- Особенности функционирования центральной нервной системы. Рефлекторная природа двигательной деятельности
- Образование двигательного навыка
- 9. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Этапы формирования двигательного навыка.
- 9. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Этапы формирования двигательного навыка.
Особенности функционирования центральной нервной системы. Рефлекторная природа двигательной деятельности
Все управление жизнью организма в самом широком смысле этого слова сосредоточено в спинном и головном мозге. Оба эти органа составляют центральную нервную систему (ЦНС). Сюда со всех «уголков» нашего тела, от всех его тканей и органов поступает многочисленная и разнообразная информация; отсюда ко всем органам нашего тела направляются сигналы, регулирующие их работу.
Как же осуществляется работа этого сложнейшего аппарата управления? В основе всех без исключения форм нервной деятельности лежит рефлекс.
Сущность рефлекторного актасостоит в последовательной передаче нервного импульса от воспринимающего чувствительного аппарата в ЦНС, а оттуда к действующему органу, работа которого и выражает ответ на действие раздражителя. Путь, по которому проходит нервный импульс, называетсярефлекторной дугой.
Русским физиологом И.П. Павловым выделены два вида рефлексов – безусловныеиусловные.Вся деятельность человека протекает по принципу взаимосвязи условных и безусловных рефлексов.
Унаследованные рефлексы, с рождения заложенные в нервной системе, развиваются в процессе индивидуального развития организма на базе безусловных.
Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы он оказался прочно связанным с соответствующим рефлекторному ответу безусловным раздражителем. Например, И.П. Павлов вырабатывал условно-рефлек-торное выделение слюны у собак на звонок. Достигалось это тем, что достаточное число раз звук включался перед кормлением животного, и это прочно связывало нейтральный раздражитель с пищевым.
Различают две сигнальные системы. Первая сигнальная система сигнализирует о физических, химических и биологических изменениях внешней среды (звук, цвет, свет, рентгеновские лучи, пищевые и лекарственные вещества, вирусы и др.). Вторая сигнальная система – это речь, слово. Слово – очень сильный физиологический раздражитель. Первая и вторая сигнальные системы тесно функционально взаимосвязаны.
ЦНС активизируется легкой работой и угнетается тяжелой. При напряженной работе кровообращение в мозгу остается тем же, что и в покое. При этом кровообращение в различных отделах мозга изменяется. Наиболее интенсивно снабжаются те отделы мозга, которые наиболее интенсивно работают. При предельной по интенсивности работе может страдать прием и переработка информации настолько, что человек теряет ориентировку в пространстве, перестает правильно воспринимать сигналы.
Различные условные рефлексы постоянно взаимодействуют друг с другом. Если раздражители повторяются в определенном порядке, то между ними формируется взаимосвязь, характеризующаяся стереотипной последовательностью, т. е. динамический стереотип.
Формирование таких динамических стереотипов имеет большое значение для человека. Социальная среда, воздействующая на него: быт, учеба, работа, как правило, в течение более или менее длительного времени остается постоянной. Человек, привыкший изо дня в день делать одну и ту же работу, обычно выполняет ее с большой легкостью.
Образование двигательного навыка
В двигательной деятельности спортсмена стереотип проявляется в процессе адаптации к физическим нагрузкам и приобретении новых двигательных навыков.
Двигательный навык– форма двигательных действий, выработанная по механизму условного рефлекса (динамического стереотипа) в результате соответствующих систематических упражнений.
Простейшими двигательными навыками является умение передвигаться шагом и бежать, а также плыть, умение бросать и ловить и т. д. Очевидно, что люди, обладающие различным фондом двигательных навыков, по-разному овладевают новыми двигательными навыками. Квалифицированный спортсмен значительно быстрее овладевает новой комбинацией, чем новичок.
При формировании двигательного навыка можно выделить три фазы: генерализации, концентрации, автоматизации.
Фаза генерализациихарактеризуется тем, что в работу вовлекаются лишние группы мышц, отмечается неоправданно большое напряжение работающих мышц и т. п. Движения скованны, угловаты, плохо координированы и неточны, неэкономичны.
В фазе концентрацииисчезает излишняя напряженность, движения становятся точными, экономичными, свободными, т. е. происходит концентрация возбуждения в нужных зонах головного мозга.
В фазе автоматизациинавык настолько уточняется и закрепляется, что выполнение движений становится как бы автоматическим и не требует контроля сознания. Такой навык отличается высокой стабильностью. Автоматизация навыков делает возможным одновременное выполнение нескольких двигательных действий.
На всех фазах образования двигательного навыка происходит формирование как нервно-мышечного, так и вегетативного компонентов. При этом вегетативные реакции становятся все более специфичными и отражают «запрос» со стороны двигательной сферы.
Например, при статистических усилиях особые требования предъявляются к малому кругу кровообращения и венозному притоку к правому предсердию. При длительном беге активизируется дыхание и кровообращение в целом. В третьей фазе (автоматизации) на основе совершенствования условных рефлексов достигается единство двигательного и вегетативного компонентов двигательного навыка.
В образовании двигательного навыка участвуют различные анализаторы: двигательный(проприоцептивный), вестибулярный, слуховой,зрительный,тактильный.
Подобно всем условным рефлексам, двигательные навыки точно осуществляются только при непрерывном повторении, тренировке. Перерыв ведет к распаду сложного навыка, хотя простые элементы и сохраняются очень долго. Общие поведенческие навыки в виде плавания, ходьбы на лыжах, катания на коньках, велосипеде сохраняются при перерывах в тренировках на много лет, но в форме совершенно непригодной для соревновательной деятельности.
