Разработка урока методы изучения природы

Разработка урока Методы изучения природы 5 класс. Биология. Технология исследовательского обучения

Урок освоения новых знаний и видов учебной деятельности с элементами практикума/ Различать и характеризовать методы изучения живой природы.

Осваивать способы использования методов исследования и оформления результатов исследования

Формирование представлений и знаний о возможности использования методов биологических исследований.

Понятия, термины, персоналии

Наблюдение, измерение, описание, эксперимент, сравнение , моделирование

Планируемы результаты обучения

Давать определения понятиям по теме урока; Различать и описывать методы изучения живой природы; выявлять особенности каждого метода; рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы;

обсуждать способы оформления результатов

исследования; научиться работать по плану( постановка цели исследования, выбор метода исследования, проведение исследования, получение результата, объяснение полученных результатов)

Познавательные УУД : анализировать и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять термины и понятия; строить логически обоснованные рассуждения; находить закономерности по результатам использования методов изучения природы; составлять описания на основе наблюдений в природе; выявлять особенности объектов наблюдения; представлять информацию в виде таблиц, граф, схем; прогнозировать состояние объекта и выполнять на основе этого простейшее моделирование состояния объекта.

Регулятивные: определять цель, умение видеть проблему, ставить вопросы ; ставить задачи; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать свою деятельность; оценивать степень достижения цели; самостоятельно исправлять ошибки; прогнозировать результат учебной деятельности

Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого; различать в речи другого мнения, доказательства, факты; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения; создавать устные и письменные тексты для решения задач общения.

Формирование учебно – познавательного интереса к изучению биологии и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности; понимание особенностей изучения живых организмов; использование знаний в повседневной жизни; понимание и признание правил проведения исследование в природе и лаборатории;

Развитие эстетического сознания, творческой деятельности.

Деятельность учащихся.
(на уровне учебных действий)

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1. Организационно — мотивационный этап урока

«Всё тайное – становится явным»- объясните смысл этого выражения.

У живых организмов есть тайны?

Как правильно это делать, чтобы раскрытая тайна стала научным фактом?

Читайте также:  Природно антропогенный комплекс кондуки

Почему не можете ответить правильно на этот вопрос?

Откройте страницу12 учебника. Каких знаний не хватает?(записывает на доске)

Сколько не скрывай, но когда то это станет известно.

Расспросить, у других узнать, понаблюдать за человеком.

Знаний о Методах изучения природы- это тема урока.

Нужно провести исследование с использованием методов.

Что бы вы хотели узнать о методах изучения природы.

  1. Познакомиться с основными методами изучения природы.
  2. Изучить основные принципы организации проведения исследований.

3.Научиться работать по плану при проведении исследования:

-постановка цели исследования;

-выбор метода исследования;

-объяснение полученных результатов.

Создание мотивационной установки

В школьном парке произрастают клёны ясенелистные и остролистные. Каких клёнов будет больше в парке через несколько лет?

3. Процессуально- содержательная часть урока

  1. Давайте создадим Солнышко нашего урока. В центре будет ключевое словосочетание. Какое? Методы изучения
  2. Сколько лучиков будет у Солнца? Просмотрите текст и подсчитайте количество методов. Нарисуйте «лучики» по количеству методов и подпишите каждый лучик.

3.Рассмотрите рис 9-10. Сформулируйте определение:

4. Прочитайте текст стр. 13-14 . Сформулируйте понятие –Эксперимент.

5. Рассмотрите рис. 12 . Почему не видим изображения поля или леса? Где проводят эти методы?

6. Разделите «Солнышко» линиями так, чтобы методы изучения в полевых условиях остались вверху , а методы лабораторных исследований внизу.

Почему измерение и эксперимент остались между ними?

7. Чем каждый метод отличается от другого?

Правильно. Отличаются методы способами и приёмами проведения исследования

8.Вы изучили «лучики».Назовите ключевое слово темы. А узнали ли Почему оно называется «ключевое»?

9. Что такое метод? (Переворачивает лист с определением , прикреплённый на доске Приложение 1) Прочитайте. Сделайте вывод. Что общее у всех методов?

