Развитие системы человек природа общество

Научная школа и устойчивое развитие в системе Природа – Общество – Человек

Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению специфики деятельности Научной школы устойчивого развития, ее основных направлений, достигнутых научных, практических и организационных результатов, а также возможных дальнейших перспектив.

Ключевые слова. Наука устойчивого развития, научная школа устойчивого развития, системно-энергетический подход, образовательные программы, информационные ресурсы.

Научная школа устойчивого развития продолжает идей Побиска Георгиевича Кузнецова. Идеи Научной школы и Побиска Кузнецова представляют научное обоснование связи природных и экономических процессов, когда стоимость может быть получена на основе физико-экономических измерителей в терминах мощности, а затем в стоимостных, денежных мерах [3, 4].

Почему идеи П.Г. Кузнецова легли в основу Научной школы устойчивого развития?

Проблеме устойчивого развития не один десяток лет. В научных монографиях, статьях, обзорах выделено более 100 возможных индикаторов устойчивого развития и различных аспектов проблемы. Однако единого научного взгляда на проблему до сих пор нет. Связано это, во-первых, с междисциплинарными исследованиями проблемы, а, во-вторых, с фундаментальной проблемой измерения сложных социо-природных и социально-экономических процессов. Как на едином языке выразить разнородные природные, экономические и социальные процессы?

Отсутствие научного решения не позволяет видеть проблему системно, эффективно разносторонне проектировать и управлять общественным развитием.

Еще в 2012 году в Рио-де-Жанейро на Международной конференции по устойчивому развитию заявлено, что требуются новые научные подходы и модели развития общества, согласованные с законами развития Природы, то есть имеющие объективные научные основания, которые и гарантируют устойчивость и баланс развития в системе «природа – общество – человек».

П.Г.Кузнецов и становление Научной школы устойчивого развития

П.Г.Кузнецов занимался изучением связи динамических открытых живых систем в социальных, экономических, энергетических и других аспектах. Сформулировал принцип развития социально-экономических систем. Его научные труды опубликованы в 5 томах под общим заголовком «Наука развития Жизни» [9].

С именем П.Г.Кузнецова связывают системно-энергетический (потоковый) подход к проектированию сложных систем [1, 2, 9]. Результаты, полученные П.Г. Кузнецовым, обусловлены осмыслением и развитием работ С.А.Подолинского, В.И.Вернадского. Э.С.Бауэра и других представителей научного мира.

Еще при жизни П.Г.Кузнецова сформировалась Научная школа, которая сегодня носит его имя. Ее представители: Борис Евгеньевич Большаков, Олег Леонидович Кузнецов, Виктор Игоревич Беляков-Бодин, Виктор Михайлович Капустян, Андрей Евгеньевич Петров, Вячеслав Степанович Чесноков, Александр Евгеньевич Арменский, молодые исследователи (Головин Андрей Аркадьевич, Гапонов Алексей Алексеевич, Шамаева Екатерина Федоровна, Попов Евгений Борисович) и многие другие.

В фундамент Научной школы положены идей отечественных ученых (это В.И.Вернадский, П.Г.Кузнецов и др.), которые позволяют перевести принцип устойчивого развития, сформулированный в субъективной форме на естественном языке, на междисциплинарный язык мощности на основе общего закона Природы – закона сохранения потоков энергии, без которых ни одна живая целостность существовать не может. Развитие связывается с ростом эффективности использования внутренних ресурсов системы, расширением пространственных границ и связей во взаимодействии с окружающей средой.

Читайте также:  Значение байкальской природной территории

Труды Побиска Кузнецова вдохновляют и представляют собой «подсказки» для многих представителей науки, образования, политики; на их основе разрабатываются сильные практические решения, организационные и политические рекомендации.

Научная школа также взаимодействует с другими направлениями. Например, с Школой Линдона Ларуша. Взаимодействие двух школ осуществлялость посредств ом проведения семинаров, научных конференций [11]. С 2013 года регулярным стали выступления Линдона Ларуша и его последователей на Международной конференции по фундаментальным и прикладным проблемам устойчивого развития в системе природа, общество, человек, которые с интересом воспринимались в среде ученых.

