Репродуктивный период развития животного

Постэмбриональное развитие животных. 10-й класс

Цели: Изучить особенности постэмбрионального периода развития, выявить его закономерности.

  • Образовательная: показать типы постэмбрионального развития, выявить его закономерности и продолжительность у различных организмов;
  • Развивающая: формулировать умения сравнивать, анализировать, выделять главное;
  • Воспитательная: половое воспитание.

Тип урока: Комбинированный

Методы используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые.

  • Иметь представление о влиянии факторов внешней среды на индивидуальное развитие;
  • Знать понятия: “метаморфоз”, “развитие”, “рост”;
  • Уметь: объяснять различия в типах развития, приводить примеры прямого и непрямого развития.

Междисциплинарные связи: экология.

Внутридисциплинарные связи: зоология, анатомия, физиология.

Оборудование: таблица “Развитие насекомых”, мультимедийная установка, компьютерная поддержка.

  • Постэмбриональный период развития организмов: начало- выход организмов из яйцевых оболочек или при внутриутробном развитии зародыша – момент рождения
  • Продолжительность постэмбрионального развития у разных видов
  • Три периода постэмбрионального развития.

Ход урока

Вводное слово учителя:

Постэмбриональный период начинается с момента выхода организма из

яйцевых оболочек, а при внутриутробном развитии у млекопитающих – с момента рождения. Многие организмы на этапе постэмбрионального развития претерпевают сложные изменения и преобразования. Этот период в развитии каждого организма является не менее важным для дальнейшей жизнедеятельности, чем эмбриональный.

Существует два вида постэмбрионального развития (см. файл 3) См. Приложение 1

Вспомните из курса зоологии типы развития насекомых! (см. файл 6)

При непрямом развитии происходят метаморфозы, т.е. из яйца выходит личинка, которая устроена проще взрослого животного. Личинка питается, растет и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослым животным.

Сделаем вывод, что при метаморфозе разрушаются личиночные органы и возникают органы, присущие взрослым животным.

Примером метаморфоза служит развитие насекомых. Гусеницы бабочек или личинки стрекоз резко отличаются по строению, образу жизни и среде обитания от взрослых животных.

Или личиночная форма амфибий – головастик, для которого характерны жаберные щели, боковая линия, двухкамерное сердце, один круг кровообращения. В процессе метаморфоза, происходящего под влиянием гормона щитовидной железы, рассасывается хвост, появляются конечности, исчезает боковая линия, развиваются легкие и второй круг кровообращения.

Читайте также:  Какого животного приручить охотнику

Итак, сделаем вывод с чем связан метаморфоз?

Ребята делают вывод:

Метаморфоз связан с переменой образа жизни или средой обитания. Личинки могут самостоятельно питаться и растут, накапливая клеточный материал для формирования постоянных органов, свойственных взрослым животным.

При прямом развитии из личиночных оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но в нем заложены все основные органы, свойственные взрослому животному. Постэмбриональное развитие сводится в основном к росту и половому созреванию.

Примеры: пресмыкающиеся, птицы, рыбы, млекопитающие,

Постэмбриональный период развития имеет разную продолжительность.

Учитель (просит ответить на вопрос): Сравните продолжительность постэмбрионального периода развития у различных животных у насекомых, птиц, млекопитающих.

Учащиеся (должны сделать вывод, что): чем продолжительнее жизнь организма, тем позже наступает половозрелость, и тем дольше протекает беременность.

Существует три периода постэмбрионального развития

В постэмбриональный период происходит рост организма. Если бы организм не рос, он никогда бы не стал больше оплодотворенного яйца.

Рост бывает определенный и неопределенный.

В качестве примера определенного роста человека можно привести следующие данные: скорость роста не одинакова на разных стадиях развития организма и в различных участках организма. Максимальная скорость роста характерна для первых четырех месяцев внутриутробного развития. Скорость роста организма в постнатальном онтогенезе постепенно снижается к четырехлетнему возрасту, затем некоторое время остается постоянной, а в определенном возрасте опять делает скачок, называемый пуберантным скачком роста. Это связано с периодом полового созревания. У человека рост заканчивается к 20-25 годам. В старческом же периоде происходит некоторое уменьшение размеров тела, изменяется характер деятельности эндокринных желез, прекращается гаметогенез и ослабевают физиологические функции.

Неопределенный рост продолжается в течение всей жизни и наблюдается у древесных форм растений, некоторых моллюсков, из позвоночных – у рыб, крыс.

Вывод урока

Постэмбриональное развитие в основном сводится к росту, половому созреванию и репродукции. У многих просто устроенных животных времени активного размножения предшествует личиночная стадия, завершающаяся метаморфозом.

