Урок окружающегомира : «Будь природе другом.»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
расширять представление детей о рациональном взаимодействии с природой; воспитывать любовь к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzh_mir.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (УМК «Школа России», 2 класс)
Тема : Будь природе другом.
Цель : формировать осознанное применение полученных знаний о родной планете, показать, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий человека;
расширять представление детей о рациональном взаимодействии с природой; воспитывать любовь к родному краю.
Задачи: формировать знания о нормах и правилах поведения в природе.
Оборудование: аудиозаписи «Звуки леса»; знаки охраны природы; рабочая тетрадь учащихся; карта Самарской области; Красная книга Самарской области.
1. Оргмомент. Минута гармонии.
Я желаю вам всем сегодня добра!
Вы желаете мне сегодня добра!
Если вам будет трудно, я помогу!
— Ребята, сегодня нам предстоит очень необычная работа. Я готова ее начать и поэтому показываю вам этот знак. (Открытые ладони).
— Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. (Дети показывают ладошки)
— Спасибо. Именно ваши ладошки помогут определить, что мы сегодня будем изучать. Что напоминает вам форма ладони? Какой предмет?
— Что можно дорисовать, чтобы получить новый предмет? Во что преобразовать?
— Отгадайте, что изобразила я?
Это живое существо. Оно питается, растет, изменяется, размножается. Бывает очень маленьким и большим. Живет от 100 до 2000 лет, но ходить и бегать не умеет.
Может быть вам поможет другая загадка?
— А где можно увидеть много деревьев? (В лесу)
— Я предлагаю отправиться в лес.
— Посмотрите, каких животных мы встретили по дороге в лес.
п етух о сел м едведь о рел г рач и ндюк
— На какие группы можно разделить всех животных?
— По первым буквам составьте слово.
— Какое слово получилось? (Помоги)
— О чем нам говорит это волнующее слово?
(О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред природе.)
— Кто назовет тему нашего урока? («Будь природе другом»)
— С какой целью мы это будем изучать? (Будем учиться защищать природу, жить рядом с ней, пользоваться ею).
— Девиз урока: «За жизнь на Земле!»
4. Игра «Мозговой штурм». Проверка домашнего задания.
— А сейчас мы проведем зарядку для ума. Ответьте:
1. Как ученые называют лес? ( «Легкими» нашей планеты ).
2. Самый крупный жук в нашей стране? ( Дровосек реликтовый ).
3. Как называется растение, корень которого напоминает человеческую фигуру? ( Женьшень ).
4. Какой цветок назвали в честь древнеримской богини красоты? ( Венерин башмачок или дамская туфелька ).
5. Как называют науку, которая учит защищать и охранять природу? ( Экология ).
6. У какой книги разноцветные страницы? ( У Красной книги ).
7. Для чего нужна Красная книга? ( Она информирует, какие растения и животные в опасности ).
— Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир.
— Прочитайте слова. Определите, какое слово лишнее. Почему?
(Зубр, бобр, заяц, лотос) /слайд 3/
(Лишнее слово – заяц, т.к. не занесен в Красную книгу.)
— Ежедневно на Земле исчезает от 1 до 10 видов животных и каждую неделю – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых видов животных и растений.
— Напомните тему сегодняшнего урока. Прочитайте ее в учебнике на стр. 86 вверху.
— Рассмотрите центральную иллюстрацию на схеме. Что мы видим? (Природу).
— Назовите объекты природы. На какие 2 группы можно разделить объекты природы? (Живая и неживая природа).
6. Физкультминутка для глаз.
— Кто был внимательным, какие слова получились?
— Внимательно рассмотрите схему в учебнике.
— Сейчас вы будете потребителями природы. А кто такие потребители?
(Те, кто пользуется природой).
— Расскажите, почему многие растения и животные встречаются все реже? По какой причине это происходит?
Вырубка леса, спил деревьев
— Это примеры отрицательного влияния человека на природу.
— А теперь в работу включаются юные защитники природы.
Приведите примеры положительного влияния человека на природу. Что можно сделать, чтобы защитить природу?
(Очистить родник, сделать кормушку, покормить птиц, посадить деревья и ухаживать за ними, расставить мусорные баки и т.д.)
— Сейчас, вы – эксперты, дайте экологический прогноз для случая, когда происходит загрязнение воды и воздуха.
( Во всех случаях страдает человек.)
— Герои нашей книги — Надя и Сережа, придумали несколько простых правил поведения в природе. Прочитайте их самостоятельно. (Стр. 86)
— А сейчас я буду показывать знак, а вы прочитаете правило, которое подходит к знаку.
— Можете ли вы предложить свои правила поведения в природе.
Нельзя разорять муравейники.
Нельзя разорять гнезда птиц.
Нельзя мыть машины у реки.
— Давайте представим, что мы идем по лесу и наблюдаем за природой. В лесу надо ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Почему?
(От этого погибают многие растения и насекомые, и становятся редкими.)
Присядьте, загляните под кустик.
Это маленький работяга муравей.
А вон там на дереве кто-то виднеется.
Поднимемся на носочки, чтобы лучше рассмотреть.
Выше! Выше! Это красавец жук-усач.
А вот на дороге завал из сучьев.
Наклоняйтесь, берите ветки и откладывайте в сторону.
Хорошо, молодцы! Теперь нам пора домой.
Мы можем приступить к занятиям?
Вымоем руки, стряхнем воду с кистей рук, вытрем полотенцем. Теперь можно работать. Займите свои места за партами.
9. Работа с плакатом «Земля просит помощи»
— Ребята, всегда ли человек относится к природе как к другу?
Посмотрите, сколько грязных пятен на нашей земле. Мы должны их убрать и прочитать «напоминайки».
(Учащиеся по выбору убирают грязные пятна с Земли и зачитывают записи под ними)
— Мы убрали все грязные пятна с нашей Земли. Посмотрите, она выздоровела! Ей хорошо в чистом мире. Появились птицы, звери, насекомые, расцвели красивые цветы. Какой вывод можно сделать? (Рассуждения детей)
— Ежедневно каждый из нас может делать маленький вклад в охрану природы.
— Сейчас я предлагаю вам озвучить получившуюся картину.
Ι ряд – будете озвучивать шелест листвы (ш-ш).
ΙΙ ряд – будете голосом передавать пение птиц (фью-фью).
ΙΙΙ ряд – передаст жужжание насекомых (ж-ж).
— Попробуем по очереди, хором.
— Сейчас вы услышали звуки леса.
— А давайте проверим, являетесь ли вы защитниками природы или нет. Я предлагаю вам выполнить задание. Надо ответить на вопросы, выбрав один из ответов и записать его буквой в таблицу.
1. Почему нельзя загрязнять воду?
Д – Потому что в ней погибают организмы.
М – Потому что будет некрасивый цвет воды.
2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?
Б – Да, например, комар. Он больно кусается.
Р – Нет. В природе нет ничего бесполезного, ненужного.
3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных и растениях?
У – Потому что их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть.
Я – Потому что их можно будет потом взять домой.
4. Какие животные и растения занесены в Красную книгу?
Г – Животные, которым грозит полное исчезновение с лица Земли.
— Проверим, что у вас получилось. Зачитывайте вопрос и вариант ответа.
Источник