Разработка урока природные сообщества 5 класс

Конспект урока по биологии на тему «Природные сообщества» 5 класс

— организовать деятельность по составлению цепей питания, нахождению видов организмов по типу питания в экосистеме.

— создать условия для развития мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

— продолжить работу по развитию умений работать с учебником, текстом, рисунками, схемами.

— создать условия для осознания того, что в природе всё взаимосвязано, все живые организмы зависят друг от друга.

Оборудование: таблица «Цепи питания», учебный диск -5кл., тест (по количеству учащихся), карточки с терминами «Типы организмов», «Живые организмы» для работы в парах, карточки зелёного, желтого, красного цветов по количеству учащихся, компьютер, телевизор.

— Проверьте готовность к уроку. На партах у вас должны быть учебник, тетрадь, словарь, дневник, письменные принадлежности.

Проверяют готовность учебных принадлежностей.

2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

Беседа — эвристическая образовательная ситуация.

— Посмотрите на тему нашего урока.

— Как вы думаете, что такое «сообщество»?

— Какие похожие слова вам встречались?

— Вот и в природе все живые организмы связаны между собой, живут вместе на определённой территории.

3.Этап изучения новых знаний

-И если дать точное определение, то получится, что

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО-это живые организмы, которые обитают на определённой территории и обмениваются веществами и энергией.

-Например, природное сообщество- лес, озеро, море, а даже капля воды.

-Откройте учебники на с.101. рисунок 66.

-Как вы думаете, какие природные сообщества здесь изображены?

Есть природные сообщества, созданные человеком: парк, сад, огород, поле. Такие пр.с. называются ИСКУССТВЕННЫМИ.

Откройте тетради, запишите тему, схему.

Есть ещё одно понятие, очень тесно связанное с понятием пр.с. –это ЭКОСИСТЕМА.

Что это такое? Давайте прочитаем.

В чём сходство и отличие этих понятий?

-Понятие ЭКОСИСТЕМА шире, включает в себя понятие пр.с.

-Назовите объекты неживой природы.

-В любой экосистеме выделяют группы организмы по типу питания. Посмотрите внимательно презентацию и подумайте, какие группы организмов выделяют в экосистеме?

Читайте также:  Природные красоты кабардино балкарии

-Какова роль производителей? потребителей? разрушителей?

(растения) (животные) (бактерии, грибы,

-Посмотрите, наш круг замкнулся. Разрушители возвращают минеральные вещества растениям. Происходит КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ.

Открывают учебники, отвечают на вопрос.

Естественные (созданные природой) искусственные(созданные человеком)

Находят сходство и отличие.

4.Этап первичной проверки понимания изученного

3.Этап изучения новых знаний

4. Этап первичной проверки понимания изученного

— А теперь работаем в парах.

-У вас на парте, на двоих, 9 карточек с названиями живых организмов. Они белого цвета.

Ребятам 1 ряда надо выбрать организмы- производители, 2 ряд- потребители, 3 ряд- разрушители.

Проверка- 1 ученик с каждого ряда:

Одуванчик лось дождевой червь

Шиповник лиса бактерии гниения

-Теперь работаем в тетради. Выполняем задание на соответствие.

-Я называю вам живые организмы, вы относите их к той или иной группе, и ставите в тетради только цифру.

Чтение фрагмента поэмы Э. Дарвина «Храм природы».

— Подумайте, о чём здесь идёт речь?

Охотнице-сове средь ночи тёмной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька;

Светляк же – ночи светоч оживлённый,

Вползая вверх, цветок съедает сонный.

— Между животными много разных связей, но главные — пищевые. И эти связи можно рассмотреть на примере пищевой цепи.

— Посмотрите 2 мультфильма и подумайте, что такое пищевая цепь и пищевая сеть.

— Теперь внимательно посмотрите на таблицу. Здесь две пищевые цепи. Как вы думаете, что здесь общее, отличное?

Работа со схемой в учебнике.

Найдите пищевые цепи, назовите их.

-Теперь найдите на партах карточки голубого цвета.

На карточках записаны названия животных. Вам надо составить пищевую цепь и записать её в тетради.

(проверка с помощью передвижной презентации)

Работают в парах. Каждый ряд -выбирают свой тип организмов.

Выполняют задание на соответствие (фронтально)

Отвечают на вопрос- о том, что животные съедают друг друга

Называют сходства, отличия.

Учащиеся находят варианты пищевых цепей.

Составляют пищевую цепь, записывают в тетрадь.

5.Этап закрепления изученного

-Сегодня нам встретилось достаточно много терминов. Какие?

-Куда мы их должны записать?

Называют термины, объясняют их значение, записывают в словарь.

6.Этап контроля и самоконтроля.

-Перед вами тест. Подпишите свои Ф,И. Тест состоит из 5 вопросов. В каждом вопросе верный ответ только один. Обведите его.

Проверка.У кого нет ошибок- поставьте себе «5»

-Какие ошибки допустили? Какие вопросы вызвали затруднения?

8.Этап информации о домашнем задании

-Откройте дневники. Запишите д.з.

П.27, вопросы устно, таблица с. 104.(прокомментировать).

Читайте также:  Основные темы лирики фета природа

-Каким может быть д.з. для тех, кто выполнил тест на «5»?(найти как можно больше цепей питания на рисунке 67).

9. Этап подведения итогов учебного занятия

— О чём мы сегодня говорили?

-Какие задания выполняли?
Нам сегодня встретилось очень много терминов. Давайте напишем синквейн.

-У вас у каждого на парте 3 квадратика-зелёного, жёлтого, красного цветов.

-Поднимите зелёный те, кому всё понятно, нет никаких затруднений.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.761 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет «Химия и биология»)

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.761 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.761 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 99 рублей
  • 3 800+ видеолекции для каждого

Сертификат

Дистанционные курсы для педагогов

Нововведения в новом учебном году 2023

Открытая сессия для учителей и руководителей образовательных организаций

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 331 347 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Тема

«Биология. Введение в биологию, Изд. «Русское слово»», Плешаков А.А., Введенский Э.Л. Больше материалов по этому УМК

Другие материалы

  • Учебник: «Биология. Базовый уровень», Пономарева И.Н. и др.
  • Тема: § 12. Человек как житель биосферы
  • Учебник: «Биология», Исаева Т.А., Романова Н.И.
  • Тема: § 16. Внутреннее строение корня. Видоизменения корней
  • Учебник: «Биология. Базовый уровень», Пономарева И.Н. и др.
  • Тема: § 28. Этапы происхождения человека
  • Учебник: «Биология. Человек», Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.
  • Тема: § 40. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи
  • Учебник: «Биология», Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.
  • Тема: § 6. Скелет. Строение, состав и соединение костей
Читайте также:  Заболевания конъюнктивы различной природы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»
  • Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»
  • Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»
  • Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства»

Оставьте свой комментарий

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Удалить материал

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 9 месяцев
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 180144
  • Всего материалов: 98

Дистанционные курсы
для педагогов

37 минут

28 минут

37 минут

  • Рабочий лист
  • Рабочий лист на тему
  • Рабочий лист

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью