Изобразительно-выразительные средства языка и речи
Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.
Аллегория характерна для басен, сказок, где животные, предметы, явления природы выступают носителями свойств людей.
Например, хитрость воплощается в образе лисы, волк символизирует жадность и злобу, змея — коварство и т.д.
Повторение начального слова, словосочетания в начале предложений, стихотворных строк.
Стонет он по полям, по дорогам.
Стонет он по тюрьмам, по острогам.
Н.Некрасов
Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств.
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт.
А.Пушкин
Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности.
Швед, русский — колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
А.Пушкин
Вопросно-ответный ход, отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них; вопрос-раздумье. Вовлекает адресата в диалог, делает участником поиска истины.
Детектив? Это — «Игроки». Водевиль? Это — «Женитьба». Эссе? Это «Выбранные места из переписки с друзьями».
Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения чего-либо.
Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.Гоголь)
В сто сорок солнц закат пылал.
В.Маяковский
Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (ослабляющееся) значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.
Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника. (Н.Гоголь)
Намеренное нарушение прямого порядка слов.
Он из Германии туманной привез учености плоды.
А.Пушкин
Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан обширному контексту или целому произведению.
И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах, а сам с ноготок.
Н.Некрасов
Скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент сравнения (то, с чем сравнивают).
Ель рукавом мне тропинку завесила (А.Фет).
В саду горит костер рябины красной (С.Есенин).
Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого.
Я три тарелки съел (И.Крылов).
А в двери — бушлаты, шинели, тулупы
(В.Маяковский).
Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения.
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
А.Пушкин
Прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы наделяются человеческими способностями и свойствами.
Луна хохотала, как клоун (С.Есенин).
Улыбнулись сонные березки (С.Есенин).
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
А.С.Пушкин
Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления.
Люблю я пышное природы увяданье (А.Пушкин).
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг.
М.Ю. Лермонтов
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений; одинаковое расположение в них сходных членов предложения.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
М.Лермонтов
Расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения.
Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле.
Без возврата. (Е.Винокуров)
Способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм.
Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг, который совершила она, когда я понимаю, что она живет в душе каждого человека в любые времена — тогда я соглашаюсь с Максимом Горьким: да, литература — это наша национальная гордость!
Замена обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением, при котором подчеркиваются его существенные стороны, характерные признаки. Позволяют разнообразить речь, избегая повторений, и в то же время придают изложению различные стилистические оттенки.
Вечный город — Рим;
Белокаменная столица России — Москва.
Утверждение в вопросной форме с целью привлечения внимания к изображаемому. Может изображать сомнения и раздумья говорящего и одновременно сообщать о результатах этих раздумий или хотя бы намекать на них.
Есть ли смысл обманывать себя? Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды?
Отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка речи. Служит задаче установления активного взаимодействия
с адресатом.
О времена! О нравы! Цицерон
Подчеркнутое обращение к кому- чему-либо, выражающее отношение автора к объекту
Русь! Русь! Куда стремишься ты? (Н.Гоголь)
Многозначный предметный образ, объединяющий собой разные планы изображаемого на основе их существенной общности, родственности.
Утро может стать символом молодости, начала жизни.
Разновидность метонимии (часть предмета заменяет целый).
Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь).
Не то на серебре,- на золоте едал. (вещь и материал)
А.Грибоедов
Трещит затопленная печь (содержимое и содержащее). А.Пушкин
Мужик. Белинского и Гоголя с базара понесет (творение и творец). Н.Некрасов
Смелость города берет (носитель свойства и свойство).
Сопоставление двух предметов, явлений, с тем чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Позволяет более ярко, выпукло, рельефно представить предметы и явления.
Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин).
Намеренный обрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель (или слушатель) догадается, что именно осталось невысказанным.
С тобой летят, летят часы.
Язык безмолвствует. одни мечты.
Д.Давыдов
Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения. Придает высказыванию динамизм, живость, интонацию естественного разговора.
Мужики — за топоры. (А.К.Толстой)
Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления. В отличие от обычного определения эпитет имеет переносное значение
От весел к берегу кудрявый след бежал. (А. Фет)
Повторение слов или выражений в конце соседних строчек, предложений.
Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
(Н. Гоголь)
Источник
Что такое гипербола? Примеры
Гипербола — это художественный троп, который состоит в чрезмерном преувеличении каких-либо качественных или количественных свойств предметов, явлений, процессов.
Узнаем, что такое гипербола в художественной литературе. Приведем примеры использования гиперболы в произведениях русских писателей и поэтов. Сначала выясним, что этот термин по своему происхождению является греческим: hyperbole — это буквально значит «преувеличение». Начальная часть гипер- является частью многих слов и переводится как «сверх», «над», «выше нормы», например:
гипертония, гиперактивность, гипертрофия, гиперемия.
Одним из средств усиления эмоционально-оценочного и расширения смыслового диапазона слова, увеличения яркости опосредственного отражения изображаемой действительности, образности и выразительности речи являются художественные тропы:
В художественной литературе словом «гипербола» называют приём, состоящий в намеренном преувеличении каких-либо качеств или свойств, явлений, процессов с целью создания яркого и впечатляющего образа, например:
- реки крови;
- вечно опаздываете;
- горы трупов;
- сто лет не виделись;
- напугать до смерти;
- сто раз говорила;
- миллион извинений;
- море поспевшей пшеницы;
- целую вечность жду;
- весь день простояла;
- хоть залейся;
- дом за тысячу километров;
- постоянно опаздывает.
