Развитие города природные условия

3. Природные условия территорий

Для правильного решения в выборе территории для города или нового района и последующего проектирования и строительства необходима градостроительная оценка территории, характеризующая природные условия и соответствие их требованиям планировки, застройки и благоустройства города.

Характеристика территорий определяется совокупностью всех природных условий данной местности, образующих среду, в которой находится город и его население. К числу природных условий, повторяющихся во множестве территорий и имеющих наиболее существенное значение в градостроительстве, относятся:

1) климатические; 2) геоморфологические 3) геологические; 4) гидрологические; 5) гидрогеологические, 6) сведения о физико-геологических процессах и их динамике.

Эти данные и сведения дополняются такими природно-ландшафтными особенностями, как существующие зелёные насаждения. Рассмотрим подробнее некоторые из приведенных данных.

3. 1. Климатические условия

Климатические условия определяет совокупность факторов, наиболее значимыми из которых являются:

  • радиационный режим;
  • температурно-влажностный режим;
  • ветровой режим;
  • атмосферные осадки.

3.2. Геоморфологические условия

Геоморфологические условия — это сумма данных о рельефе, его происхождении и закономерностях развития. При решении градостроительных задач большое значение имеют крутизна естественного рельефа территории, особенности его форм, степень всхолмленности.

3.3. Геологические условия

Геологические условия включают данные о составе, мощности, несущей способности грунтов, порядке их напластования и возрасте, а также наличии и активности геологических процессов и нарушений земной поверхности в результате техногенных факторов. К числу природных физико-геологических процессов относят оползни, овраги, карст, селевые потоки, снежные лавины, сейсмические и криогенные явления.

Источник

1.Градостроительная оценка природных условий и требования к территории города.

При оценке рассматривают все природные условия имеющие градообразующее значение:

Читайте также:  Живая неживая природа поделка

-рельеф местности (крутизна склона, перепад отметок)

-геологические и почвенно-грунтовые условия

-гидрология водоемов (наличие озер, рек)

Природные условия местности и происходящие на ней природные процессы влияют на выбор территории.

С градостроительной точки зрения, территорию делят по степени благоприятности на 3 категории:

При развитии на территории городов опасных геофизических процессов природного происхождения (подтопление), должна быть предусмотрена защита, уменьшающая или устраняющая их в соответствии со СНиП 2.01.15. и СНБ 2.03.01.

2.Рельеф и его градостроительная оценка. Показатели характеризующие рельеф тер-ии.

О сновные формы рельефа суши — равнины и горы — образовались в результате геологических процессов. Для оценки участка предполагаемого строительства комплексно проводят изыскания. Инженерно – геодезические изыскания позволяют получить информацию о рельефе и ситуации местности и служат основой не только для проектирования, но и для проведения других видов изысканий и обследований. Площадку выбирают по возможности в малопересеченной местности с благоприятными для строительства геологическими и гидрогеологическими условиями. Рельеф площадки должен быть спокойным, с уклоном в одну сторону или от середины к краям, обеспечивающим быстрый сток поверхностных вод. Желательно, чтобы общее направление горизонталей было вдоль длинной стороны площадки, чтобы вертикальная планировка не требовала большого объема земляных работ, т.е. минимальные уклоны местности должны составлять 0,003. 0,005, а максимальные – 0,06. 0,08.

3. Задачи вертикальной планировки.

·организация стока поверхностных вод (дождевых, ливневых, талых);

·обеспечение дополнительных уклонов улиц, площадей, перекрестков для безопасного и удобного движения транспортных потоков;

·создание благоприятных условий для размещения зданий и прокладывания подземных инженерных сетей;

·организация рельефа при наличии неблагоприятных геологических процессов;

·придание рельефу наибольшей архитектурной выразительности;

·создание в необходимых случаях искусственного рельефа;

·решение задач строительства уникальных сооружений.

4. Методы вертикальной планировки.

2)метод проектных красных горизонталей

Метод профилей достаточно трудоемкий процесс, т.к. одновременно проектируется большое кол-во профилей большой протяженности. Сетка профилей разбивается по осям квадратов или прямоугольников, размеры которых зависят от стадии проектирования вертикальной планировки, ее назначения и степени пересеченности рельефа. Для малой тер-ии сторона квадрата принимается – 20,40,50 м.

