Редкая птица долетит до середины днепра литота

Назовите тропы и фигуры речи.

Помогите пожалуйста с этим заданием. Назовите хотя бы некоторые, какие знаете. Заранее спасибо.

1. Изрыдалась ночь ледяными слезами. (Фет) .
2.Ещё бокалов жажда просит залить горячий жир котлет.. (Пушкин)
3.Редкая птица долетит до середины Днепра. (Гоголь)
4.И он погиб, невольник чести (Лермонтов)
5.Синий туман. Снеговое раздолье, тонкий лимонный лунный свет. (Есенин. )
6.Мальчик с пальчик.
7.Его перо любовью дышит. (Пушкин)
8.Нос корабля, закат пылает.
9.И слышно было дорассвета, как миновал француз. (М. Ю. Лермонтов. )
10.О, как мучительно тобою счастлив я. (Пушкин) .
11.Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. ( Лермонтов)
12.Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт (Лебедев- Кумач.)

Олицетворение
Метонимия
Гипербола
Перифраза
Эпитет
Литота
Метонимия
Метафора
Синекдоха
Оксюморон
Инверсия
Параллелизм

Наставление Эзопа своему сыну Гелию
Сын мой Гелий, внемли же моим словам, пусть ты и прежде по ним воспитывался, а отплатил за них чёрной неблагодарностью. Внемли же им опять и сохрани, словно доверенный тебе клад. (Общечеловеческие) (метафора, сравнение)
Перво-на’перво почитай богов должным образом. После них почитай царя, ибо царская власть сродни божественной. Наставника своего почитай наравне с родителями: родители тебе ниспосланы природой, наставник же любит тебя без принуждения, за что ты обязан быть ему вдвойне благодарен. (Общечеловеческий стереотип)
Повседневная снедь твоя да будет доброй и изрядной, дабы достало тебе и здравия и сил для трудов грядущих.
Всё, чему ты внемлешь, будучи при царском дворе, пусть в тебе же и умрёт, дабы не пришлось тебе изведать безвременной кончины.
С супругою своею будь примерен, дабы не удумала она познать какого-либо другого мужчину: роду женскому свойственно легкомыслие, но лестью его можно удержать от ошибок.
За вином не щеголяй своей учёностью: рассуждения твои явятся неуместными и выставишь ты себя всеобщим посмешищем. Укороти язык свой.
Если кому-нибудь даровано везение, то не завидуй ему, а лучше порадуйся вместе с ним, и тогда его удача станет твоей; тот же, кто завидует, творит себе во вред.
Проявляй заботу о рабах, уделяя им от добра своего, дабы они не только были покорны хозяину, но чтили в тебе благодетеля.
Умей владеть собой.
Пусть не будет тебе стыдно учиться даже в зрелом возрасте: уж лучше научится поздно, чем никогда.
Не будь чересчур откровенен с супругой и не поверяй ей никаких секретов: в жизни супружеской она – твой соперник, неизменно вооружённый и постоянно размышляющий о том, каким образом тебя подчинить.
Живи тем, что имеешь, а нынешний избыток сбереги на день грядущий: уж лучше своё добро оставить недругам, нежели по друзьям побираться.
С кем будешь вести дела, с тем будь уступчив и вежлив: даже собака, виляя хвостом, обретает ласку, а показывая зубы – лишь палку.
Стремись обрести мудрость, а не богатство: ведь богатство можно утратить, а мудрость всегда при тебе.
Живи в счастии, не будь злопамятен, проявляй к недругам своим добротолюбие, дабы раскаялись они, уразумев, какого человека подвергли нападкам. Если ты в состоянии оказать милость, то уж не медли: действуй, памятуя о переменчивости судьбы.
Узнав сплетника и суеслова, пусть он даже твой брат, немедля изгони от себя прочь, ибо не из добрых чувств он разглагольствует, а дабы донести твои слова и дела до прочих.
Имея много денег – не радуйся, ну а если же мало – не сокрушайся.
Так молвил Эзоп и оставил юношу.
Задание к тексту: 1. Разграничьте в тексте национальные и общечеловеческие стереотипы. Докажите, что этот текст принадлежит мужчине (выделите гендерные стереотипы). 2. Выделите композиционные части текста. Представьте смысл этого текста в одном предложении. Выделите ключевые слова. 3. Назовите тропы и стилистические фигуры, используемые автором. 5. Опишите образ автора. 6. Создайте концепт жанра “поучение”.

Читайте также:  Маленькие желтые птички зимой

Источник

Изобразительно-­выразительные
средства языка

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Русский язык».

Предлагаемый материал будет полезен при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Он поможет проверить, насколько хорошо знают ученики лексические (тропы) и синтаксические (стилистические фигуры) средства выразительности языка. Данные тесты можно использовать и для контроля знаний на уроках стилистики. Надеюсь, что они пригодятся учителям, работающим в выпускных классах.

I. Соотнесите тропы и их определения.

1. Метафора А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности
2. Метонимия Б. Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета
3. Перифраз (перифраза) В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений
4. Ирония Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
5. Литота Д. Употребление слова или выражения в значении, обратном буквальному, цель – насмешка

II. Какой троп использован?

1. В.А. Жуковским в создании образа моря:

Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты…

2. Н.В. Гоголем в изображении прохожих в повести «Невский проспект»:

Здесь вы встретите усы чудные… здесь вы встретите такие талии…;

3. Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»:

Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…

Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал.