10.План исследования.(переворачивает лист с планом, прикреплённый заранее на доске. Приложение 2)

Источник

Конспект урока в 5 классе по теме «Методы изучения природы»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Данный материал можно использовать на уроках биологии в 5 классе. Дополнительно дается задание для проведения наблюдений по проращиванию луковицы дома.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока «Методы изучения природы»

  • Расширить представления учащихся о методах изучения природы.
  • Научить применять теоретические знания на практике.
  • Пробудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности.
  • Воспитывать умение работать в группах.
  • Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. — М.: Вентана-Граф, 2014;
  • компьютер;
  • презентация;
  • пластиковых стаканчиков;
  • луковицы .
Читайте также:  Какие природные зоны карта

— Здравствуйте, мои друзья! Я вновь рада вас видеть на нашем уроке. Давайте улыбнемся друг другу. Надеемся, что сегодня на нашем уроке удет интересно!

II. Актуализация опорных знаний

— Ребята, Вспомним изученный материал:

о чем вы узнали на прошлом уроке? Ответы учащихся.

6 учащихся приглашаются работать по карточкам. .

1. Что такое природа? На какие группы делятся объекты природы? Приведите примеры.

2. Назовите признаки живой природы.

3.Игра «Живая-неживая природа» (учитель приводит примеры, учащиеся определяют к чему они относятся оъекты)

III. Мотивация и целеполагание

— Ребята, вы теперь хорошо знаете, как определить, к какой группе относится изучаемый объект — к живой или неживой природе. Как интересно изучать природу! Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый.

Слайд 2. Метод (от греческого «методос» – путь исследования) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

— Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какие методы используют для изучения объектов живой природы.

— Итак, тема урока: «Методы изучения природы».

Запись числа и темы в тетрадь.

IV. Изложение нового материала

— Для ознакомления с методами изучения природы мы воспользуемся материалом учебника и заполним таблицу:

Работа с параграфом 3 и заполнение таблицы.

(Одновременно демонстрация презентации.) Учитель дополняет материал.

— О каком первом методе вы сейчас узнали?

Рассказ учителя о сущности метода.

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

восприятие объектов природы с целью получения первичных данных для дальнейшего анализа.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Это интересно: «Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.»

А как вы думаете с помощью каких приборов мы можем наблюдать за мелкими объектами или удаленными небесными телами?

Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.

Читайте также:  Курсовая стилизация природных форм

— Как называется второй метод, о котором вы узнали?

Итак, описание. Накопив фактический материал, ученые приступают к систематизации знаний, для чего необходимо вначале описать полученную информацию. Описание , как правило, производится в повествовательной форме, для наглядности используются графики или схемы, выводятся формулы. Таким образом, описание – это результат какого-либо наблюдения или эксперимента.

Сущность метода: запись собранных сведений об объектах.

— О каком еще одном методе вы узнали? В чем его сущность?

Во время изучения природных объектов очень часто используют измерение , применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра, а давление – используя тонометр или барометр. Если необходимо измерить расстояние, применяют рулетку или линейку.

Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.

— Назовите еще один очень важный метод.

Итак, эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт», «проба». Метод эксперимента позволяет в контролируемых и управляемых условиях изучать явления природы. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за исследуемым объектом. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. В лабораториях используют лабораторное оборудование.

Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях.

— Как называется метод, о котором шла речь в данном абзаце?

Сущность метода: сопоставление, то есть установление сходства или различия между исследуемыми объектами для их последующей классификации, упорядочения и оценки.

— Как называется последний метод, о котором вы узнали?

Сущность метода: изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.

— Итак, мы познакомились с основными методами изучения природы.

V. Физкультминутка Слайд 9.

— А теперь немного отдохнем.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! (Учащиеся машут руками).

Теперь в океане дельфином плывете. (Учащиеся совершают плавательные движения).

Теперь в саду яблоки спелые рвете. (Учащиеся поднимают руки вверх).

Налево, направо, вокруг посмотрели. ( Поворот туловища).

Открыли глаза, и снова за дело!

  1. Параграф 3.
  2. Вопросы после параграфа (устно).
  3. Практическое задание : прорастить луковицу, наблюдая за ростом листьев и корней в течение двух недель. Наблюдения записывать в табличку.

Источник

Оцените статью