы готовыми питательными веществами путём всасывания их из окружающей среды. Особенность строения грибов – наличие гиф (тонких нитей), которые образуют сплетения, называемые мицелием.
  • Животные– являются гетеротрофами. Животная клетка не имеет плотной оболочки, поэтому некоторые из них могут сокращаться, образуя мышечные ткани. Такая особенность даёт возможность активно двигаться в поисках пищи. Клетки животных имеют центриоли, расположенные возле ядра, играющие важную роль во время процесса деления.

Отличительные признаки живой природы

К отличительным признакам живых организмов относят:

Признаки живой природы

  • наличие в клетках органических веществ (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты);
  • структурной и функциональной единицей является клетка;
  • обмен веществ, т.е. совокупность превращений веществ и энергии внутри организма во время дыхания и питания;
  • способность реагировать на воздействия из окружающей среды или раздражимость;
  • размножение – воспроизведение себе подобных особей;
  • приспособленность к условиям окружающей среды;
  • способность эволюционировать, что обеспечивает разнообразие всего живого;
  • рост и развитие организма.

Что мы узнали?

Живая природа разделяется на четыре царства: бактерии, растения, грибы и животные. Отдельным царством считаются вирусы, так как они не имеют клеточного строения. Всё живое на планете имеет свои отличительные признаки. К ним относятся клеточное строение и наличие в составе органических веществ, обмен веществ (дыхание, питание, выделение), размножение, рост и развитие. С помощью этого материала можно быстро и легко восстановить знания за 5 класс по курсу биологии, подготовиться к любой проверочной работе по данной теме.

Источник

Оцените статью