Двигательный навык наиболее эффективен, если он не чрезмерно стандартен, так как это мешает человеку приспосабливаться в изменяющихся условиях. Он должен быть сформирован с оптимальным диапазоном, что обеспечит наилучшую адаптацию к условиям деятельности и устойчивость результатов при выполнении движений.
В процессе тренировки двигательные навыки становятся все более устойчивыми и управляемыми. Человек получает возможность все более широко и глубоко сознательно оценивать выполняемые действия. Это говорит об улучшении взаимосвязи сознания и движения (второй и первой сигнальных систем).
Источник
9. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Этапы формирования двигательного навыка.
Нервная система действует по принципу рефлекса. Рефлекс — это реакция организма на раздражение, поступающее из внутренней или внешней среды, осуществляемая при посредстве ЦНС. Биологическая сущность рефлекса — в приспособлении организма к изменениям во внешней и внутренней среде. С помощью механизма рефлекса осуществляется единство организма и среды.
Всякое мышечное движение имеет рефлекторную природу, рефлекторным же путем регулируется деятельность всех внутренних органов и систем.
Рефлекторная дуга — путь, по которому распространяется возбуждение, — состоит из трех частей: афферентной (воспринимающей прибор и центростремительный нерв), центральной (участок ЦНС) и эфферентной (проводящей нервный путь к действующему органу).
Спортивная и трудовая деятельность человека, в том числе и овладение двигательными навыками, осуществляется по принципу взаимосвязи условных рефлексов и динамических стереотипов с безусловными рефлексами.
Унаследованные рефлексы, от рождения заложенные в нервной системе, в ее структуре, в связях между нервными клетками, называют безусловными рефлексами. Объединяясь в длинные цепи, безусловные рефлексы являются основой инстинктивного поведения. У человека и у высших животных в основу поведения заложены условные рефлексы, вырабатываемые в процессе жизнедеятельности на основе безусловных рефлексов.
Образование двигательного навыка
Двигательный навык — форма двигательных действий, выработанная по механизму условного рефлекса в результате соответствующих систематических упражнений. Формирование двигательного навыка последовательно проходит три фазы: генерализации, концентрации, автоматизации.
Фаза генерализации характеризуется расширением и усилением возбудительного процесса, в результате чего в работу вовлекаются лишние группы мышц, а напряжение работающих мышц оказывается неоправданно большим. В этой фазе движения скованы, неэкономичны, плохо координированы и неточны.
Фаза генерализации сменяется фазой концентрации, когда излишнее возбуждение, благодаря дифференцированному торможению, концентрируется в нужных зонах головного мозга. Исчезает излишняя напряженность движений, они становятся точными, экономичными, выполняются свободно, без напряжения, стабильно.
В фазе автоматизации навык уточняется и закрепляется, выполнение отдельных движений становится как бы автоматическим и не требуется деятельный контроль сознания, которое может быть переключено на окружающую обстановку, поиск решения и т.Л. Автоматизированный навык отличается высокой точностью и стабильностью выполнения всех составляющих его движений.
Автоматизация навыков делает возможным выполнение одновременно нескольких двигательных действий.
Источник
9. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Этапы формирования двигательного навыка.
Нервная система действует по принципу рефлекса. Рефлекс — это реакция организма на раздражение, поступающее из внутренней или внешней среды, осуществляемая при посредстве ЦНС. Биологическая сущность рефлекса — в приспособлении организма к изменениям во внешней и внутренней среде. С помощью механизма рефлекса осуществляется единство организма и среды.
Всякое мышечное движение имеет рефлекторную природу, рефлекторным же путем регулируется деятельность всех внутренних органов и систем.
Рефлекторная дуга — путь, по которому распространяется возбуждение, — состоит из трех частей: афферентной (воспринимающей прибор и центростремительный нерв), центральной (участок ЦНС) и эфферентной (проводящей нервный путь к действующему органу).
Спортивная и трудовая деятельность человека, в том числе и овладение двигательными навыками, осуществляется по принципу взаимосвязи условных рефлексов и динамических стереотипов с безусловными рефлексами.
Унаследованные рефлексы, от рождения заложенные в нервной системе, в ее структуре, в связях между нервными клетками, называют безусловными рефлексами. Объединяясь в длинные цепи, безусловные рефлексы являются основой инстинктивного поведения. У человека и у высших животных в основу поведения заложены условные рефлексы, вырабатываемые в процессе жизнедеятельности на основе безусловных рефлексов.
Образование двигательного навыка
Двигательный навык — форма двигательных действий, выработанная по механизму условного рефлекса в результате соответствующих систематических упражнений. Формирование двигательного навыка последовательно проходит три фазы: генерализации, концентрации, автоматизации.
Фаза генерализации характеризуется расширением и усилением возбудительного процесса, в результате чего в работу вовлекаются лишние группы мышц, а напряжение работающих мышц оказывается неоправданно большим. В этой фазе движения скованы, неэкономичны, плохо координированы и неточны.
Фаза генерализации сменяется фазой концентрации, когда излишнее возбуждение, благодаря дифференцированному торможению, концентрируется в нужных зонах головного мозга. Исчезает излишняя напряженность движений, они становятся точными, экономичными, выполняются свободно, без напряжения, стабильно.
В фазе автоматизации навык уточняется и закрепляется, выполнение отдельных движений становится как бы автоматическим и не требуется деятельный контроль сознания, которое может быть переключено на окружающую обстановку, поиск решения и т.Л. Автоматизированный навык отличается высокой точностью и стабильностью выполнения всех составляющих его движений.
Автоматизация навыков делает возможным выполнение одновременно нескольких двигательных действий.
Источник