3.2. Рефлекторная природа психики
Наукой доказано, что психическая деятельность человека и животных по своему физиологическому механизму является высшей нервной деятельностью. Психика имеет рефлекторную природу.
Вопрос о связи психических явлений с деятельностью мозга имеет большую давность. Уже древнегреческие врачи-естествоиспытатели на основе наблюдений над больными указывали на связь психических явлений с деятельностью мозга, однако они не могли объяснить эту связь в силу слабого развития науки.
В XVII в. французский философ Декарт ввел в науку понятие рефлекса, чем оказал огромное революционизирующее влияние на ход исследований поведения животных и человека. Под рефлексом он понимал ответную реакцию организма на внешнее раздражение. Какое-либо внешнее раздражение (свет, звук, прикосновение) действуют на соответствующий орган чувств животного; возникшее здесь нервное возбуждение передается в мозг, а оттуда к органам движения – мышцам. Движения животного, таким образом, суть не что иное, как рефлексы, т. е. причинно обусловленные акты отражения животным внешних раздражений.
Рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонентов системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их обратное влияние на образ.
К научному пониманию мозговых механизмов психической деятельности психология пришла не сразу. И. М. Сеченов в труде «Рефлексы головного мозга» (1863) показал, что психическая деятельность человека по своей природе является рефлекторной (отражательной) деятельностью.
И. М. Сеченов утверждает, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы», что психическая деятельность человека возникает в процессе рефлекторной деятельности головного мозга и неотделима от него. В рефлекторном акте И. М. Сеченов различает три части. Начало рефлекса составляют раздражения чувствующего нерва и превращение этих раздражений в органах чувств в нервное возбуждение, передаваемое в головной мозг. Средняя часть акта – это нервные процессы возбуждения и торможения, происходящие в головном мозгу, которые и являются основой возникновения психической деятельности (ощущений, представлений, памяти, мышления, чувств, воли и др.). Конечное звено рефлекторного акта – это движение мышц и органов тела (проявляется в действиях, поступках человека).
И. М. Сеченов указывает на неразрывную связь и взаимодействие всех трех частей рефлекса. Раскрывая рефлекторное происхождение психической деятельности человека, И. М. Сеченов вместе с тем убедительно доказывает ее детерминированность, причинную обусловленность, т. е. зависимость всех действий, поступков человека от условий внешней среды. «Первоначальная причина всякого поступка, – пишет он, – лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна».
Чем разнообразнее события, в которых участвует личность, и деятельность, которой она занята, тем разнообразнее ее психические состояния.
К ним можно отнести состояния внимательности и рассеянности, умственной активности или пассивности, состояния решительности или нерешительности, заинтересованности чем-либо или скуки, тревожного или радостного ожидания, утомленности и т. п.
Изучение многообразных психических состояний, в которых проявляется жизнедеятельность человека, имеет большое практическое значение, особенно в деятельности медицинского работника. Указанные формы психической деятельности не существуют изолированно. Они представляют собой лишь различные проявления сложной отражательной деятельности мозга человека.
Психика формируется и развивается в активной, деятельности человека.
Возникая на определенном уровне биологической эволюции, психика сама выступает в качестве одного из ее факторов, обеспечивая возрастающую по сложности приспособляемость организмов к условиям их существования. А с переходом к человеку психика приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями, возникает сознание как ведущий уровень регуляции деятельности, формируется личность, служащая источником высших проявлений активности психики.
Источник
8. Принцип отражательной (рефлекторной) природы психики.
Вся материя обладает свойством отражения, т. е. способностью отвечать на воздействия внешней среды. Существует три основных формы отражения: — психическая — как ответная реакция живого организма на раздражитель (на боль, музыку); — физическая (отражение звука, света, радиолокационного сигнала); — физиологическая (поворот цветка подсолнуха вслед за солнцем).
Психика связана, прежде всего, с работой мозга. А в основе работы мозга лежит рефлекс (отражение). Раздражители, идущие из внешней среды или от внутренних органов, превращаются рецепторами органов чувств (начальное звено) в специальные сигналы сообщения. Раздражение может улавливаться двумя способами (или, по И. П. Павлову, двумя типами сигнальных систем): — непосредственно органами чувств как ощущения цвета, звука, запаха и др. (в этом случае работает первая сигнальная система); — в виде осмысленных и понятых человеком слов (в этом случае работает вторая сигнальная система).
При этом слово играет двоякую роль: — как сигнальный раздражитель (в виде звука речи или начертаний знаков письменного текста); — как смысловой раздражитель (в виде значения этого слова).
Если слово оказалось непонятным человеку, то оно будет воздействовать на его реакцию лишь как раздралситель первой сигнальной системы. Естественно, животные используют только первую сигнальную систему, а человек — и первую и вторую.
Сигналы сообщения от рецепторов воспринимаются мозгом (центральное звено). Процессы возбуждения и торможения порождают здесь такие психические процессы, как ощущения, чувства, мышление и т. д. В результате на выходе центрального звена сигналы сообщений превращаются в командные.
