Разведчики природы 4 класс
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности «Разведчики природы» 1-4 классы.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №1576.
Предлагаемая программа рассматривает основные правила разведчиков природы, расширяет умения наблюдать за природой, изучает живую и неживую природу, растения, знакомит с комнатными растениями, дает представление о роли воды в природе, рассматривает воздух и его обитателей. Дает представление о сезонных изменениях, знакомит с жителями леса, с составом почвы, со строением земли. А также рассматривает цепи питания, расширяет знания о диких и домашних животных, знакомит с редкими животными, дает представление об энергии, знакомит со строением солнечной системы.
Данная программа содержит: планируемые результаты освоения курса (личностные, метапредметные. предметные), содержание курса, тематическое планирование.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
осваивают личностный смысл учения;
проявляют интерес к учебному материалу, соблюдают моральные нормы поведения; осознают важность и необходимость бережного отношения к Земле; проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения.
Метапредметные:
умение использовать разнообразные источники информации; описывать красоту природы; извлекать необходимую информацию из текста; устанавливать причинно-следственные связи;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения по определенным признакам;
ориентироваться в своей системе знаний; извлекать необходимую информацию из учебника; строить логическую цепочку рассуждений.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; самостоятельно определять критерии оценивания, давать самооценку.
проявлять заботу друг о друге в совместном труде; отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; понимать точку зрения другого; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы в соответствии с содержанием дополнительной образовательной программы.
Содержание курса
1. Введение. Правила разведчиков природы.
задачи внеурочной деятельности «Разведчики природы». Познакомиться с правилами поведения в природе.
2. У природы нет плохой погоды.
Практическая работа: занесение наблюдений в дневник природы.
Дидактическая игра «Природные несуразности».
3. Все это называется природа.
Наблюдение: за живой и неживой природой.
Практическая работа: как оформлять следующие страницы дневника.
Дидактическая игра: «Отгадай, чей голосок».
4.Изучаем живую и неживую природу.
Наблюдение: представители живой и неживой природы Связь между живой и неживой природой.
Практическая работа: оформление страницы дневника наблюдения.
5.Золотая осень. Фенологические наблюдения.
Наблюдение: за изменениями в природе.
Практическая работа: собрать гербарий из осенних листьев.
Дидактическая игра: «Антошка».
6. Растения осенью.
Наблюдение: древесные и травянистые растения осенью.
Практическая работа: зарисовать растения осенью.
7. Гибкий стебель.
Наблюдение: за влиянием света на рост растений.
Практическая работа: посадка фасоли с последующим наблюдением за освещенными и неосвещенными растениями.
8. Знакомство с комнатными растениями.
Наблюдение: за разнообразными комнатными растениями.
Практическая работа: уход за комнатными растениями.
Дидактическая игра: «Найди мышку».
9. Вода вокруг нас.
Наблюдение: за ролью воды в природе.
Практическая работа: понаблюдать за разными состояниями воды.
10. Воздух и его обитатели.
Наблюдение: роль воздуха в природе.
Практическая работа: наблюдение за насекомыми,
11.Откуда берется ветер.
Наблюдение: за обитателями воздушной среды.
Практическая работа: выяснить, где сильнее ветер: на открытом или защищенном месте, что делает ветер, прислушаться к звукам ветра.
Дидактическая игра: «Полетушки».
12. Куда дует ветер.
Наблюдение:за ветром и его ролью в жизни растений.
Практическая работа: несложные опыты по образованию ветра.
Дидактическая игра: «Летающие семена».
13. Кто как приготовился к зиме.
Наблюдение: за сезонными изменениями в жизни растений и животных.
Практическая работа: сравнить изменения, произошедшие в лесу и около их дерева, окопать своё дерево снегом.
14. Свет, тепло и жизнь.
Наблюдение: за ростом лука в разных условиях.
Практическая работа: посадка лука в банке и наблюдение за состоянием луковицы, с созданными для роста разными условиями.
15. Зимняя сказка: на снегу и под снегом.
Наблюдение: за приспособлением животных и растений к среде обитания в зимних условиях.
Практическая работа: рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе фотосинтеза.
16. Здравствуй, весна! Здравствуй, Солнце!
Наблюдение: за сезонными изменениями весной, солнечной системой, созвездиями, сторонами горизонта.
Практическая работа: изготовить коллаж «Восход Солнца».
17. Кто первый просыпается. Первоцветы. Перелётные птицы.
Наблюдение: первые цветы, прилёт перелётных птиц.
Практическая работа: гербарий первоцветов, рисунки и рассказ о перелётных птицах.
18. Встреча в весеннем лесу.
Наблюдение: деревья и кустарники весной, цветение деревьев и кустарников.
Практическая работа: гербарий цветущих деревьев и кустарников.
19. Этажи леса.
Наблюдение: за этажами леса.
Практическая работа: выполнить рисунок в технике «Мятая бумага».
Дидактические игры: «Старичок Листовичок».
20. Из чего состоит почва.
Наблюдение: за составом почвы.
Практическая работа: выветривание и образование почвы.
Дидактическая игра: «Корни и листья».
21. Растения клумб.
Наблюдение: разнообразие за разнообразием декоративных растений школьной клумбы.
Практическая работа: уход за клумбой.
22. Волшебник- невидимка.
Наблюдение: за воздухом и некоторыми его свойствами.
Практическая работа: рассмотреть листья комнатного растения и объяснить, что растения тоже дышат воздухом.
Дидактическая игра: «Мыльные пузыри».
23. Прогулка к водоёму.
Наблюдение: за водоёмом, как природным сообществом.
Практическая работа: составить цепь питания водоема.
Дидактическая игра: «Рыбаки».
24. Через ров, через ручей.
Учить детей составлять схему маршрута с использованием топографических знаков.
Практическая работа: зарисовка природных объектов при помощи топографических знаков и определение сторон горизонта по местным признакам.
Дидактическая игра: «С кочки на кочку», «Узелок».
25. Строение Земли.
Наблюдение: за строением Земли.
Практическая работа: изготовить модель Земли из цветного пластилина.
26. Путешествие к тайнам природы.
Тематическое планирование 1-2 классы
1 час в неделю, 34 часа в год
Источник