Развивать эстетического восприятия природы

Дидактические игры для дошкольников на восприятие природы
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:

  • обеспечить возможность усвоения и закрепления экологических знаний, представлений;
  • пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;
  • формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;
  • предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.

Игры проводятся с подгруппой детей, с учетом сформированных у детей этого возраста представлений о природе:

  • о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
  • о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы;
  • о культуре поведения в природе.

Дидактические игры для развития эстетического воспитания природы

В ходе игры дошкольники при контакте с природным объектом (наблюдении, прикосновении к растению, животному и т. д.) должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или ухода за ним, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.

Учить детей откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.

Чтение сказок и рассказов о природе.

Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберите дерево, которое вам нравиться, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам «расскажет». Когда зазвенит колокольчик — возвращайтесь.

Вернувшись, дети (по желанию) рассказывают о «своем» дереве.

Можно провести “Беседу с цветами” (с использованием растений из цветника или уголка природы); «Беседу с животными (с использованием животных из уголка природы).

Формирование эмоционального отношения к природе.

Картинки с изображением деревьев и цветов Амурской области (на каждого ребенка).

Воспитатель раздает детям картинки.

Посмотрите внимательно на свою картинку. Вам знакомо это растение? Подумайте, что вы можете рассказать о нем.

За каждый ответ дети получают фишку определенного цвета. После игры подводятся итоги (как в первом варианте).

Воспитание бережного отношения к природе.

Картинки с изображением зайцев, кошки, цветов; фишки.

В разных местах групповой комнаты оборудованы остановки: «Половодье», «Цветочная», «Усатые-полосатые». Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. На каждой остановке педагог и дети рассказывают об увиденном на остановке.

Однажды во время весеннего половодья речка вышла из берегов и затопила лес. Дед Мазай поехал на лодке за дровами, и вот что он рассказывает:

«Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Читайте также:  Классификации природных ресурсов территории

Меньше аршина земли в ширину,

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои — ничего!»

Воспитатель задает детям вопросы, например: Что мы узнали о деде Мазае? Как люди могут помогать животным, попавшим в беду?

II. Остановка – «Усатые-полосатые»

На улице мяукала кошка. Мальчик попросил маму дать для нее еды. Он вышел на улицу, дал кошке молока и смотрел, как она ест. Кошка была рада, и мальчик рад.

Как вы думаете, правильно ли поступил мальчик? Как поступили бы вы?

Весной вместе с мамой Лена посадила цветы на клумбе. Летом они выросли и зацвели. Однажды Лена подошла к клумбе, чтобы нарвать цветов, но потом подумала и решила: “ Пусть лучше цветы растут здесь, дома все равно скоро завянут, и их придется выкинуть”.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Уточнить представления детей об экологически правильном поведении в природе.

Сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки). Карточки темного и яркого цвета — на каждого ребенка.

Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей — поднимают карточку светлого (если оценка положительная) или темного цвета.

Продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.

Вырезанные из картона круги красного и зеленого цвета.

Воспитатель дает каждому ребенку два картонных круга (зеленый и красный).

Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, “зажигайте” зеленый свет, а если неправильно — красный.

1. Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели: мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей ветка сломалась. “Слезайте и уходите!” — сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторили свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова с Ирой посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.

Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?

2. Ане нравились разноцветные мотыльки. Она взяла сачок, поймала несколько насекомых, положила их в банку и закрыла банку крышкой. Утром она увидела на дне банке погибших мотыльков. Они были уже не такие красивые, как тогда, когда порхали на лугу. Аня выбросила банку с мотыльками в мусорное ведро.

Как вы оцените действия девочки?

Читайте также:  Культуру именуют второй природой тем самым подчеркивают этой среды человеческого бытия

3. Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. “Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо”,- сказал папа. “Давай поищем ее гнездо”,- попросила Юля. “Птичке это не понравится, — сказал папа. — Когда придем домой, я покажу тебе книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд”.

Как вы считаете, папа правильно поступил?

4. Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа спросил: “ Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому здесь почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.

Как вы думаете, правильно поступили родители Лены?

Затем проводится игра “Фанты”. Воспитатель подчеркивает, что

задания, предлагаемые для выполнения, должны иметь отношение к

теме игры: загадать загадку, спеть песенку, рассказать стихотворение о

Дидактические игры для формирования нравственно-оценочного опыта

В ходе игр обсуждаются последствия поступков участников определенных ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы.

Формирование у дошкольников личностного отношения к природе.

Старичок — лесовичок (кукла); фишки (яркие — желтого, зеленого, красного цвета; темные — серого, коричневого цвета).

Экскурсия в парк, экологические походы.

Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель начинает предложение, а дети по желанию его заканчивают. Например:

— Самое красивое место в парке (лесу) .

— Я очень огорчился (ась), когда.

— Мне стало грустно, когда. и т. п.

За каждый ответ дошкольники получают фишку: яркую — за продолжение первых двух предложений и темную — за продолжение двух последних. После игры подводится итог, — каких фишек оказалось больше: если темных (например, в парке много мусора, сломаны ветки деревьев), обсуждается, что могут сделать дети, чтобы исправить ситуацию.

Игра проводится по типу “вопрос — ответ”. Старичок — лесовичок

задает детям вопросы. Например:

— Что тебя порадовало во время прогулки?

Продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе.

Картинки с изображением бережного отношения к

природе (люди сажают деревья, подкармливают животных) и

жестокого (сломанные ветки деревьев, разоренные гнезда).

Воспитатель раскладывает на ковре в произвольном порядке картинки. Дети переходят от одной картинки к другой (очередность определяется с помощью жребия), рассказывают, что на них нарисовано, оценивают поступки людей.

Все картинки выложены в ряд на полосе обоев. Две пары детей по команде идут навстречу друг другу и быстро собирают картинки с изображением, например, бережного отношения к природе. Выигрывает та пара, которая соберет больше картинок.

Читайте также:  Климат компонент природных зон

Дети рассматривают и анализируют картинки, изображающие бережное отношение к природе. Затем вместе с воспитателем обсуждают, в каких делах по охране природы они могли бы участвовать.

«Природа благодарит и сердится»

Учить детей оценивать действия людей по отношению к природе.

Фишки (яркие и темные), старичок — лесовичок (кукла).

Игра проводится во время прогулки в лес, парк, сквер. Старичок — лесовичок просит детей ответить на два вопроса:

— За что природа могла бы сказать вам «спасибо»?

— За что природа могла бы рассердиться на вас?

Дошкольники получают фишки: за ответы на первый вопрос — яркие (красного, желтого, зеленого цвета) и темные (серого или коричневого цвета) — за ответы на второй вопрос.

В конце игры можно предложить темные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчеркивая, что природа никогда не рассердится, если к ней относиться бережно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры как средство развития восприятия пространства у дошкольников с амблиопией и косоглазием»

Проблема развития и формирования пространственного восприятия является весьма актуальной в силу особой значимости данной способности при формировании ориентировке в пространстве и во всём ходе п.

«Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)

laquo;Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия).

Дидактические игры для развития зрительного восприятия и автоматизации поставленных звуков у дошкольников

Представлены пособия, изготовленные своими руками, способствующие коррекции зрительного восприятия у дошкольников. Картинки, использованные в пособии, содержат «трудные звуки», в том числе о.

Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)

Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)

Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. .

«Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)

Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. .

Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)

Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств.

Источник

Оцените статью