Рефлекторная природа двигательной деятельности этапы формирования двигательного навыка

12. Рефлекторная природа двигательной деятельности

Биологическая сущность рефлекса заключается в том, чтобы организм мог приспособиться к изменениям внешней и внутренней среды. Рефлекторная природа лежит в основе любого мышечного действия, которое вовлекает в свою реализацию деятельность всех необходимых в данный момент органов и систем организма.

Двигательный навык также формируется по механизму образования условных рефлексов на базе безусловных в результате соответствующих систематических упражнений. Физиологической основой формирования двигательных навыков служат временные связи, возникающие между нервными центрами. Различают три стадии (фазы) в этом процессе: генерализации, концентрации и автоматизации. Фаза генерализации связана с иррадиацией нервных процессов и вовлечением в двигательное действие «лишних мышц», объединением отдельных частных действий в целостный акт. Во второй стадии отмечается концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения, стереотипность (привычность) двигательного действия.[9,c.102]

Фаза концентрации в процессе, освоения движениями сменяется фазой стабилизации (закрепления), высокой степенью координации и автоматизации, движения становятся точными, выполняются без излишнего напряжения, экономично и стабильно. В ряде случаев некоторые фазы могут отсутствовать. Это может быть связано со степенью сложности и мощностью мышечного действия, с исходным состоянием двигательного аппарата, квалификацией спортсмена. Новые сложные координации всегда формируются на фоне прежде сложившихся координации. Существенную роль в формировании и закреплении двигательного навыка играют анализаторы: проприоцептивный, вестибулярный, слуховой, зрительный, тактильный.

13. Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности

Выполнение движений связано с непрерывным поступлением в ЦНС сигналов о функциональном состоянии мышц, степени их сокращения и расслабления, положении тела и его частей в пространстве, позе и т.д. Вся эта информация поступает от рецепторов анализаторов (в том числе и двигательного) в мозговой их отдел, анализируется и по принципу обратной связи и рефлекторному механизму поступает к исполнительному аппарату (мышце), и вновь с уже уточненной информацией тем же путем корректирует исполнение движения с заданной программой. Каждое движение нуждается в постоянной коррекции на основе информации, поступающей от проприоцепторов и других сенсорных систем в двигательные центры. Так происходит совершенствование двигательной деятельности в процессе упражнений и тренировки.[9,c.175]

Таким образом сделаем вывод человеческий организм — сложная биологи­ческая система. Все органы человеческого тела взаимосвязаны, нахо­дятся в постоянном взаимодействии и в совокупности являются еди­ной саморегулируемой и саморазвивающейся системой. Клетки, ткани, органы и системы органов в организме работают как единое целое. Их согласованная работа регулируется двумя спо­собами: гуморальным — с помощью хими­ческих веществ через жидкие среды организма (кровь, лимфу, меж­клеточную жидкость) и с помощью нервной системы. Будучи частью природы и живого мира, человек взаимодействует с ней. Взаимоотношения человека и природы — наиболее волнующая проблема современного общества. Приспособление организма к климатическим условиям называ­етсяакклиматизацией. При акклиматизации человек лучше себя чувствует в новых условиях.

Читайте также:  Разыграли друга на природе

Приспособление человека новым производственным (трудовым) и бытовым условиям называется адаптацией. Физические упражнения обладают мощ­ным противо стрессовым действием. Систематическая физическая тренировка, занятия физическими упражнениями имеют большое значение как способ разрядки нервного напряже­ния и сохранения психического здоровья.

Разрядка повышенной нерв­ной активности через движение является наиболее эффективной. Активная мышечная деятельность вызывает усиление деятельности всех систем организма, особенно сердечно-­сосудистой и дыхательной. При любой деятельности человека все его органы и системы действуют согласованно в тесном единстве. Глав­нейшая роль в регуляции отводится нервной системе.

Главенствующая роль двигательной активности в сохранении и укрепления здоровья человека обусловливается еще и тем, что практически только она одна (среди многих факторов, определяю­щих здоровье) подчиняется нашей воле, нашей решимости, нашему активному.