Образовательная деятельность Научной школы

После распада СССР научные идеи Побиска Кузнецова были интегрированы в образование. Одной из организационных структур, реализующей идеи П.Г.Кузнецова в образовании, стала кафедра устойчивого инновационного развития, созданная в 2000 году на базе Международного университета природы, общества и человека «Дубна». Руководителем кафедры был доктор технических наук, профессор Б.Е. Большаков.

Кафедра вела подготовку по образовательной программе «Проектное управление устойчивым инновационным развитием». В рамках образовательной программы был представлен ряд дисциплин, раскрывающих фундаментальные знания закономерностях в системе «природа – общество – человек», системно-энергетическом анализе состояния сложных региональных и отраслевых систем, межотраслевом балансе [10], основы физической экономики и другие знания и навыки. За годы работы кафедры подготовлено более 200 специалистов, работающих в разных профессиях и предметных областях.

Научная школа: текущие организации и проекты

С 2018 года образовательная деятельность Научной школы претерпела большие изменения, связанные со смертью руководителя профессора Б.Е. Большакова. Сегодня идеи Научной школы представлены в Центре проектирования устойчивого развития институтов гражданского общества Государственного университета управления, в рамках деятельности которого реализуются образовательные, организационные проекты.

Одно направление – системно-энергетический анализ – связано с проектированием регионального развития в терминах физико-экономических величин. Это межстрановые прикладные модели в терминах мощности, позволяющие оценивать эквивалентность обмена между странами. Межрегиональные внутристрановые модели с оценкой уровня и качества развития жизни населения с бюджета социального времени. Моделирование технологических трендов и возможностей развития, предполагающее формализацию и оценку новаций в стоимостных и физико-экономических величинах.

Работают несколько молодежных групп, связанных с развитием технологий организационного планирования и управления на основе системы «СКАЛАР» (автором системы «СКАЛАР» являлся П.Г.Кузнецов, лаборатория ЛаСУРС МГУПИ).

Сегодня для ответа на глобальные вызовы и негативные тенденции особенно необходимы новые научные и прикладные решения, полученные на основе синтеза фундаментальных идей ведущих отечественных научных школ.

Читайте также:  Антропогенное использование природных ресурсов

Научная школа устойчивого развития является уникальным объединением ученых, исследователей, экспертов и практиков, деятельность которого, базируясь на прочном фундаменте философии и методологии конструктивизма П.Г. Кузнецова (включая диалектический метод, энергетический подход и потоковую концепцию), призвана наполнять научным содержанием концепцию устойчивого развития, без такого наполнения остающуюся во многом лишь набором «благих пожеланий».

Продолжение работы Научной школы в ближайшем будущем связано, в первую очередь, с научно-образовательной, экспертной и информационно-телекоммуникационной деятельностью как наиболее востребованными направлениями — соответствующие шаги предпринимаются на базе Государственного университета управления в рамках Центра проектирования устойчивого развития гражданского общества.

Список литературы

  • 1.Большаков Б.Е. Закон природы или как работает Пространство- Время — М.: РАЕН : Дубна: Ун-т «Дубна», 2002. — 265 с.
  • 2.Большаков Б.Е. Избранные труды. Т. 1. На пути к науке устойчивого развития Жизни. — М.: РАЕН, 2020. — 272 с.
  • 3.Большаков Б.Е. Наука устойчивого развития. Книга I. Введение. — М.: РАЕН, 2011. — 272 с.
  • 4.Большаков Б.Е. Проектное управление устойчивым инновационным развитием: теория, методология, технология. — М.: РАЕН : Дубна: Ун-т «Дубна», 2014. — 425 с.
  • 5.Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Мировоззрение устойчивого развития. — М.: РАЕН : Дубна: Ун-т «Дубна», 2014. — 221 с.
  • 6.Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе природа – общество – человек. — СПб.: Гуманистика, 2002. — 608 с.
  • 7.Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система природа – общество – человек: устойчивое развитие. — М.: ИД « Ноосфера», 2000. — 392 с.
  • 8.Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: синтез естественных и гуманитарных наук. — М.: РАЕН : Дубна: Ун-т «Дубна», 2001. — 228 с.
  • 9.Кузнецов П.Г. Наука развития Жизни. В 5 тт. — М.: РАЕН, 2015-2021.
  • 10.Петров А.Е. Тензорный метод двойственных сетей. — М.: ООО ЦИТиП, 2007. – 496 с.
  • 11.Kuznetsov O.L. Bolshakov B.E. Sustainable development: natural and scientific principles. — St. Petersburg: Gumanistika, 2002. — 640 p.

