Развитие природных физических данных

Развитие природных физических данных детей на занятиях хореографией

Хореография – прекрасный вид искусства, в котором гармонично сочетаются музыка и пластика движений. Средствами танца достигаются физическое совершенство и, самое главное, культура движений.

Для исполнения хореографических композиций очень важны физические данные ребенка: стопа, гибкость, выворотность, танцевальный шаг, прыжок. Все эти качества можно развить средствами партерной гимнастики.

Партерная гимнастика – это упражнения на полу в разных позах, сидя, лёжа на животе и спине, направленные на растяжку всех мыщц тела, их укрепление, на развитие гибкости в суставах.

Цель партерной гимнастики – развить природные физические данные учащихся, сформировать у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для дальнейшего занятия хореографическим искусством.

Занятия партером развивают чувство ритма и музыкальность, артистичность и творческое воображение, музыкальную и двигательную память, помогают формированию правильной осанки, основных двигательных умений и навыков, необходимых для успешного освоения классического, народно-сценического, историко-бытового и современных танцев.

Предлагаемые упражнения способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, внутренней группы мышц бёдер, а также релаксации связок голеностопных, коленных и тазобедренных суставов, что в итоге способствует развитию хореографических данных ребенка, ширины, высоты и легкости танцевального шага, гибкости, координации.

Большинство упражнений выполняются на полу, что позволяет избегать перегрузок позвоночника.

Комплексы упражнений партерной гимнастики подбираются с учётом физических данных и способностей учащихся, ставящихся перед ними технических задач, благодаря чему с каждым занятием ребёнку становится интереснее и легче выполнять физически сложные упражнения.

Важным является наличие музыкального сопровождения для исполнения всех элементов. Это создаёт особую атмосферу, подчёркивает серьёзность освоения упражнений и воспитывает музыкальность и выразительность у детей во время исполнения сложных элементов.

Многим кажется, что танцевать так же легко как ходить. Это мнение обманчиво. Для овладения искусством танца необходимы определённые способности.

Детей с хорошо развитыми профессиональными данными мало. Уже на этапе приёма в хореографический коллектив можно обнаружить у детей избыточный вес, сутулость, явления сколиоза, плоскостопие. Дети, начинающие заниматься хореографией, имеют различные физические и анатомические данные: некоторые имеют развитый голеностоп, хороший подъём, но узловато торчащие колени; большой шаг, но слабую спину; длинный ахилл, но отсутствие прыжка. Развить тело и устранить физические недостатки помогает партерная гимнастика.

Для успешных занятий хореографическим искусством учащимся необходима общая физическая подготовленность: высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его мышечной и костно-суставной систем, которые обеспечивают связь отдельных частей тела между собой, поэтому целью партерной гимнастики является укрепление связочного аппарата ребёнка и создание мышечного корсета. Она дает самое главное — физическое развитие, которое в дальнейшем поможет юному танцору серьезно заниматься хореографией.

Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социальной его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого процесс развития физических способностей есть единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма. Врожденные задатки, определяющие индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма, под воздействием всестороннего процесса воспитания физических качеств, суть которого — решение многообразных двигательных задач и выполнение множества двигательных действий с необходимой функциональной активностью всего организма, обретают свойства гармонично развитых физических качеств.

Читайте также:  Какие маленькие раны человек может нанести природе

Рассмотрим подробнее природные физические данные, на развитие которых направлены средства партерной гимнастики.

Осанка. Основа осанки – позвоночник и его соединение с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (впереди), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцово-копчиковый (назад). При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление линий позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы.

Выворотность ног. Это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу.

При определении выворотности ног следует обратить внимание:

— на строение тазобедренного сустава – на степень податливости ноги, то есть на способность всей ноги (бедра, голени, стопы) занять выворотное положение; — на возможность развития выворотности ног исходя из наличия активной и пассивной выворотности ног;

— на чрезмерное переразгибание в коленных суставах (резко выраженные Х-образные ноги), что иногда обуславливается слабостью связочно-мышечного суставного аппарата и отрицательно сказывается при занятиях хореографией. Стопа. Подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочерёдно: сначала одна нога, затем другая. Из I позиции нога выводится в сторону (в положение II позиции), колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму.

По анатомическому строению различают стопу нормальную, сводчатую и плоскую. У стопы два продольных свода: внутренний и наружный. Внутренний (рессорный) имеет высоту 5 – 7 см, наружный (опорный) около 2 см. Стопа имеет поперечный свод.