В центральном звене психики формируется также образ желаемого результата действия. Этот образ опережает сам результат, предваряет его, выступает в качестве своеобразной модели желаемой действительности. Вот такое опережающее, как его назвали, отражение (опережающий рефлекс), выполняющее функцию предвосхищения каких-либо сигналов, дает возможность организму заранее подготовиться к предстоящей ситуации, предвидеть результаты не только осуществляемых, но и намечаемых на будущее действий, поступков и даже деятельности. Чем более высокий уровень развития живого существа, тем дальше оно видит последствия своих действий. Более того, без опережающего отражения человек не может организовать, планировать и последовательно выполнять намеченные им действия.
9. Принцип развития в психологии.
Этот объяснительный принцип внутренне связан с другими регулятивами научного познания — детерминизмом и системностью. Он предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин, и вместе с тем включает постулат об обусловленности преобразования этих явлений их включенностью в целостную систему, образуемую их взаимоориентацией. Принцип развития предполагает, что изменения происходят закономерно, что переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включают элементы случайности и вариативности. Это выступает и при соотнесении двух основных типов развития: эволюционного и революционного. Их соотнесение таково, что с одной стороны, обеспечивается преемственность в смене уровней при самых радикальных преобразованиях процесса развития, с другой — происходит становление качественно новых форм, не сводимых к предшествующим. Тем самым становится очевидной односторонность концепций, которые либо, акцентируя преемственность, сводят новообразования в ходе развития к формам, характерным для низших этапов этого процесса, либо, акцентируя значимость революционных сдвигов, видят в появлении качественно иных, чем прежде, структур, эффект своего рода катастроф, разрывающих «связь времен».
Источник
3.2. Рефлекторная природа психики
Наукой доказано, что психическая деятельность человека и животных по своему физиологическому механизму является высшей нервной деятельностью. Психика имеет рефлекторную природу.
Вопрос о связи психических явлений с деятельностью мозга имеет большую давность. Уже древнегреческие врачи-естествоиспытатели на основе наблюдений над больными указывали на связь психических явлений с деятельностью мозга, однако они не могли объяснить эту связь в силу слабого развития науки.
В XVII в. французский философ Декарт ввел в науку понятие рефлекса, чем оказал огромное революционизирующее влияние на ход исследований поведения животных и человека. Под рефлексом он понимал ответную реакцию организма на внешнее раздражение. Какое-либо внешнее раздражение (свет, звук, прикосновение) действуют на соответствующий орган чувств животного; возникшее здесь нервное возбуждение передается в мозг, а оттуда к органам движения – мышцам. Движения животного, таким образом, суть не что иное, как рефлексы, т. е. причинно обусловленные акты отражения животным внешних раздражений.
Рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонентов системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их обратное влияние на образ.
К научному пониманию мозговых механизмов психической деятельности психология пришла не сразу. И. М. Сеченов в труде «Рефлексы головного мозга» (1863) показал, что психическая деятельность человека по своей природе является рефлекторной (отражательной) деятельностью.
И. М. Сеченов утверждает, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы», что психическая деятельность человека возникает в процессе рефлекторной деятельности головного мозга и неотделима от него. В рефлекторном акте И. М. Сеченов различает три части. Начало рефлекса составляют раздражения чувствующего нерва и превращение этих раздражений в органах чувств в нервное возбуждение, передаваемое в головной мозг. Средняя часть акта – это нервные процессы возбуждения и торможения, происходящие в головном мозгу, которые и являются основой возникновения психической деятельности (ощущений, представлений, памяти, мышления, чувств, воли и др.). Конечное звено рефлекторного акта – это движение мышц и органов тела (проявляется в действиях, поступках человека).
И. М. Сеченов указывает на неразрывную связь и взаимодействие всех трех частей рефлекса. Раскрывая рефлекторное происхождение психической деятельности человека, И. М. Сеченов вместе с тем убедительно доказывает ее детерминированность, причинную обусловленность, т. е. зависимость всех действий, поступков человека от условий внешней среды. «Первоначальная причина всякого поступка, – пишет он, – лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна».
Чем разнообразнее события, в которых участвует личность, и деятельность, которой она занята, тем разнообразнее ее психические состояния.
К ним можно отнести состояния внимательности и рассеянности, умственной активности или пассивности, состояния решительности или нерешительности, заинтересованности чем-либо или скуки, тревожного или радостного ожидания, утомленности и т. п.
Изучение многообразных психических состояний, в которых проявляется жизнедеятельность человека, имеет большое практическое значение, особенно в деятельности медицинского работника. Указанные формы психической деятельности не существуют изолированно. Они представляют собой лишь различные проявления сложной отражательной деятельности мозга человека.
Психика формируется и развивается в активной, деятельности человека.
Возникая на определенном уровне биологической эволюции, психика сама выступает в качестве одного из ее факторов, обеспечивая возрастающую по сложности приспособляемость организмов к условиям их существования. А с переходом к человеку психика приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями, возникает сознание как ведущий уровень регуляции деятельности, формируется личность, служащая источником высших проявлений активности психики.
Источник