Источник

Человек, природа, общество

В жизни человека природа играет важную роль.Человек не может существовать без общества так же, как и без природы. Человек, природа, общество – взаимосвязанные части, компоненты одной цепочки, составляющие жизни планеты.

Значение природы

Обществознание 8 класса предлагает изучать понятие «природа» в нескольких значениях.

  • Природа – это окружающий мир во всем его проявлении. Природой в данном смысле считается все, кроме того, что создается сознанием человека: мысли, образы и идеи.
  • Природа – это все, что развивается и появляется не в ходе человеческой деятельности. По такому понятию, природа делится на 2 составляющие части: живая и неживая. Обе группы существовали до появления человека.
  • Природа – это биосфера планеты Земля, оболочка, в которой происходят живые процессы.
Читайте также:  Козловский министр природных ресурсов

Последнее значение противопоставляется понятию «общество». Жизнь людей, «человеческий фактор» изменяют природу, вмешиваются в ее развитие, меняют структуру биосферы.

Единство природы и человека

Что связывает человека, природу и общество? Ученые нашли множество доказательств тесного взаимодействия. Человек – это элемент системы, частица, но от него зависит множество процессов. Человек не может существовать вне природы. Это его место жизни. Чем можно аргументировать такое утверждение? Природа дает людям питание. Растения, животные, рыбы появились еще до человека, он нашел в них полезные питательные элементы, без которых не может существовать. То же можно сказать и о воде. Реки, озера, природные водоемы, внутренние воды дают человеку возможность обеспечить себя питьем. Человек не продержится и 3 минут без воздуха. Откуда он его берет?

Из атмосферы. Именно это позволяет сделать вывод: человек и природа – неразделимы. А. Тойнби создал теорию “вызова-ответа” между природой и обществом. Суть теории заключается в том, что природа дает человеку вызов (частые наводнения, засуха, холод, жара, определенные полезные ископаемые), а человек отвечает этим условиям созданием своей особенной культуры (дома на сваях, каменные или деревянные жилища, системы орошения и т.д.)

Некоторые ученые предсказывают наступление эпохи ноосферы, когда будет торжествовать гармония между обществом людей и природой. Данный период еще не наступил, но ученые верят в его скорый и обязательный приход.

Человек – часть природы

Человек – это верхняя ступень развития природы. Ум его позволяет руководить тем, что находиться рядом. В Древнем Китае все живые существа ученые расставили по ступеням: на начальной ступени расположились растения, затем рыбы. Всех остальных поднимали вверх по совершенству и широте интеллекта. На верхней ступеньке оказался человек. Почему? Человек – не просто царь, божество. Он тот, кто отвечает за эволюционные процессы. Он сохраняет историю и то, что появилось за много миллионов лет до него. Человечество постоянно занимается совершенствованием, умом, который приобрел от природы. Направлять силу разума человек должен не на разрушение, а на сохранение всего живого.

Часть своего исторического развития человек прошел через путь, аналогичный всем живым существам, но постепенно выбрал другой: он начинает трудиться. Труд преображает личность. Для труда нужны знания, человек, работая, обретает умения и опыт.

Источник научных открытий

Природа, окружающая человека, дарит ему множество знаний. Постигая ее тайны люди стали мудрее и практичнее. Множество законов было открыто в ходе изучения взаимосвязи компонентов планеты. Человек постигал природу и создавал новое.

которые читают вместе с этой

Источник

Оцените статью