Развитие природы независимо от человека

Проблема взаимодействия общества и природы

Природа — объективная реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. Взгляды на взаимоотношения природного мира и общества в эпоху Возрождения. Анализ теорий, считавших рост народонаселения главной силой общественного развития.

Рубрика Философия
Предмет Основы философии
Вид реферат
Язык русский
Прислал(а) Incognito
Дата добавления 03.04.2014
Размер файла 16,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Сущность природы как объективной реальности, которая существует вне и независимо от сознания человека. Исследование взаимоотношения природы и общества в Средние века и в эпоху Возрождения. Изучение единства природного и социального бытия человека.

Проблема отношения человека и природы в философии. Исторические формы отношения человека к природе в эпоху античности, средневековья и Возрождения. Этапы эволюции взаимодействия природы и общества, их основные проблемы — народонаселения и экологии.

Эволюция философских представления о взаимосвязи общества и природы. Рассмотрение природы как естественной основы жизнедеятельности. Содержание теории Мальтуса о принудительном регулировании народонаселения. Анализ современной экологической проблемы.

Материальная основа функционирования и развития общества, выраженная в трудах Маркса. Характер взаимодействия общественного бытия людей и их общественного сознания. Понятие «истинного» и «ложного» сознания. Принципы и законы материалистической диалектики.

Взаимоотношения общества и природы как гармоничного союза — актуальная проблема социальной философии. Понятие «натурфилософия», этапы взаимодействия природного и социального бытия. Соотношение систем человек-биосфера, техносфера-ноосфера, коэволюция.

Источник

Философский анализ природы

Взаимосвязь природы и общества очевидна. Все, что имеет человек, взято у природы. Иначе складывается их взаимоотношения. Природа существует вне и независимо от человека. А человечество существует в природе и в сильной зависимости от нее,

На различных этапах исторического развития люди по-разному оценива­ют значение природных факторов (климата, рельефа) для своей жизни и дея­тельности. Соответственно можно выделить разные типы ценностного отно­шения человека к природе:

Читайте также:  Вид природной почвенной эрозии

На начальном этапе своей истории человеку было свойственно почитание
природы, поэтому античная философия рассматривает природу как совер­шенство, гармонию, как средоточие порядка. Вот почему люди той эпохи
стремились жить в согласии с природой, слиться с ней. Такое отношение
объяснялось почти полной зависимостью человека от природы.

В Средневековье природа и человек как бы уравниваются, т.к. считалось,
что все в руках Бога. Философия Средневековья противопоставляла природе
бога, стоящего над природой и над людьми, поэтому отношение людей к
природе характеризовалось не слиянием с ней, а возвышением над ней.

Начиная с эпохи Возрождения, самоуверенность человека в его отноше­нии к природе постоянно растет. Человек считает себя сотворцом природы.
Такой взгляд порождает стремление человека переделать мир на свой лад.
Природа рассматривается как некая инертная сила, требующая покорения.

В Новое время (XVIII век) вплоть до середины XX века природа рассматривалась, как источник ресурсов для человека, который все более стал проти­вопоставлять себя природе. Она казалась ему «неисчерпаемой кладовой».
Взять у нее как можно больше — вот задача общества.

С II-ой половины XX в. стремление людей к господству над природой
достигло планетарных масштабов. Рост НТП сделал воздействие общества на
природу, превосходящим ее возможности. Оказалось, что природные ресур­сы ограничены, а загрязнение окружающей среды может нанести ущерб здо­ровью. Общество все больше осознает зависимость природы от человека и
его деятельности.

Складывается новый тип ценностного отношения человека к природе – сбалансированное соотношение потребностей общества и возможностей природы.

Впервые об этом заявил французский философ Монтескье. В своей работе «О духе законов» он говорил, что человек — часть природы. Историю человече­ства он рассматривает как независимый от бога закономерный процесс.

Закон он понимал как человеческий разум, управляющий народами. За­коны — говорил Монтескье, — должны соответствовать природе: климату, ка­честву почвы, рельефу.

Природные факторы определяли дух народа и характер общественного развития и устройства. Так в жарких климатах существовал деспотизм, а в холодных — республика. Это учение получило название географического детерминизма (обусловленность развития общества географическими условиями).

Французский ученый ЭлизеРеклю ввел_в научный оборот понятие «географическая среда», но он считал, что общественная среда подавляет географическую. Такого же мнения придерживались Маркс, Энгельс, Плеханов. Географическая среда рассматривалась лишь как условие для развития материального производства.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Читайте также:  Природа времени система управления временем

Источник

Природа – это то, что нас окружает и в своем происхождении не зависит от человека, ибо природа вечна и существовала до появления человека

1. Природа – это то, что нас окружает и в своем происхождении не зависит от человека, ибо природа вечна и существовала до появления человека.

