Разработка урока природное сообществ

УРОК ФГОС «Природные сообщества»

Цель: Представление о природном сообществе, его многообразии, функциональных группах живых организмов в сообществе, цепях питания и круговороте веществ в природе.

Задачи урока: Обучающие:

закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

дать понятие о составе и структуре природного сообщества, раскрыть его многообразие, определить его состав и структуру, круговорота веществ в природе

научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;

развивать поисково-информационные умения: работать с учебником;

развивать учебно-организационные умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

способствовать развитию коммуникативности.

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.

развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умения поступать по совести, любовь к родному краю.

Основное содержание темы, термины и понятия: Природные сообщества: лес, луг, степь, болото, река, производители, потребители, разлагатели, круговорот веществ

Планируемые результаты:

— иметь представления о животном и растительном мире природных сообществ

— проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды,

— формировать экологическую культуру через любовь к родному краю

— создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в паре, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);

— создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, осуществлять оценку результативности);

— создать условия для формирования познавательных универсальных действий (заполняют таблицу «Функциональные группы живых организмов», работают с учебником, дидактическими карточками)

— научиться называть природные зоны нашей планеты;

-уметь сравнивать условия обитания в различных природных зонах.

Универсальные учебные действия

смыслообразование, — нравственно-эстетическое оценивание;

-самостоятельное принятие решений

— умение структурировать знания

— поиск и выделение необходимой информации,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

умение вести диалог

сотрудничество в поиске информации ,

— учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1. Мотивация, целеполагание

Добрый день, ребята! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа.

Тема сегодняшнего урока: Природные сообщества.

– Как вы думаете, как можно сформулировать цель урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

Читайте также:  Все осенние явления природы

Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

коммуникативные- умение вести диалог

Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

Знаете, изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос. Начнем.

Для того, чтобы приступить к изучению нового материала, мы повторим знания прошлой темы.

Выполнение задания № 1, розданных вам на столы. Распределение примеров на соответствующие экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные (5 мин)

Что же, а теперь начнем искать ответы на поставленные вопросы. Нам сегодня в работе помогут ваши знания и учебник. Наша планета вращается вокруг Солнца и своей оси. Что происходит в связи с этим на ней

Смена дня и ночи, смена времен года. Молодцы. Выполните, пожалуйста следующее задание. (2 мин)

-Какие ассоциации у вас возникают с понятием:

белый медведь – белый, снег, холодно

Варан, ящерица – пустыня, жарко, песок

Лягушка, аист – болото, вода

Волк, лиса, лось – лес, тайга, шерсть.

-Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например,

– А почему? (Живут в разных природных зонах, в разных природных сообществах, где разные благоприятные условия.)

А в каких условиях могут жить живые организмы? (В благоприятных.)

– Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ. Хорошо

Тогда помогите мне, пожалуйста, разрешить мой вопрос: в битве белого медведя и варана – кто победит? Умницы!

Мы выяснили, что одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.

Давайте посмотрим сейчас фильм внимательно, он поможет нам в изучении материала

Вопрос № 1 Почему природа представляет собой единое целое? (слайд № 6)

-Живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических элементов.

-Вещества постоянно переходят из неживой природы в живые организмы и снова возвращаются в неживую природу.

Вопрос № 2 Каким образом вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно? (слайд № 7)

Читайте также:  Природа марийского края сочинение

-В процессе перемещения вещества проходят через целую цепь живых организмов.

-Такую цепь организмов называют пищевой цепью.

Вопрос № 3 Почему пищевая цепь так называется? (слайд № 8)

— Пищевая цепь – это последовательность организмов, каждый из которых служит пищей для последующего.

Работа с презентацией (слайд № 9)

— Для закрепления материала выполните следующее задание № 3 (3 мин)

Работа с презентацией (слайд № 11)

Вопрос № 4 Что называют круговоротом веществ? (слайд № 12)

— Движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу называют круговоротом веществ.

Физкультминутка (слайд № 13)

познавательные — умение структурировать знания;

коммуникативные- сотрудничество в поиске информации , умение работать в паре, умение вести диалог

3. Формирование новых знаний.

-Таким образом, живые организмы образуют природные сообщества. СОО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.

Как бы вы сказали, что такое природное сообщество? Давайте прочитаем в тексте!

Работа с учебником (запись определения в тетрадь)

Природное сообщество с точки зрения биологии называют – БИОЦЕНО- БИО – означает «жизнь», а ЦЕНОЗ – «общий». (слайд № 14)

— Давайте посмотрим на примеры природных сообществ и попробуем выделить их основные отличительные признаки

— Вопрос № 6 А какие природные сообщества есть в нашей Самарской области? Самарский край — это в первую очередь знаменитые Жигулёвские горы (Жигули). Они по праву носят звание самых живописных, ведь на их склонах раскинулся восхитительный парк «Самарская Лука». Стоит отметить, что регион расположен в двух зонах: степной и лесостепной. Именно поэтому растения Самарской области весьма разнообразны. Природа Самарской области богата степями: луговыми, ковыльно-типчаковыми, ковыльно-разнотравными. Некогда преобладавшие кустарниковые степи со временем были уничтожены людьми. Сегодня их можно встретить лишь по склонам долин рек, балок. (слайд № 17)

-Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ.

Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему? (Природное сообщество входит в состав экосистемы, которую мы будем изучать в старших классах.

познавательные — поиск и выделение необходимой информации, логика изложения, умение делать выводы; коммуникативные- сотрудничество в поиске информации , умение работать в паре, умение вести диалог регулятивные – планирование, прогнозирование, самостоятельное принятия решений.

Читайте также:  Живая природа моими глазами

4.Первичное закрепление материала.

5. Завершающее закрепление

Для закрепления изученного материала предлагаю выполнить последнее задание из ваших карточек (3 мин)

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что Совокупность организмов, тесно связанных между собой в пищевые цепи и обитающих на одной территории, вместе с условиями неживой среды образуют природное сообщество.

И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой природы образуют экосистему.

Игра называется «Кто лишний?»: в тетради поставьте в столбик цифры от одного до четырех. Напротив этих цифр вам необходимо поставить номер лишнего понятия. Работаем самостоятельно. Готовы?

№ 1: 1 – аист, 2 – лиса, 3 – лягушка;

№ 2: 1 – морской котик, 2 – белый медведь, 3 – лось;

№ 3: 1 – заяц, 2 – ящерица, 3 – змея;

№ 4: 1 – скорпион, 2 – кабан, 3 – дятел.

№ 1: ? 2 – лиса; ПОЧЕМУ? 1 и 3 — болото

№ 2: ? 3 – лось; ПОЧЕМУ? 1 и 2 – арктика (Северный полюс)

№ 3: ? 1 – заяц; ПОЧЕМУ? 2 и 3 – пустыня (степь)

№ 4: ? 1 – скорпион; ПОЧЕМУ? 2 и 3 – лес.

В конце урока запишите домашнее задание

Слайд № 19 Изучить текст п. 20, выполнить задания в конце параграфа.

Подготовить сообщение об обитателях леса, степи или реки или

Подготовить кроссворд с использованием любого природного сообщества (луг, лес, степь, река, болото и т.д.)

Личностные: смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание;

Познавательные – анализ, вывод

Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимоконтроль, умение вести диалог;

Регулятивные – самооценка, самоконтроль

V этап. Рефлексивная деятельность

Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Какими словами вы бы закончили сегодняшнее путешествие? Необходимо подвести каждого из учащихся к проблеме природоохраны. А я бы сказала главные слова. Земля — наш общий дом, и мы должны ее беречь!

— интересный – не интересный

— был внимателен на уроке – был невнимателен

— узнал новое – все знал (ничего не узнал нового)

— моя поставленная цель достигнута – не достигнута

Источник

Оцените статью