4. А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:

Не то на серебре – на золоте едал…

5. Н.В. Гоголем в описании великой украинской реки:

Редкая птица долетит до середины Днепра.

III. Определите вид эпитета:

1. Ночевала тучка золотая. (М.Ю. Лермонтов)

2. Вот идет он к синему морю. (А.С. Пушкин)

3. Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый. (М.Ю. Лермонтов)

4. Роняет лес багряный свой убор. (А.С. Пушкин)

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1. Эпифора А. Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости
2. Антитеза Б. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации
3. Эллипсис В. Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)
4. Градация Г. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
5. Параллелизм Д. Усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов
Читайте также:  Скелет птицы отделы позвоночника

V. Какие художественные средства (синтаксические и стилистические фигуры) использованы?

1. Что подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С. Пушкина?

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

2. Что использовал А.А. Фет для изображения лирических переживаний?

Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край…

3. Что придает яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова?

Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид…

4. Что использовал Г.Р. Державин для усиления выразительности речи?

Где стол был яств, там гроб стоит…

5. Что передает эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь»?

Нет; я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть.

VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С. Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»?

Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?

VI. Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.

I. Соотнесите тропы и их определения.

1. Синекдоха А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
2. Аллегория Б. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
3. Сравнение В. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
4. Гипербола Г. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.
5. Олицетворение Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

II. Какой троп использован:

1. С.Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…»?

Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

2. Б.Горбатовым в прозаической строке?

Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

3. М.Исаковским для передачи лирического переживания?

Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь.

4. В.Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»?

Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!

5. Б.Пастернаком для создания неожиданного, запоминающегося образа?

Стекло стрекоз сновало по щекам.

III. Закончите фразу.

«Такой троп, как сравнение, трехчленно и состоит из следующих компонентов:

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1. Анафора А. Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа
2. Оксюморон Б. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок
3. Инверсия В. Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)
4. Парцелляция Г. Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое
5. Риторический вопрос Д. Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы

V. Какой синтаксический прием

1. использовал М.Горький для усиления смыслового оттенка высказывания?

Флеров – все умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

2. использовал А.Блок для изображения лирических переживаний?

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.

3. придает динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»?

Читайте также:  Птицефабрика минимальная сумма заказа

Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком;

4. использовал А.Блок для усиления выразительности речи в стихотворении «Скифы»?

Мы любим все – и жар холодных чисел…;

5. подчеркивает авторскую мысль в поэтических строках О.Берггольц?

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.

VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М.Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»?

У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звенят.

VI. Анафора, метафора, параллелизм.

Р.И. МАНИНА,
Аполлоновская СОШ,
село Аполлоновка,
Исилькульский р-н,
Омская обл.

Источник

ГИПЕРБОЛА-ЛИТОТА

ГИПЕРБОЛА-ЛИТОТА (hyperbole-litotes). Комплексный прием или образ, сочетающий художественное преувеличение и преуменьшение, в их соотносительности.

Обычно гипербола и литота противопоставляются. «Сделать из мухи слона» – это гипербола, а «гора родила мышь» – это литота. Однако часто они совпадают, поскольку преувеличение чего-то одного означает преуменьшение чего-то другого. Одна из самых знаменитых гипербол – гоголевская: «Редкая птица долетит до середины Днепра!» Этот образ призван подчеркнуть величие Днепра, широту его течения («Пышный! ему нет равной реки в мире»). Но очевидно, что «редкая птица» – одновременно и литота, преуменьшение образа птицы, поскольку в самых широких местах Днепра расстояние до его середины никогда не превышает 500–600 метров.

Г. Державин так гиперболически изображает подвиги А. Суворова («На взятие Варшавы»): «Вихрь полуночный – летит богатырь! / Тьма от чела его, с посвиста пыль! / Молнии от взоров бегут впереди, / Дубы грядою лежат позади. / Ступит на горы – горы трещат; / Ляжет на воды – бездны кипят; / Граду коснется – град упадает, / Башни рукою за облак кидает». Рядом с гиперболами, в их тени, возникают и литоты: горы, которые трещат под ногами Суворова, дубы, которые он ломает, башни, подброшенные под небеса, – становятся маленькими, игрушечными, коль скоро один человек столь своевольно с ними управляется.

Гипербола и литота почти всегда встречаются совместно, поскольку меняют соотносительные масштабы мироздания. Если одно резко увеличивается, то всегда за счет другого, которое столь же наглядно преуменьшается. У Гоголя портной Петрович «вынул шинель из носового платка, в котором ее принес; платок был только что от прачки, он уже потом свернул его и положил в карман для употребления». Петрович представлен гигантом сверхчеловеческих пропорций, зато Акакий Акакиевич – недомерком, чья шинель меньше носового платка.

Тот же двуединый прием можно видеть в «Путешествиях Гулливера» Дж. Свифта, где обычный человеческий рост Гулливера воспринимается как гигантский на фоне лилипутов, и лилипутский – на фоне великанов. У В. Набокова нимфетка Лолита выступает как литота женского, а постоянно заряженный страстью Гумберт Гумберт как гипербола мужского, и опять же они даны рядом, на фоне друг друга, как составляющие одного образа.

Поэтому гиперболу и литоту во многих случаях можно рассматривать как один прием, «гипертоту» или «литаболу», преувеличение-преуменьшение, которые оттеняют друг друга, создавая контраст большого и малого.

*Интенсивность, Микроника, Реверсивность, Самое-самое

Источник

Оцените статью