Развитие системы природа общества законы развития

Законы природы и законы общества

Все в этом мире подчинено закономерностям. Веками человек подмечал опред порядок мироздания и повторяемость явлений, что наталкивало на мысль о сущ чего-то закономерного. Понятие закона — продукт зрелого мышления: оно сформировалось на поздней стадии развития чел общества, в период становления науки как сист знания. Закон есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный относительно типологически классифицированных условий своего проявления. Будучи по своей форме продуктами чел знаний, по своему внутр содерж законы выражают объект процессы действительности. Познание зак и есть основная зад. науки.

Понятие зак находится в тесной связи с детерминизмом, но не тождественно ему. Если детерм говорит о всеобщей обусловл явлений, то пон закона выражает кач устойчивость повторяющихся связей, рассматривая их не с точки зрен констатации и причинного понимания, но с точки зр их объект необходимости и кач регулярноси. Закон выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того он явл мерой предсказуемости связи. Поэтому зак как ыражение действия объект необходимости может рассм в качестве особого вида детерминации: как детермин будущим в отличии от причиной детерм прошлым и системной детерм настоящим.

С точки зрения основных сфер действительности законы делятся ан законы природы, законы общества и законы мышления. Понятие “закон природы” тексно связано с понятием условие. Необходимость действия любого закона природы всегда проявляется при наличии определенных условий. Закон природы – это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.

Человек является продуктом природы, социальных отношений и субъектом исторического процесса. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам.

Чел. о-во — это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока обществ. жизни — труд. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь. Развитие общества: с увеличением матер. и дух. благ возрастают и потребности ч-ка.

Читайте также:  Природа происхождения черного моря

В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специф черт:

1.Общ отношения приним форму общ интересов, потребностей, целей. А это значит что соц законы — зак не только мат, он и духовной деятельноси.

2.Поскольку общество одновр является и объектом и субъектом, соц зак — это зак челов деятельности. Без чел деят, которая генетически превична, нет и не м.б. соц закономерноси. История — это деятельность преследующего свои цели человека.

3.Соц законы по хар своей деят — статистические.

4. Спецификой соц законов явл их историчность. Вследствии того, что соц эволюция протекает боле быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и формы культуры более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень диамичен, и его зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это создает малую вероятность установлеия строгих сроков наступления событий.

Вопрос о закономерном характере развития об-ва – очень спорный.

  1. антинатурализм (Баденская школа неокантианства – Риккерт, Виндельбанд) – отрицают наличие объективных законов развития общества.
  2. натурализм (Конт) – отсутствие различий м/у естественными и общественными науками. Отрицает качественную специфику социальных законов. Их надо исследовать по образцу естественно-научного знания.
  3. Марксизм – наличие объективных законов общественного развития, имеющих качественную специфику по сравнению с законами природы. Специфика состоит в том, что:1) в общ-х з. с наибольшей силой выражена статистическая природа. Они прослеживаются на больших кол-вах людей и в большие временных интервалах; 2) оз складываются на основе сознательной деят-ти людей; 3) поскольку соц-ая закономерность существует и проявляетя в деят-ти людей, то соц-ые законы чаще всего выступают как законы-тенденции.

Источник

Общество как обособившаяся часть природы, законы природы и законы развития общества

Главным в диалектическом материализме является учение об общественно-экономической формации, основу которой составляет исторически определенный способ производства материальных благ. Но процесс производства моет протекать только при наличии определенных естественных условий – географической среды и народонаселения.

Читайте также:  Алтайском государственном природном биосферном заповеднике

Общество – это обособившаяся часть природы. Оно неотделимо от остальной природы и постоянно с ней взаимодействует. Та часть природы, с которой общество взаимодействует особенно тесно, влияет на нее и испытывает на себе ее влияние, называется географической средой (почва, климат, реки и моря, растительный и животный мир, рельеф местности, полезные ископаемые и т.д.).

Географическая среда – необходимое условие производственной деятельности человека. Без взаимодействия с природой, в борьбе с которой человек получает средства к жизни, никакая трудовая, производственная деятельности немыслима.

С точки зрения ДМ, человек – высший этап развития общества, который выделился из природы с помощью языка и труда. Человек берет из природы ее продукты, перерабатывает их и, таким образом, противостоит природе с помощью орудий труда. Животные приспосабливаются к природе, а человек приспосабливает природу в своих целях: с помощью орудий труда человек создает новую среду обитания (II-ая природа)

Однако географическая среда не является определяющей причиной развития общества: она может только способствовать или тормозить его развитие.

Другим необходимым условием жизни общества является народонаселение. Производство невозможно без людей, чей труд и представляет собой ту могучую силу, которая покоряет природу, заставляет ее служить интересам человека. В известных условиях большая или меньшая численность и плотность населения, высокие или низкие темпы его роста могут ускорить или замедлить развитие страны. Однако еще Маркс показал, что причины нищеты и голода трудящихся при капитализме заключаются не в естественных законах народонаселения, а в самой сущности капиталистической системы (крайне несправедливое распределение материальных благ).

Законы развития общества объективны и подчинены законам диалектики, объективно сходятся с ними, но имеют существенные отличия:

— в природе проявляются как динамические, так и статистические законы, в обществе – лишь статистические (менее долговечны, проявляются в виде тенденции и изменяются на разных этапах развития общества);

Читайте также:  Английский язык природные катаклизмы

— законы общества действуют через деятельность людей (субъективный фактор).

Согласно Энгельсу: мировая история – это величайшая поэтесса, творящая не по произволу, а закономерно и прекрасное и безобразное, и трагическое и комическое. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определенным законам функционирования и развития.

По словам Плеханова: законы общественного развития так же мало могут осуществляться без посредства людей, как законы природы без посредства материи. И хотя эти законы проявляются в совокупной сознательной деятельности людей, они тем не менее носят не субъективный, а объективный характер, т.к. не зависят от воли и сознания индивидов. Законы развития общества – объективные, существенные, необходимые повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития от низшего к высшему. Так, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие материального производства лежит в основе того, что одна общественно-экономическая формация сменяется другой, более высокой; прогреем общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного (человеческого) фактора в историческом процессе.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Оцените статью