1. Виленский М. Я. Физическая культура студента: Учеб. для вузов / М. Я. Виленский, А. И. Зайцев, В. И. Ильинич и др. / Под ред. В. И. Ильинича. — М.: Гардарики, 2009. — 127.

2. Давиденко Д.Н., Андухар К.С. Физическая культура. Теоретический курс: Учебное пособие – СПб.: НИИ СпбГУ, 2009. — 231.

3. Емельянов Е.Н. Физическая культура: Учебное пособие – СПб.: НИИ, 2009. – 245 с. С. 33.

4. Кузнецова М. Я. Физическая культура. М.: 2009. – 229 с.

5. Левченкова А.Н. Физическая культура. Теоретический курс: Учебное пособие – СПб.: НИИ, 2009. – 238 с.

6. Михайлов С.Н. Физическая культура и здоровье для человека. Учебное пособие. М.: Просвещение. 2009. – 315 с.

7. Николаева Т.А.. Физическая культура: Учеб. для вузов / Т.А НиколаеваА. И. Зайцев / Под ред. В. И. Ильинича. — М.: Гардарики, 2009. – 234 с.

8. Петрова С.А. Социально – биологические основы физической культуры. Высшая школа. М.: Академия. 2009. – 198 с.

9. Рыжова Т.Н. Физическая культура: Пособие для поступающих в ВУЗ / под ред. Г.Н. Пономарева, Ш.З. Хуббиева, С.О. Филимонова. – СПб.: РГУ им. А.И. Герцена, 2009. – 218 c.

Источник

1 Условнорефлекторные механизмы как физиологическая основа формирования двигательных навыков

Сенсорные и исполнительные (оперантные) компоненты двигательного навыка. Физиологическим механизмом тренируемости, благодаря которому формируются новые, индивидуально приобретенные виды двигательной деятельности, в том числе спортивная техника — являются временные связи, возникающие условнорефлекторным путем. Рефлекторная природа произвольных движений была раскрыта И. М. Сеченовым. В дальнейшем И. П. Павлов вместе со своими многочисленными учениками и последователями выявили основные закономерности образования новых форм двигательных актов по механизму условнорефлекторных связей. Классические условные реакции в опытах с выделением слюны характеризуются образованием временной связи между индифферентным сигналом и подкрепляющим тот сигнал безусловным рефлексом (условные рефлексы первого порядка) или ранее образованной устойчивой условнорефлекторной реакцией (условные рефлексы более высоких порядков). Это сенсорные условные рефлексы, в которых ответная реакция на афферентный сигнал (например, слюноотделение, отдергивание руки при нанесении болевого раздражения) является или безусловнорефлекторной, или ранее приобретенной условной реакцией. В них, следовательно, используется ответ в виде уже имеющейся в организме реакции, и только сигнал, т. е. сенсорная часть, приобретает новые (условно-рефлекторные) свойства. Но когда речь идет о двигательных навыках, всегда подразумевается не просто повторение по условному сигналу ранее имевшейся реакции, а образование оперантных, называемых также инструментальными или мануальными; временных связей. Эти связи характеризуются новой формой движения или образованием комбинации из уже известных элементов нового сложного двигательного акта, до этого не имевшегося у данного организма. Следовательно, в этом случае временные связи относятся не только к афферентным (сенсорным, чувствительным), но и к эфферентным (эффекторным), т. е. исполнительным, звеньям двигательных реакций. Двигательные навыки человека характеризуются тем, что в них одновременно сочетаются оба вида временных связей. С одной стороны, через первую и вторую сигнальные системы устанавливаются связи между ранее индифферентными для спортсмена раздражителями и последующей деятельностью (сенсорные компоненты временной связи), а с другой — вырабатываются новые ответные двигательные реакции (оперантные компоненты временных связей) с соответствующим характером протекания не только двигательных, но и вегетативных функций. При образовании спортивных и других двигательных навыков у человека особенно большое значение имеют временные связи высших порядков, формирующиеся при воздействиях не только через первую, но и через вторую сигнальную систему (обучение различным навыкам всегда осуществляется путем не только показа, но и словесного объяснения). Формирование двигательного навыка сопровождается образованием временных связей, способствующих более эффективному обеспечению движений функциями вегетативных органов, особенно при длительных упражнениях циклического характера. Существенно, что моторные и вегетативные компоненты двигательного навыка формируются не одновременно. В навыках с относительно простыми движениями (например, в беге, ходьбе на лыжах) раньше формируются двигательные компоненты, в навыках же со сложными Движениями (например, в гимнастике, борьбе, спортивных играх) — вегетативные компоненты. Характерно, что после образования навыка вегетативные компоненты могут стать более инертными, чем двигательные. Например, при изменении привычной формы деятельности — переход с непрерывной работы на работу с переменной интенсивностью — двигательные функции изменяются быстро, в ряде случаев сразу же, а вегетативные органы еще длительное время функционируют в соответствии с ранее сформировавшимся характером движения (М. Е. Маршак).

