9.8. «Философия природы» ф. Шеллинга
ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ (1775-1854) — представитель немецкой классической философии.
Основные труды: «Идеи философии природы» (1797), «О мировой душе» (1798), «Первый набросок системы философии природы» (1799), «Система трансцендентального идеализма» (1800), «Изложение моей системы философии» (1801)
Основные черты «философии природы» Ф. Шеллинга
- В философской эволюции Ф. Шеллинга самый важный этап — разработка «философии природы». Для него природа — самостоятельный предмет изучения. Период деятельности Ф. Шеллинга совпал с эпохой важных открытий в области физики, химии и физиологии. Основываясь на естественно-научном знании, он создает свое учение о природе — «натурфилософию». Воззрение его на природу идеалистично: сама материя, по Ф. Шеллингу, духовна. Природа есть «абсолютное» — первопричина и первоначало всего; она есть единство субъективного и объективного, вечный разум; материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями Абсолютного разума.
Особенности натурфилософии Ф. Шеллинга
- Последовательное проведение идеи развития в эволюции природы. Природа есть проявление бессознательной жизни разума, который проходит ряд этапов — от низших к высшим, от неживой природы до живой, находя свое завершение в человеке и его сознании.
- Понимание противоречия («полярности») как источника активности и развития всего сущего. Все процессы проистекают из одного источника — из противоречия.
- Признание единства и целостности природы, всеобщей связи ее явлений: вся материя внутренне едина и по существу представляет собой тождество.
- Из вышеизложенных положений Ф. Шеллинг определяет четыре основных атрибута (неотъемлемых свойств) природы: развитие, противоречие (полярность), целостность, материальность, или реальность (вопреки своему объективному идеализму).
- Вся природа — великий организм, в котором противоположности гармонически разрешаются в единство. Изначальная целостность живого организма обосновывается у Ф. Шеллинга понятием «мировой души».
9.9. «Трансцендентальный идеализм» и «философия тождества» ф. Шеллинга
«Трансцендентальный идеализм»
и «философия тождества» Ф. Шеллинга
- К исходу 90-х гг. XVIII в. Ф. Шеллинг пришел к выводу, что разработанная им «философия природы» решает только наполовину задачу построения философской системы, ибо она («философия природы») отвечает только на вопрос: каким образом развитие бессознательно-духовной природы приводит к появлению сознания, как из объективного возникает субъективное. Но перед философией встает и другой вопрос: как субъективное становится объективным. Ответ на этот вопрос дает так называемая «трансцендентальная философия».
- «Трансцендентальная философия» исходит из субъективного «Я» как первичного вывода из него объективного. И хотя субъективное рассматривается как первичное и как единственная основа всей реальности, речь идет не о субъективном процессе чувствования или мышления, а об особом орудии познания — о непосредственном созерцании разумом самого предмета. Такое познание Ф. Шеллинг определяет как «интеллектуальную интуицию».
- Предпосылка «философии тождества» и «трансцендентальной философии» — идея о тождестве духа и природы. Идея тождества провозглашается основной проблемой всей философии. В «философии тождества» исходным понятием служит понятие абсолютного и объективного. В Абсолюте совпадают все противоположности, и в нем же кроется начало обособления и выделения как основа его действительности. То, что в Абсолюте тождественно, вечно и совершенно, в мире вещей, напротив, раздельно, необозримо, множественно, развивается во времени, представляется как процесс.
- Концепция абсолютного тождества тесно связана у Ф. Шеллинга с идеей о самосознании Абсолюта: самораздвоение единого тождественного начала имеет целью самосознание единого. Самосознание разума — самосознание Бога, ибо Бог и есть разум. Его самосознанием предполагается существование человека: как самосознающий разум Бог может открыться только в человеческом сознании.
- Система тождества, с одной стороны, является переходной ступенью от субъективного идеализма И. Фихте к абсолютному идеализму Г. Гегеля, с другой стороны — к иррационализму и мистике. Начиная с 1815г. философская система Ф. Шеллинга превращается в «философию мифологии и откровения». Если в начале философской эволюции у Ф. Шеллинга преобладал идеалистический рационализм, бытие отождествлялось с разумом, а органом высшего познания была интеллектуальная интуиция, то в последующем он ищет истину по ту сторону разума — там, где ее указывает религия.
Источник