Читайте также:  Закон алтайского края об особо охраняемых природных территориях алтайского края

Для большой – 100-200 м. При проектировании схемы, сетка профилей разбивается по осям улиц.

Метод проектных красных горизонталей заключается в изображении рельефа в так называемых красных горизонталях, что позволяет наглядно представить проектируемый рельеф. Позволяет совместить план и вертикальную планировку на одном чертеже.

Источник

7. Влияние природных компонентов на планировочную и пространственную структуру города

Природные компоненты: вода (природные водоемы, уровень подземных вод), рельеф, ветер, инсоляция, климат, почвы.

Влияет на расположение промышленности, портов по отношению к жилой застройке, на ширину санитарно-защитных полос (от 50 м до 1 км минимум), на выбор застройки микрорайона и мероприятия по защите от возникновения воздушных коридоров и турбулентных зон в жилой застройке.

Определяют по Розе ветров наиболее благоприятные зоны для размещения промышленности.

-освещенность прямыми солнечными лучами, измеряется по времени; нормируемая инсоляция должна быть обеспечена не менее чем в 1 жилой комнате 1-, 2-х, 3-х комнатных квартир, и не менее чем в 2-х жилых комнатах 4-х и 5-и комнатных квартир, и не менее 60% комнат инсолируется в общежитиях. в РФ три зоны — южная (не менее 2ч. в день с 22.02. по 22.10), центральная (не менее 2,5 ч.с 22.03 по 22.09), северная (не менее 3ч. с 22 .04 по 22 .08). В общественных зданиях должна быть обеспечена в игровых и групповых комнатах дошкольных учреждений, в классах начальных и общеобраз. школ.

Углы зданий не должны выходить на север.

Из-за холмистого рельефа город может располагаться на холмах (островах) и иметь децентрализованную структуру в связи с этим (Стокгольм, Нью-Йорк), или же располагаясь в историческом месте у реки улицы со средневековым прошлым будут тяготеть к воде, или же примерно повторять пути рек, идя вдоль них; если город разделен рекой, скорее всего на каждом берегу образуется свой значимый общественный центр. На ровных плато представляется возможность спланировать город по оригинальному композиционному замыслу, на который рельеф сильно влиять не станет (Бразилия).

Читайте также:  Выходные на природе статус

Наличие высокого уровня подземных вод потребует больших затрат при возведении фундаментов, осушении земли под застройку, будет препятствовать росту города вглубь земли, создание подземных коммуникаций, парковок будет более трудоемко.

наличие природного водоема в городе даст береговые территории, очень ценные для индивидуальной застройке, при размещении парков и зон отдыха горожан, появится дополнительная эстетическая категория города -набережная и ее силуэт, который может стать неотъемлемым символом образа города.

В сейсмически нестабильных районах потребуются дополнительные решения в области устойчивости зданий, высотность домов будет ограничена либо экономическими условиями, либо экологическими.

На территориях, где почва на разной глубине имеет разнообразный состав, множество непрочных пород, плывунов, песчаных участков строительство высотных зданий будет более трудоемким и дорогостоящим, более экономически невыгодным, затруднены будут постройки метрополитена и других глубоких подземных сооружений, если данная территория еще и сейсмо-опасна — это потребует поиска оригинальных инженерных мероприятий по решению этих проблем (Мехико).

8. Принципы развития транспортных систем и их влияние на планировочную структуру города.

транспортная система— совокупность транспортных средств и транспортных устройств (улицы,дороги, вокзалы).

Планировочные схемы магистральных улиц:

В городском центре (рекомендуется):

-четко разделять магистрали и разгрузить центр города от транзитного движения автотранспорта

-приоритет у общественного транспорта

-организация автостоянок и гаражей в подземном и наземном уровнях.

Транспортная среда микрорайона:

Радиус обслуживания остановок 500 м, располагают через 400-350 м, при плотной застройке через 300м. Если микрорайон граничит с парком — проезд между парком и микрорайоном минимум 6 м. Заезды в микрорайон не ближе 100м друг от друга, не дальше 300м. Радиус внутр. проездов минимум 6м (по СНИП 5,5м), или 3,5м для одностороннего проезда. К школе и д.саду 2 транспортных заезда, пеш захода в школу может быть 3.

Пешеходные проходы: мин. ширина 1м или 1,5м в микрорайоне, на улице-1,5 -2,25 м.

Источник

Оцените статью