Читайте также:  Волновая природа светового излучения

Источник

Рефлекторная природа двигательной деятельности. Формирование двигательного навыка

Биологическая сущность рефлекса заключается в том, чтобы организм мог приспособиться к изменениям внешней и внут­ренней среды. Рефлекторная природа лежит в основе любого мышеч­ного действия, которое вовлекает в свою реализацию деятельность всех необходимых в данный момент органов и систем организма. Двигательный навык также формируется по механизму образова­ния условных рефлексов на базе безусловных в результате соответст­вующих систематических упражнений. Физиологической основой формирования двигательных навыков служат временные связи, воз­никающие между нервными центрами. Различают три стадии (фазы) в этом процессе: генерализации, концентрации и автоматизации. Фаза генерализации связана с иррадиацией нервных процессов и вовлече­нием в двигательное действие «лишних мышц», объединением отдель­ных частных действий в целостный акт. Во второй стадии отмечается концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение из­лишнего мышечного напряжения, стереотипность (привычность) дви­гательного действия. Фаза концентрации в процессе освоения движе­ниями сменяется фазой стабилизации (закрепления), высокой степе­нью координации и автоматизации, движения становятся точными, выполняются без излишнего напряжения, экономично и стабильно. В ряде случаев некоторые фазы могут отсутствовать. Это может быть связано со степенью сложности и мощностью мышечного действия, с исходным состоянием двигательного аппарата, квалификацией спорт­смена. Новые сложные координации всегда формируются на фоне прежде сложившихся координации. Существенную роль в формиро­вании и закреплении двигательного навыка играют анализаторы: проприоцептивный, вестибулярный, слуховой, зрительный, тактильный. Выполнение движений связано с непрерывным поступлением в ЦНС сигналов о функциональном состоянии мышц, степени их сокращения и расслабления, положении тела и его частей в пространстве, позе и т.д. Вся эта информация по­ступает от рецепторов анализаторов (в том числе и двигательного) в мозговой их отдел, анализируется и по принципу обратной связи и рефлекторному механизму поступает к исполнительному аппарату (мышце), и вновь с уже уточненной информацией тем же путем кор­ректирует исполнение движения с заданной программой. Каждое дви­жение нуждается в постоянной коррекции на основе информации, по­ступающей от проприоцепторов и других сенсорных систем в двига­тельные центры. Так происходит совершенствование двигательной де­ятельности в процессе упражнений и тренировки.

Читайте также:  Какие все природные ресурсы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Познавательно:

Расчет на прочность при срезе и смятии Элементы, которыми соединяют различные детали, например, заклепки, штифты, болты (без зазора) в основном рассчитывают на срез.
Методы физического воспитания В физическом воспитании применяются 2 группы методов: — специфические &ndash.
Система образования в дореволюционной России Накануне Великой Октябрьской социалистической революции школьная государственная система была следующей.
Вопрос: Факторы, влияющие на естественное освещение в помещении Одним из важнейших гигиенических требований является хорошее естественное и искусственное освещение жилища.
Типы реакций сердечно — сосудистой системы на физическую нагрузку. 1) Нормотонический тип реакци сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку характеризуется адекватным учащением ЧСС на 30-50 %.

Источник

Оцените статью