2. Природа делится на две части: живую и неживую, при этом у всех объектов неживой природы никогда не было, нет и никогда не будет ни одного из тех особенных свойств, какие есть у живой. А у любого из живых существ они есть и можно наблюдать хотя бы некоторые. Это значит, что мы делим природу на живую и неживую части не потому, что нам это почему-либо нужно или удобно, но потому, что две части природы существуют независимо от человека, объективно.

3. Человек – живое существо, и относится он к живой природе.

Теперь, определив эти идеи, мы должны так построить урок, чтобы дети сами пришли к ним.

Оборудование к уроку.Фен или вентилятор, мелкие кусочки ваты, перышки, камень, вода в стакане, миска, несколько экземпляров комнатных растений одного вида, например хлорофитум, любые живые животные, например тараканы в банке. (В банку в этом случае нужно поместить вертикально расположенные листки бумаги, чтобы насекомые могли по ним ползти вверх.) Кроме натуральных объектов – изображения каких-либо животных с детенышами, взрослых растений и их проростков.

Для коллективного составления итоговой схемы необходимо заготовить соответствующие таблички с надписями, стрелки и продумать способ их прикрепления на доску или фланелеграф.

I. Сначала работаем над первой идеей урока. Обсуждая с детьми вопрос о том, что нас окружает, мы каждый раз спрашиваем их: откуда это взялось? Сделал ли это человек? Может ли сделать?

Фиксируем на доске ответы учеников. Можно делать это в форме таблицы, например, так (табл. 1):

Первый способ записи сложнее для восприятия детей, требует напряженной мыслительной работы, поскольку дифференцированы на группы не объекты, а их признаки: дети, анализируя признаки, должны классифицировать объекты. Поэтому такая запись может быть рекомендована “продвинутым”, развитым детям. Второй способ нагляднее, воспринимается и запоминается легче, но не требует больших мыслительных усилий, потому что дифференцировка объектов на две группы осуществляется во время записи.

Задаем вопрос: можем ли мы назвать что-то, что относится и к первой, и ко второй группе? Устанавливаем с детьми, что ни один объект не может быть отнесен одновременно и к природе, и к изделиям.

Читайте также:  Диалектическое понимание природы человека

Побуждаем детей сформулировать вывод: все, что нас окружает, делится на две группы, которые отличаются тем, что к одной группе относится все то, что сделано человеком, а к другой – то, что существует независимо от человека. Только то, что включает вторая группа, называется природой.

Следующий вопрос: может ли природа существовать без человека? Обсуждаем его и приходим к положительному ответу. Доказательства: Луна, Солнце и другие подобные объекты существуют, хотя людей на них нет; на Земле есть необитаемые людьми острова; сравнительно недавно на Земле вообще не было людей: Земля существует более 4 миллиардов лет, а люди на ней появились “всего лишь” примерно 2 миллиона лет тому назад. Вывод: природа может существовать без людей, она вечна.

Обращаем внимание детей на то, что на уроках природоведения (естествознания) мы изучаем природу и теперь будем обсуждать только природные объекты.

II. Переходим ко второй идее урока. Чтобы раскрыть ее перед детьми, учителю нужно продемонстрировать и обсудить с учениками важнейшие признаки живых организмов. Поскольку многие из этих признаков недоступны для понимания детьми, следует ограничиться несколькими, поддающимися непосредственному наблюдению. Это произвольное движение, размножение, рост и развитие, питание и дыхание.

1. Произвольное движение – движение живых существ против действующих на них внешних сил – необходимо дать детям пронаблюдать. Учитель демонстрирует движение пушинок (вата, перышки и т.п.) в потоке воздуха (можно использовать вентилятор или фен). Обсуждает с детьми движение неживых предметов: снежинок, капель дождя, облаков и т.п. Задает вопросы: могут ли они двигаться против ветра? А птицы, насекомые? Дети делают вывод, что живые существа могут двигаться против ветра, а неживые – не могут.

Учитель демонстрирует падающий камень, текущую из стакана в миску воду, а также ползущее вверх какое-либо насекомое, например таракана, обсуждает с детьми возможности живых существ двигаться в гору. Дети делают вывод, что неживые объекты движутся лишь сверху вниз, а живые могут двигаться снизу вверх.

Побуждаем детей сформулировать общий вывод: живые существа преодолевают силу ветра, силу тяжести, движутся активно, а неживые – лишь под действием внешних сил. Общий вывод записываем на доске в таблице.

Информация о работе «Специфика уроков естествознания на примере изучения темы “Природа. Природа живая и неживая”»

Раздел: Психология, педагогика
Количество знаков с пробелами: 16457
Количество таблиц: 3
Количество изображений: 0

Источник

Оцените статью