Разработки уроков природные зоны

Разработка урока на тему «Природные зоны России»

Базовый учебник: УМК «Перспектива», «Окружающий мир. 4 класс», авторы: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Цель урока и ожидаемый результат: закрепить и обобщить полученные ранее знания учащихся об особенностях природных зон России.

1.Обобщать знания учащихся о ранее изученных природных зонах России.

2.Формировать мотивированную потребность в изучении природных зон страны.

3. Организовать работу в группах.

4. Показать зависимость растительного и животного мира от тепла и влаги.

6. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине.

7. Учить учащихся применять метод самооценки и самоанализа работы на уроке.

Тип урока: Урок-экскурсия, обобщение и закрепление материала.

Методы и приемы: Кейс-метод. Урок по анализу конкретной ситуации ориентирован на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности учащихся.

познавательные: находить известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, мыслить, соотносить и анализировать, извлекать нужную информацию,

коммуникативные : осуществлять совместную деятельность в рабочих группах осу с учетом конкретных учебно-познавательных задач

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия.

личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Формы работы: работа с разрезными карточками, с контурными картами, с картинками, с оценочными листами, презентация ИКТ, работа в группах, индивидуальная, беседа с элементами фронтальной и самостоятельной работ учащихся.

Оборудование: контурные карты, конверты с картинками животных и растений, разрезные листы, оценочные листы, фликеры, интерактивная доска, учебники, цветные маркеры, стикеры.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня я — ваш учитель. Разрешите представиться. Зовут меня Наталия Васильевна. Надеюсь, наш урок будет интересным, а вы мне в этом поможете.

У вас на партах лежат цветные стикеры. Сейчас мы определим ваше настроение в начале урока. Возьмите в руки карточку именно с тем цветом, который отвечает вашему настрою. Цвет зеленый — означает готовность работать, цвет розовый – есть сомнения. А девиз нашего урока пусть будет такой: «Я готов или готова сегодня хорошо потрудиться, потому что могу». Кто согласен, поднимите зеленые карточки. Мы начинаем наш урок с хорошим настроением!

2. Актуализация опорных знаний

Для того, чтобы определить тему урока нам необходимо повторить некоторые пройденные понятия.

СЛАЙД №1 «У моей России длинные косички»

Скажите, ребята, что вы сейчас увидели?

Как одним словом (природа), словосочетанием (картины природы) можно назвать эти изображения?

С кем сравнивает автор песни Россию? (с мамой)

Какое было первое изображение? (березки, символ России)

Природа в разных частях планеты и Росси, в том числе, существенно различается.

Поэтому ученые-географы разделили землю на несколько зон.

А как по-другому называются эти зоны? (природные)

Давайте вспомним, что такое природная зона? (Это какая-то территория со своим климатом, животным и растительным миром)

Какие природные зоны вы знаете? Ученые выделяют шесть основных зон Российской Федерации.

Читайте также:  Природа моего родного края эссе

Природа России очень разнообразна. Если путешествовать с севера на юг, то можно заметить, как она меняется. И сегодня мы отправимся с вами на экскурсию по природным зонам нашей необъятной страны и сделаем вывод, почему это происходит.

Итак, тема нашего урока звучит? (Природные зоны России) А нашим экскурсоводом будет карта природных зон. (СЛАЙД №2)

Цель нашего урока: проверить и обобщить знания по природным зонам.

Самоопределение к деятельности

Для чего нужны нам эти знания? (Чтобы знать больше о нашей стране. Чтобы рассказать гостям из других стран, о том, какая наша Россия. Красивая, большая, разная, богатая.)

3.Организация работы в группах.

Для работы мы разбились на группы, так называемые экскурсионные команды. И сами задания. Их всего 4. Также вам предстоит сегодня самостоятельно оценить свою работу и работу членов команды. Для этого у вас есть оценочные листы. За каждый правильный ответ своей команды капитан будет ставить плюс. В конце урока мы подсчитаем баллы. Сегодня нашими баллами будут листики березки. На нашем уроке она будет деревом знаний. Думаю, к концу урока крона нашего дерева зашелестит новой листвой. Победит команда, набравшая большее количество баллов.

Соединить все части разрезанных фото, и понять, по какой природной зоне отправится на экскурсию ваша команда .

На выполнение задания дается 2 минуты.

Давайте сравним, что у вас получилось, и смогли ли вы правильно определить природную зону. (СЛАЙД №3)

Оцените свою работу на оценочных листах

А теперь каждая команда придумает себе название и выберет капитана.

На выполнение задания 2 мин.

Итак, команды придумали названия…..

Послушайте отрывок из произведения известного сказочника, и скажите, о какой природной зоне идет речь. С нее мы и начнем нашу экскурсию.

«Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробивали в них окна и двери. Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль. Их освещало разноцветными огнями северное сияние»

Как называется команда, у которой природная зона арктических пустынь?

Ребята, о каком уникальном природном явлении упоминается в сказке? (Северное сияние ) (СЛАЙД. СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ)

Северное сияние – это излучение большого количества электрически заряженных частиц Солнца. Взаимодействие этих частиц с земной атмосферой заставляет воздух переливаться разными цветами.

А что еще характерно для зоны ледяных пустынь? (Полярный день -24 часа, полярная ночь – до 4 мес., температура — минус 60) (СЛАЙД№3)

Оцените свою работу на оценочных листах

Отгадайте загадку, и скажите, в какой природной зоне живет это животное?