Уплощение продольного и поперечного сводов проявляется в плоскостопии. Этот дефект отрицательно сказывается на занятиях хореографией. При небольшом плоскостопии с помощью целенаправленных тренировках возможно улучшение сводов стоп.

Подъём стопы – это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъёма зависит от строения и эластичности её связок. Различают три формы подъёма стопы: высокий, средний и маленький.

Балетный шаг. Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трёх направления: в сторону, вперёд и назад. Сначала проверяется одна нога, затем — другая. Для проверки балетного шага ребёнок становится боком к станку, держась одной рукой, или выводится на середину зала. Из I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъёмом поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро будущего артиста. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проводится активный шаг (способность поднять ногу самому). Критериями оценки служат высота, на которую испытуемый может поднять ноги и степень легкости подъема.

Читайте также:  Комфортные природные условия жизнедеятельности человека

Шаг создает в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда шага в стороны и вперед зависит от степени выворотности ног и подвижности тазобедренного суставов. Амплитуда шага назад зависит от подвижности позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра. Амплитуда шага способствует высоте прыжка.

Гибкость тела. Это одно из главных профессиональных требований к тем, кто собирается заниматься каким либо видом танца. Она показатель пластичности тела исполнителя, придаёт танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.

Гибкость тела определяется величиной прогиба назад и вперёд. Для этого ребёнка ставят так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Затем ребёнок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно страхуют, придерживая за руки. Гибкость тела зависит от ряда слагаемых: подвижности суставов, главным образом тазобедренного, гибкости позвоночного столба, состояния мышц. Следует обратить внимание на правильность прогиба в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков.

Проверка гибкости вперёд (проверка гибкости позвоночного столба и эластичности подколенных связок) производится также наклоном корпуса вниз при вытянутых ногах как стоя, так и в положении сидя на полу. Ребёнок должен медленно наклонить корпус вперёд (сильно вытянув позвоночник), стараясь достать корпусом (животом, грудью) и головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперёд.

Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Степень же подвижности позвоночного столба определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Гибкость (или прогиб назад) должна быть в области нижних грубых и верхних поясничных позвонков. Наклон корпуса вперёд и вниз совершается благодаря растяжению межпозвоночных дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок. Гибкость, эластичность тела умножают выразительность телодвижений в танце.

Прыжок придает танцу необходимые для него качества: легкость, воздушность, полетность, и поэтому является его важной составной частью. Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности, эластичности ахиллова сухожилия. Развитию всех этих качеств, способствует партерная гимнастика.

Читайте также:  Какие камни природного происхождения

Координация движений. Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную.

Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.

В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).

Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).

Музыкально-ритмическая координация — это умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.

Развитие природных физических данных – это один из основных элементов в развитии ребёнка. И занятия партерной гимнастикой призваны решить эту важную задачу. Направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка, упражнения гимнастики призваны сформировать осанку, укрепить мышцы опорно-двигательного аппарата, развить органы дыхания, отдельные двигательные качества и способности (силу, гибкость, координацию, ловкость, выносливость). Велика роль гимнастических упражнений и в развитии психики ребенка (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени), его музыкальных качеств.

В процессе занятий ребенок познаёт себя, раскрывает свои физические возможности, учится преодолевать физические и технико-исполнительские трудности, чем совершенствует свое мастерство и свой характер. Он формируется и как танцор-исполнитель, и как личность, обладающая развитым эстетическим и художественным вкусом, имеющая важные навыки будущей успешной жизни: умение слаженно работать в коллективе, умение слушать и управлять своим телом, умение контролировать свои эмоции и настроение.

Используемая литература

1. Барышникова Т.А. Азбука хореографии. — М.: РОЛЬФ,1999

2. Бекина С.П., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. — М.:

3. Васильева Т.И. Балетная осанка. — М.:Высшая школа изящных искусств, 1993 4. Вихрева Н.А. Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем. — М.: Московская государственная академия хореографии, 2004. 5. Зациорский В.М. Физические качества. /2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1970.

6. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. — М.:Гном-Пресс, 1997

7. Константинова А.И. Игровой стретчинг. /Методика работы с детьми дошкольного возраста. – С-Пб., 1993

8. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. – Л., 1986. 9. Леонтьева Н. Н. Анатомия и физиология детского организма. / Учебное пособие. //2-е изд. – М,: Просвещение, 1986.

10. Лифиц И.В. Ритмика. /Методическое пособие для преподавателей. — М., 1992 11. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000 12. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. — М.:Дрофа, 1997

13. Шушкина 3. К. Ритмика. — М., 1990.

Источник

Оцените статью