Гипербола часто встречается в устном народном творчестве, например в былинах: Илья Муромец берёт в руки «шалыгу железную, да которая была весу ровно сто пудов» ,
Да куда ни махнёт, улица падёт,
А назад отмахнёт — переулицы…
В художественной литературе многие писатели применяют гиперболу с целью усиления выразительности, создания образной характеристики героя, яркого и индивидуального представления о нём. С помощью этого образного тропа проявляется авторское отношение к персонажу, создаётся общее впечатление от высказывания.
Примеры использования гиперболы в художественной литературе
Понаблюдаем, как этот художественный троп эффективно применяли в своем творчестве русские писатели и поэты.
И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)
Во сне дворник сделался тяжелым, как комод . (И.Ильф и Е. Петров)
Быть может, качеств ваших тьму , любуясь ими, вы придали ему; не грешен он ни в чём, вы во сто раз грешнее. (А.С. Грибоедов)
Редкая птица долетит до середины Днепра . (Н.В. Гоголь)
Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов. (Ф.Достоевский)
Миллион терзаний (А.С. Грибоедов «Горе от ума»).
Намеренное преувеличение с целью создания гротеска использует писатель Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба»:
Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириной в Черное море , с тысячью складок и со сборами…»
К гиперболе часто прибегал поэт В.В. Маяковский:
Намозолив от пятилетнего сидения тазы, крепкие, как умывальники .
Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог.
Видеоурок: Гипербола
Источник
Назовите тропы и фигуры речи.
Помогите пожалуйста с этим заданием. Назовите хотя бы некоторые, какие знаете. Заранее спасибо.
1. Изрыдалась ночь ледяными слезами. (Фет) .
2.Ещё бокалов жажда просит залить горячий жир котлет.. (Пушкин)
3.Редкая птица долетит до середины Днепра. (Гоголь)
4.И он погиб, невольник чести (Лермонтов)
5.Синий туман. Снеговое раздолье, тонкий лимонный лунный свет. (Есенин. )
6.Мальчик с пальчик.
7.Его перо любовью дышит. (Пушкин)
8.Нос корабля, закат пылает.
9.И слышно было дорассвета, как миновал француз. (М. Ю. Лермонтов. )
10.О, как мучительно тобою счастлив я. (Пушкин) .
11.Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. ( Лермонтов)
12.Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт (Лебедев- Кумач.)
Олицетворение
Метонимия
Гипербола
Перифраза
Эпитет
Литота
Метонимия
Метафора
Синекдоха
Оксюморон
Инверсия
Параллелизм
Наставление Эзопа своему сыну Гелию
Сын мой Гелий, внемли же моим словам, пусть ты и прежде по ним воспитывался, а отплатил за них чёрной неблагодарностью. Внемли же им опять и сохрани, словно доверенный тебе клад. (Общечеловеческие) (метафора, сравнение)
Перво-на’перво почитай богов должным образом. После них почитай царя, ибо царская власть сродни божественной. Наставника своего почитай наравне с родителями: родители тебе ниспосланы природой, наставник же любит тебя без принуждения, за что ты обязан быть ему вдвойне благодарен. (Общечеловеческий стереотип)
Повседневная снедь твоя да будет доброй и изрядной, дабы достало тебе и здравия и сил для трудов грядущих.
Всё, чему ты внемлешь, будучи при царском дворе, пусть в тебе же и умрёт, дабы не пришлось тебе изведать безвременной кончины.
С супругою своею будь примерен, дабы не удумала она познать какого-либо другого мужчину: роду женскому свойственно легкомыслие, но лестью его можно удержать от ошибок.
За вином не щеголяй своей учёностью: рассуждения твои явятся неуместными и выставишь ты себя всеобщим посмешищем. Укороти язык свой.
Если кому-нибудь даровано везение, то не завидуй ему, а лучше порадуйся вместе с ним, и тогда его удача станет твоей; тот же, кто завидует, творит себе во вред.
Проявляй заботу о рабах, уделяя им от добра своего, дабы они не только были покорны хозяину, но чтили в тебе благодетеля.
Умей владеть собой.
Пусть не будет тебе стыдно учиться даже в зрелом возрасте: уж лучше научится поздно, чем никогда.
Не будь чересчур откровенен с супругой и не поверяй ей никаких секретов: в жизни супружеской она – твой соперник, неизменно вооружённый и постоянно размышляющий о том, каким образом тебя подчинить.
Живи тем, что имеешь, а нынешний избыток сбереги на день грядущий: уж лучше своё добро оставить недругам, нежели по друзьям побираться.
С кем будешь вести дела, с тем будь уступчив и вежлив: даже собака, виляя хвостом, обретает ласку, а показывая зубы – лишь палку.
Стремись обрести мудрость, а не богатство: ведь богатство можно утратить, а мудрость всегда при тебе.
Живи в счастии, не будь злопамятен, проявляй к недругам своим добротолюбие, дабы раскаялись они, уразумев, какого человека подвергли нападкам. Если ты в состоянии оказать милость, то уж не медли: действуй, памятуя о переменчивости судьбы.
Узнав сплетника и суеслова, пусть он даже твой брат, немедля изгони от себя прочь, ибо не из добрых чувств он разглагольствует, а дабы донести твои слова и дела до прочих.
Имея много денег – не радуйся, ну а если же мало – не сокрушайся.
Так молвил Эзоп и оставил юношу.
Задание к тексту: 1. Разграничьте в тексте национальные и общечеловеческие стереотипы. Докажите, что этот текст принадлежит мужчине (выделите гендерные стереотипы). 2. Выделите композиционные части текста. Представьте смысл этого текста в одном предложении. Выделите ключевые слова. 3. Назовите тропы и стилистические фигуры, используемые автором. 5. Опишите образ автора. 6. Создайте концепт жанра “поучение”.
Источник