зверь хороший, не сердитый,

А живет он в Тундре.
Как называется команда, у которой зона Тундра? (СЛАЙД №3)

Оцените свою работу на оценочных листах

Чтобы назвать эту природную зону мы должны ответить на вопрос Природная зона, которая занимает самую большую часть территории России? А кто знает, какую площадь занимает Россия – крупнейшее государство мира? Почти 18 млн. км кв. Какую же территорию занимает природная зона лесов, если она составляет больше половины всей территории страны? (около 10 млн. кв. км)

Читайте также:  Природа утро хорошее качество

Тайга (или зона лесов) Как называется ваша команда? (СЛАЙД №3)

Оцените свою работу на оценочных листах

Следующая природная зона – это царство трав.

Тут, куда ни кинешь взгляд,

Травы ровные стоят, И колышутся волнами

под душистыми ветрами (Степь)

Как называется она? (Зона степей)

Чем особенно интересна для нас с вами степная зона? (Зона, где живем мы) (СЛАЙД №3)

Оцените свою работу на оценочных листах

Нести поклажу тяжкий труд,

(Это зона Пустынь)(СЛАЙД №3)

Оцените свою работу на оценочных листах

В этой природной зоне самая теплая зима и самое жаркое лето? (Субтропики)

Какой город-курорт расположен в этой зоне? (Сочи) (СЛАЙД. ГОРОД СОЧИ)

Оцените свою работу на оценочных листах

Давайте подумаем, почему такие разные природные зоны в одной стране? От чего зависит? Почему так сильно различается растительный и животный мир? Что оказывает на это влияние?

(В неравномерном нагревании Солнцем разных участков Земли, в количестве осадков)

Работа по контурным картам.

Каждая команда выбирает подходящий по цвету маркер и обозначает на контурной карте свою природную зону. (Только контур)

Как вы справились с заданием?

Оцените свою работу на оценочных листах

Физминутка «Птицы белые летят»

Задание с раздаточным материалом

Из конвертов достать карточки с изображениями растений и животных, и выбрать только те, которые подойдут для вашей природной зоны, наклеить на зону контурной карты.

Если ли животные и растения не из вашей зоны?

Проверка на доске и самооценка

Оцените свою работу на оценочных листах

5. Подготовка к итоговому этапу работы

Вы применили свои знания при работе с картой, раздаточным материалом. Сейчас вам предстоит соединить все выполненные задания в одну схему вашей природной зоны.

Оцените свою работу на оценочных листах

Мы с вами совершили заочную экскурсию по природным зонам нашей необъятной Родины, посмотрели, как разнообразна природа, как она меняется. И почему это происходит. Смогли ли выполнить поставленную задачу? Ради чего мы изучаем данную тему, как она нам пригодится в жизни?

Давайте украсим дерево знаний, а сегодня это символ России – березка, своими новыми достижениями и оно приобретет новый красивый наряд. Сколько в вашей команде баллов, столько и листиков прикрепят на дерево капитаны.

А лучшие, по мнению капитанов, представители экскурсионной команды украсят доску командными результатами сегодняшнего урока. (Вывешивание работ каждой команды)

Ребята, давайте вспомним, какую цель мы свами ставили на уроке?

Как вы думаете, смогла ли ваша команда справиться с поставленными задачами? Что вам помогло? Что помешало? Кого из ребят капитан смог бы назвать лучшим? Как вы оцениваете свою работу в команде?

Вот и подошел к концу наш урок. Спасибо ребята, он был интересным и плодотворным.

Наша природа ежедневно нуждается в защите, человек – является частью природы, самое важное для него – это жизнь. В завершение я хочу поблагодарить всех за урок и отметить успешную работу поощрительными значками — фликерами, которые помогут сохранить и вам безопасность жизни на дорогах.

Читайте также:  Природные средства от загара

Показ слайдов с музыкой ( «У моей России длинные косички»)

Источник

Разработка урока «Путешествие по природным зонам России».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Разработка урока «Путешествие по природным зонам России».

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Путешествие по природным зонам России»

Тип урока : нетрадиционный — обобщение изученного материала.

Форма урока : Урок-путешествие.

-обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;

— закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,

взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;

-проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.

-умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

-бережное отношение к природе;

-взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий.;

-повысить интерес к предмету через игровую форму урока.

Мультимедийная установка, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники А. Плешакова «Окружающий мир» 4 класс, тетради на печатной основе к учебнику «Окружающий мир», карта «Природные зоны России»? листы контроля для каждого ученика.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Методы обучения: словесно — наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.

Развитие интереса к изучению природы России.

Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.

Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.

Учитель: Интересная игра сегодня у нас

К ней готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Ведь я вас четвёртый год учу.

И верю, что каждого ждет свой успех,

Душою болею за вас за всех.

Учитель: — Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по теме “Природные зоны России”. Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. Наша задача –проверить и обобщить знания по этой теме. Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний.

— Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние. Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.

Для удачного путешествия я предлагаю вспомнить, с чем мы с вами знакомились при изучении каждой природной зоны. Отправляемся на сайт под названием «Природные зоны России»

«Разминка» С условиями разминки познакомьтесь на экране .

(За каждый правильный ответ с места ученик получает картинку с изображением животного) (Фронтальная работа по вопросам учителя)

Предполагаемые ответы учащихся

1. Какими океанами омывается Россия

2. На территории России располагаются равнины…

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье.

3. Каменным поясом России называют

4. Самое глубокое озеро России

5. Река, несущая свои воды в Каспийское море

6. Сколько природных зон на территории России

7. Самая северная природная зона

8. Самая большая природная зона по территории

9. Самая жаркая природная зона

10. Зона субтропиков на территории России

Черноморское побережье Кавказа.

Учитель: Подведем итоги. Закрасьте столько клеточек на дорожке, сколько есть у вас картинок животных.

Источник

Оцените статью