УРОК ФГОС «Природные сообщества»
Цель: Представление о природном сообществе, его многообразии, функциональных группах живых организмов в сообществе, цепях питания и круговороте веществ в природе.
Задачи урока: Обучающие:
закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
дать понятие о составе и структуре природного сообщества, раскрыть его многообразие, определить его состав и структуру, круговорота веществ в природе
научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;
развивать поисково-информационные умения: работать с учебником;
развивать учебно-организационные умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
способствовать развитию коммуникативности.
формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.
развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умения поступать по совести, любовь к родному краю.
Основное содержание темы, термины и понятия: Природные сообщества: лес, луг, степь, болото, река, производители, потребители, разлагатели, круговорот веществ
Планируемые результаты:
— иметь представления о животном и растительном мире природных сообществ
— проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды,
— формировать экологическую культуру через любовь к родному краю
— создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в паре, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);
— создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, осуществлять оценку результативности);
— создать условия для формирования познавательных универсальных действий (заполняют таблицу «Функциональные группы живых организмов», работают с учебником, дидактическими карточками)
— научиться называть природные зоны нашей планеты;
-уметь сравнивать условия обитания в различных природных зонах.
Универсальные учебные действия
— смыслообразование, — нравственно-эстетическое оценивание;
-самостоятельное принятие решений
— умение структурировать знания
— поиск и выделение необходимой информации,
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
— умение вести диалог
— сотрудничество в поиске информации ,
— учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
1. Мотивация, целеполагание
Добрый день, ребята! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа.
Тема сегодняшнего урока: Природные сообщества.
– Как вы думаете, как можно сформулировать цель урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?
Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
коммуникативные- умение вести диалог
Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.
Знаете, изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос. Начнем.
Для того, чтобы приступить к изучению нового материала, мы повторим знания прошлой темы.
Выполнение задания № 1, розданных вам на столы. Распределение примеров на соответствующие экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные (5 мин)
— Что же, а теперь начнем искать ответы на поставленные вопросы. Нам сегодня в работе помогут ваши знания и учебник. Наша планета вращается вокруг Солнца и своей оси. Что происходит в связи с этим на ней
— Смена дня и ночи, смена времен года. Молодцы. Выполните, пожалуйста следующее задание. (2 мин)
-Какие ассоциации у вас возникают с понятием:
белый медведь – белый, снег, холодно
Варан, ящерица – пустыня, жарко, песок
Лягушка, аист – болото, вода
Волк, лиса, лось – лес, тайга, шерсть.
-Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например,
– А почему? (Живут в разных природных зонах, в разных природных сообществах, где разные благоприятные условия.)
– А в каких условиях могут жить живые организмы? (В благоприятных.)
– Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ. Хорошо
— Тогда помогите мне, пожалуйста, разрешить мой вопрос: в битве белого медведя и варана – кто победит? Умницы!
Мы выяснили, что одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.
— Давайте посмотрим сейчас фильм внимательно, он поможет нам в изучении материала
Вопрос № 1 Почему природа представляет собой единое целое? (слайд № 6)
-Живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических элементов.
-Вещества постоянно переходят из неживой природы в живые организмы и снова возвращаются в неживую природу.
Вопрос № 2 Каким образом вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно? (слайд № 7)
-В процессе перемещения вещества проходят через целую цепь живых организмов.
-Такую цепь организмов называют пищевой цепью.
Вопрос № 3 Почему пищевая цепь так называется? (слайд № 8)
— Пищевая цепь – это последовательность организмов, каждый из которых служит пищей для последующего.
Работа с презентацией (слайд № 9)
— Для закрепления материала выполните следующее задание № 3 (3 мин)
Работа с презентацией (слайд № 11)
Вопрос № 4 Что называют круговоротом веществ? (слайд № 12)
— Движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу называют круговоротом веществ.
Физкультминутка (слайд № 13)
познавательные — умение структурировать знания;
коммуникативные- сотрудничество в поиске информации , умение работать в паре, умение вести диалог
3. Формирование новых знаний.
-Таким образом, живые организмы образуют природные сообщества. СОО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.
Как бы вы сказали, что такое природное сообщество? Давайте прочитаем в тексте!
Работа с учебником (запись определения в тетрадь)
Природное сообщество с точки зрения биологии называют – БИОЦЕНО- БИО – означает «жизнь», а ЦЕНОЗ – «общий». (слайд № 14)
— Давайте посмотрим на примеры природных сообществ и попробуем выделить их основные отличительные признаки
— Вопрос № 6 А какие природные сообщества есть в нашей Самарской области? Самарский край — это в первую очередь знаменитые Жигулёвские горы (Жигули). Они по праву носят звание самых живописных, ведь на их склонах раскинулся восхитительный парк «Самарская Лука». Стоит отметить, что регион расположен в двух зонах: степной и лесостепной. Именно поэтому растения Самарской области весьма разнообразны. Природа Самарской области богата степями: луговыми, ковыльно-типчаковыми, ковыльно-разнотравными. Некогда преобладавшие кустарниковые степи со временем были уничтожены людьми. Сегодня их можно встретить лишь по склонам долин рек, балок. (слайд № 17)
-Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ.
— Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему? (Природное сообщество входит в состав экосистемы, которую мы будем изучать в старших классах.
познавательные — поиск и выделение необходимой информации, логика изложения, умение делать выводы; коммуникативные- сотрудничество в поиске информации , умение работать в паре, умение вести диалог регулятивные – планирование, прогнозирование, самостоятельное принятия решений.
4.Первичное закрепление материала.
5. Завершающее закрепление
Для закрепления изученного материала предлагаю выполнить последнее задание из ваших карточек (3 мин)
– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что Совокупность организмов, тесно связанных между собой в пищевые цепи и обитающих на одной территории, вместе с условиями неживой среды образуют природное сообщество.
И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой природы образуют экосистему.
Игра называется «Кто лишний?»: в тетради поставьте в столбик цифры от одного до четырех. Напротив этих цифр вам необходимо поставить номер лишнего понятия. Работаем самостоятельно. Готовы?
№ 1: 1 – аист, 2 – лиса, 3 – лягушка;
№ 2: 1 – морской котик, 2 – белый медведь, 3 – лось;
№ 3: 1 – заяц, 2 – ящерица, 3 – змея;
№ 4: 1 – скорпион, 2 – кабан, 3 – дятел.
№ 1: ? 2 – лиса; ПОЧЕМУ? 1 и 3 — болото
№ 2: ? 3 – лось; ПОЧЕМУ? 1 и 2 – арктика (Северный полюс)
№ 3: ? 1 – заяц; ПОЧЕМУ? 2 и 3 – пустыня (степь)
№ 4: ? 1 – скорпион; ПОЧЕМУ? 2 и 3 – лес.
В конце урока запишите домашнее задание
Слайд № 19 Изучить текст п. 20, выполнить задания в конце параграфа.
Подготовить сообщение об обитателях леса, степи или реки или
Подготовить кроссворд с использованием любого природного сообщества (луг, лес, степь, река, болото и т.д.)
Личностные: смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание;
Познавательные – анализ, вывод
Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимоконтроль, умение вести диалог;
Регулятивные – самооценка, самоконтроль
V этап. Рефлексивная деятельность
Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Какими словами вы бы закончили сегодняшнее путешествие? Необходимо подвести каждого из учащихся к проблеме природоохраны. А я бы сказала главные слова. Земля — наш общий дом, и мы должны ее беречь!
— интересный – не интересный
— был внимателен на уроке – был невнимателен
— узнал новое – все знал (ничего не узнал нового)
— моя поставленная цель достигнута – не достигнута
Источник