Вопрос 23 Охрана окружающей среды на региональном уровне
На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами специально уполномоченных ведомств.
На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования. На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды (ООС) создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды) либо их функции выполняет какое-либо подразделение предприятия (например, отдел главного механика). Во всех случаях негативные воздействия на атмосферу, гидросферу и почвы должны ограничиваться и необходимо вести постоянный производственный контроль состояния этих сред. Основой управления ООС являются законодательные и подзаконные акты, а также международное сотрудничество в данной области. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
[Закон «Об охране окружающей среды»] [Глава II] [Статья 6]
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
- участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
- право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;
- установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
- ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, за которыми осуществляется региональный государственный экологический надзор;
- участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
Вопрос 24 Предпосылки рационального природоиспользования
Рациональное природопользование — это система природопользования, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы, обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, полно и многократно используются отходы производства (т.е. организовано безотходное производство), что позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды. Рациональное природопользование характерно для интенсивного хозяйства, которое развивается на основе научно-технического прогресса и хорошей организации труда при высокой производительности труда. Примером рационального природопользования может быть безотходное производство, в котором полностью используются отходы, в результате чего снижается расход сырья и сводится к минимуму загрязнение окружающей среды. Одним из видов безотходного производства является многократное использование в технологическом процессе воды, взятой из рек, озер, буровых скважин и т.д. Использованная вода очищается и вновь участвует в производственном процессе. Принципы рационального природопользования К основным принципам рационального природопользования относятся: 1. Изучение (учет и оценка, прогноз развития, разработка системы управления и использования различных типов ресурсов окружающей среды) 2. Охрана (обеспечение качества, поддержание продуктивности (воспроизводство) различных типов ресурсов окружающей среды) 3. Освоение (эффективность, комплексность и экономичность добычи и переработки различных типов ресурсов окружающей среды) 4. Преобразование (улучшение и оптимизация, обогащение (качественное и количественное) различных типов ресурсов окружающей среды)
Источник
Экология СПРАВОЧНИК
Федеральные и региональные органы охраны природной среды
В Конституции Российской Федерации (ст. 9) записано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».[ . ]
В соответствии с этой статьей Конституции в России сформированы законодательные и исполнительные органы управления системы охраны природы и создания нормальных для жизни человека условий окружающей природной среды. На решение этих задач направлена вся деятельность федеральных и местных органов, общественных организаций и научных учреждений по охране природы. Из этих же задач они исходят при международном сотрудничестве.[ . ]
Законодательную власть в области охраны природы осуществляет Государственная дума, в состав которой входят комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам и комитет по экологии. Эти комитеты разрабатывают и осуществляют государственную политику в области экологии, природоопользова-ния и использования сырьевых ресурсов и природоохранной деятельности страны.[ . ]
Основными государственными исполнительными органами, претворяющими в жизнь конституционные принципы и законодательные акты в области охраны природы, являются: в области экологии — Министерство природных ресурсов Российской Федерации, в области охраны окружающей среды—Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России). Принимаемые этими ведомствами решения по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями.[ . ]
К основным контрольным природоохранным структурам относятся Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора (Госкомсанэпиднадзор России), Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор), Федеральный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Госатомнадзор).[ . ]
Госкомсанэпиднадзор России осуществляет государственное нормативное регулирование, а также специальные и контрольные функции в разрешительные, надзорные области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации (санитарно-гигиеническое нормирование, совершенствование правового регулирования вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности).[ . ]
Госгортехнадзор России организует и осуществляет государственное регулирование промышленной безопасности и надзор за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности; горный надзор в целях обеспечения всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр.[ . ]
Министерство природных ресурсов РФ осуществляет управление государственным фондом недр, государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а также государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр.[ . ]
Ряд министерств и комитетов Российской Федерации призваны решать конкретные вопросы охраны природы в зависимости от их специализации. Так, Министерство сельского хозяйства и продовольствия России (Минсельхозпрод России) и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации (Роскомзем) контролируют разнообразные аспекты использования и охраны земель. Минсельхозпрод России осуществляет контроль за правильным применением в сельском хозяйстве минеральных удобрений и пестицидов, внедрением интегрированных методов и особенно биологических средств борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений и животных. Охрана и воспроизводство рыбных запасов, регулирование рыболовства, предотвращение загрязнения и запыления водоемов — все это входит в компетенцию Комитета Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовст-во).[ . ]
Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (Минздравмедпром России) осуществляет надзор за санитарным состоянием окружающей среды, контроль за выполнением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения.[ . ]
Источник
Региональные органы охраны природной среды
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;
участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;
обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
С 01.09.2023 абз. 12 ст. 6 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.12.2021 N 446-ФЗ). См. будущую редакцию.
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ;
ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.
Источник