Рефлекторная природа ощущений психология

Рефлекторная природа ощущений

Итак, ощущения — начальный источник всех наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами.

Каждый анализатор состоит из трех частей:

периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);

афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры (центральный отдел анализатора);

корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии в коре головного мозга, так как определенным клеткам периферии (рецепторов) соответствуют определенные участки корковых клеток. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Анализатор — не пассивный приемник энергии. Это орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей.

Физиологические исследования показывают, что ощущение вовсе не является пассивным процессом, оно всегда включает в свой состав двигательные компоненты. Так, наблюдения с помощью микроскопа за участком кожи, проведенные американским психологом Д. Неффом, позволили убедиться, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что в состав каждого ощущения входит движение, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный характер. В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений.

Классификация ощущений

Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам — систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения — с другой).

Читайте также:  Какие природные высотные пояса

Систематическая классификация ощущений

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа; интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводит до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

Проприоцептивные ощущения

Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов. В современной физиологии и психофизиологии роль проприорицепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А. А. Орбели, П. К. Анохиным, а у человека — Н. А. Бернштейном. Описываемая группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстерорецеотивные ощущения

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстерорецеотивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу зкстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.

Генетическая классификация ощущений

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:

протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод; жажда и пр.);

эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека.

Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Читайте также:  Основные компоненты природных ресурсов

Ответ 2. Восприятие и его свойства

Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения, превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Источник

27. Рефлекторная природа ощущений. Анализатор и его строение.

Ощущение возникает как результат работы нашего анализатора.

Анализатор — анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приёма воздействий определённых раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

Анализаторы в своей совокупности называют сенсорной системой. В зависимости от того, откуда поступают к ним раздражители воздействия, рецепторы и анализаторы подразделяются на экстероцепторы — анализаторы внешнего мира (зрительный, слуховой, кожный, обонятельный, вкусовой) и интероцепторы — анализаторы состояния организма (двигательный, равновесия, состояния внутренних органов, голода, жажды).

Каждому анализатору соответствуют определенные виды ощущений. Во многих видах деятельности наибольшее значение имеют зрительные ощущения. Большую роль играют кинестезические ощущения, вызываемые раздражением нервных окончаний, заложенных в мышцах, суставах, связках и костях. Они обеспечивают поступление информации, необходимой для координации движений. В понятие «кожные ощущения» входят ощущения прикосновения и давления — осязание, или тактильные ощущения, термические (холодовые и тепловые) и болевые ощущения. Неподвижная кожа улавливает только отдельные ощущения. Нужно перемещение предмета по коже и движения пальцев — ощупывание, чтобы отразить форму предмета путем гаптических восприятий. Ощущения равновесия участвуют в восприятии пространственного положения тела. Анализатор состоит из 3 основных частей:

1) Периферический отдел. (рецептор). 2) Проводниковый отдел (чувствительные нервы). 3) Центральный отдел (специальные зоны коры больших полушарий)

Раздражитель, воздействуя на рецептор (напр,свет на сетчатку глаза), вызывает в нём какие-то физиологические процессы. Результатом этих процессов является появление нервных импульсов, которые по проводящим путям поступаю в подкорковые и корковые отделы мозга. Как только эти нервные импульсы появятся в соответствующих отделах головного мозга, у нас возникает ощущение (напр.звук, свет, твердость или мягкость).Т.е.ощущения- это результат работы наших рецепторов.

Читайте также:  Как удивить на природе

28. Закономерности ощущений: чувствительность и ее пороги; взаимодействие ощущений, синестезия, сенсибилизация, адаптация.

Пороги чувствительности. Не всякий раздражитель способен вызвать ощущение. Выделяют 2 порога чувствительности: порог абсолютной чувствительности(ПАЧ) и порог чувствительности к различению. В свою очередь сущ 2 вида ПАЧ.

Нижний порог— та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение. Нижний абсолютный порог ощущения опред уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора

Высший порог – та наибольшая сила, при которой ещё сущ ощущение данного вида. Если раздражитель превышает эту величину, то возникают болевые ощущения.

Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному виду раздражителя. Действия, которые не достигли пороговой величины, могут изменять пороги чувствит. И подсознательно корректировать действия, движения, поведение.

Пороги различения — минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений.

Адаптация — это закономерное изменение чувствительности анализаторов под влиянием постоянно действующих раздражителей. Выделяют три вида адаптации

  • Адаптация как полное исчезновение ощущения, наиболее характерное для тактильной чувствительности (в течение дня человек может практически не ощущать вес одежды и ее соприкосновение с кожей);
  • Адаптация как уменьшение чувствительности под влиянием сильно­го раздражителя (например, зрительный анализатор достаточно быстро снижает свою чувствительность, когда человек переходит из темного помещения в ярко освещенное);
  • Адаптация как повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (обратный пример: зрительная чувствительность повышается, когда человек попадает в затемненное пространство). Разные анализаторы имеют различную адаптируемость; последняя достигает высоких показателей у зрительных, обонятельных, тактильных анализаторов и низких — у слуховых и температурных. Практически не адаптируются болевые ощущения, так как адаптация к боли грозит разрушением организма.

Взаимодействие ощущений — это закономерное изменение чувствительности анализатора при раздражении других органов чувств. Слабые раздражители в одной анализаторной сист повышают чувствительность другой системы, сильные- понижают.

Сенсибилизация — повышение чувствительности анализатора, в результате взаимодействия анализаторов или упражнений. (обтирание лица влажным полотенцем приводит к повышению чувствит. Зрительного анализатора)

Синестезия — возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.(при прослушив. Музыки появл. Зрит.ощущ.(цветомузыка), худ.лит-ра(бархатный голос,острый вкус,кричащий цвет).

Источник

Оцените статью