Читайте также:  Акт клинического исследования животного

Закрепление

Учитель: Проведите соответствие понятий и определений:

1. Постэмбриональный период

А. Период онтогенеза после полового созревания, во время которого возможно самовоспроизведение.

2. Дорепродуктивный период

Б. Способ постэмбрионального развития, при котором яйцевые оболочки покидает личиночная форма.

3. Прямое развитие

В. Процесс замены личиночных органов, на структуры, свойственные половозрелым особям.

4. Непрямое развитие

Г. Форма постэмбрионального развития, характеризующаяся выходом из яйцевых оболочек или тела матери организма, имеющего зачатки всех органов и систем, свойственных взрослым животным.

5. Метаморфоз

Д. Этап развития, предшествующий репродукции; при непрямом развитии – личиночный период, а при прямом – период детства.

6. Репродуктивный период

Е. Период развития с момента выхода из яйцевых оболочек, или рождения, до смерти организма.

Домашнее задание

Стр. 228–232, вопросы, стр. 233.

Источник

Постэмбриональное развитие

Период от выхода организма из яйцевых оболочек или рождения до смерти называется постэмбриональным. Мы с вами находимся в этом периоде. Для него характерен дальнейший рост и развитие организма.

У животных рост ограничен, у растений и грибов возможен неограниченный рост (он ограничен лишь условиями среды, субстратом).

Особенно активный рост и развитие организма, половое созревание.

Функционирование взрослого, сформированного организма. Размножение.

Постепенное угасание процессов жизнедеятельности, старение.

Постэмбриональный период

Прямое и непрямое развитие

В этом случае взрослая особь отличается от молодой только бо́льшими размерами. Молодая особь ведет тот же образ жизни, что и взрослая. Такой тип развития свойственен наземным позвоночным.

Прямое развитие

Непрямое развитие отличается от прямого тем, что из яйца появляется личинка, которая сильно отличается от взрослой особи. Непрямой тип развития характерен, например, для всех насекомых.

Непрямое развитие может протекать с неполным метаморфозом (неполное превращение) или с полным метаморфозом (греч. μεταμόρφωσις — превращение). В ходе метаморфоза (полного превращения) происходит глубокое преобразование строения организма или отдельных его органов.

Молодая особь (личинка) весьма заметно отличается от взрослой (имаго). Так, например, гусеницы — личинки, ползают на листьях растений и усиленно питаются ими, быстро растут.

Читайте также:  Символ саудовской аравии животное

На определенном этапе происходят коренные преобразования личинки — ее метаморфоз. Гусеница превращается в куколку: разрушаются почти все органы и системы, кроме нервной и кровеносной систем.

Из кокона выходит совершенно «новый» организм — бабочка, имеющая крылья и способная к полету. Основная функция бабочки — взрослой особи (имаго) — размножение и расселение.

Непрямое развитие

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2023

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Постнатальное развитие животных принято подразделять на 4 периода: молочного кормления, полового созревания, репродуктивный период, период выраженных старческих изменений

n Животные находятся в гнезде или с матерью и кормятся молоком. Характерен интенсивный рост. Этот период в свою очередь подразделяется на две части:1) возраст новорожденный; 2)возраст подсосный.

n 2.Период полового (морфо-функционального) созревания.

n Самостоятельное кормление. У них хорошо развиты двигательные акты, рефлексы. Появляются вторичные половые признаки. Интенсивный линейный рост. Также подразделяется на две стадии: 1) возраст неполовозрелый (инфантильные животные) 2) Возраст предслучный (ювенильные животные). Хорошо выражены вторичные половые признаки. Появляется половая охота.

n 3.Репродуктивный период (морфо-функциональной зрелости).

n Половые органы сформированы. У самок устанавливается эстральный цикл. Продолжается рост тела, но более замедленный. 1)Возраст молодой. Животные допускаются в случку. Размножение интенсивное Приплод многочисленный, крепкий. Зубы белые без признаков стирания. 2) Возраст зрелый. Интенсивность размножения снижается. Помет меньше по численности. Иногда ослабленный.

n 4.Период выраженных старческих изменений.

n Резкое снижение или прекращение репродуктивной функции и половой охоты. У самок наступление менопаузы. Двигательная активность резко снижена. Начинается атрофия мышц, снижение остроты зрения и слуха, зубы стерты. Шерстный покров тускнеет, прорежен. Болезни. 1) Возраст предстарческий. 2)Возраст старческий. 3)Возраст предельно старческий. 4)Одряхление

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Оцените статью