Ресурсы даны живой природой

Биологические ресурсы
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Цель: Формировать навыки бережного отношения к биологическим ресурсам.

Оборудование: мультимедиа, презентация.

1. ОРГ. МОМЕНТ. Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте мысленно пожелаем друг — другу удачи и начнем.

2. Проверка дом. задания. (6 вопросов)

Ребята посмотрите, пожалуйста, видеоролик. И подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Ребята, а как называется все то, что человек берет у природы для своей жизни и деятельности? (ресурсы или природные ресурсы)

А ресурсы животного и растительного мира к какому виду ресурсов относятся? (биологическому)

Молодцы! Давайте запишем тему нашего сегодняшнего урока, биологические ресурсы. Давайте из всего нами сказанного сделаем вывод, что такое биологические ресурсы (ресурсы живого и растительного мира, кот. человек использует для своей жизни и деятельности)

Человек стал использовать ресурсы живой природы, т.е. биологические ресурсы очень давно, со своим появлением.

Вспомните, как человек использовал биологические ресурсы в древности?

(занимался собирательством, охотой, рыбалкой)

Со временем население Земли росло и развивалось. И в какой-то момент человечество задумалось. Сколько ресурсов человек может взять у природы? Вспомните, как народности Крайнего Севера относились к растительному и животному миру?

А для чего они это делали?

Разговоры об использовании природных ресурсов ведутся очень давно.

Как вы считаете необходимо заниматься охраной биологических ресурсов?

А все ли люди придерживаются этого?

Некоторые считают, что нет необходимости их охранять, т.к. Земля большая и так всех прокормит или что государство и так все охраняет.

Сегодня на уроке я не случайно поделила вас на две группы. Одна группа будет выполнять роль потребителей, кот. говорят о том, что человек не может существовать без биол.ресурсов. А вторая группа защитники, должны обосновать необходимость в защите.

Читайте также:  Природные режимы залежей нефти залежей газа

В группах будут руководители, которые в конце урока выставят отметки за работу в группах.

Итак, начнем. Первое задание для групп.

Перед вами текст. Первая группа должна написать при помощи этого текста Роль живой природы для жизни и деятельности людей.

Вторая группа Роль живой природы для жизни Земли.

Зачитайте свои ответы. Сделаем вывод: Может человек без живой природы? А Земля может существовать без живой природы?

Цель потребителей какая? (обеспечить человечество пищей и материалами и т.д.)

Цель защитников (сохранить живую природу, т.к. без нее ничего не будет)

Хорошо. Что необходимо сделать, чтобы цели и ПОТРЕБИТЕЛЕЙ и ЗАЩИТНИКОВ были достигнуты.

Для того что бы вы смогли сделать вывод ответьте на вопросы карточки .

1. Можно ли использовать биологические ресурсы без меры.

2. Что будет если использовать биоресурсы без меры.

3. Сделайте вывод, как должны использоваться биологические ресурсы потребителями.

Начните свой ответ со слов МЫ СЧИТАЕМ….

1. Может ли человек обойтись без биологических ресурсов?

2. Что будет если использовать биоресурсы без меры.

3. Сделайте вывод, как должны охраняется биологические ресурсы.

Начните свой ответ без слов МЫ СЧИТАЕМ ЧТО…

Давайте сделаем вывод, как надо использовать биологические ресурсы.

А государство охраняет природные ресурсы. А с помощью чего?

2. Заповедники, национальны парки.

Национальные парки? Чем отличаются?

Сколько на территории России заповедников.

А есть ли заповедник на территории Магаданской области?

А какой цифрой он показан на карте. ( РАБОТА С КАРТОЙ)

ИНДИЙСКАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ:

«Природа-это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков».

Я предлагаю каждой группе написать письмо потомкам.

Спасибо за урок. До свидания.

Источник

Живые ресурсы и их охрана

Биомасса единовременно живущих на Земле организмов составляет примерно 2423 млрд.т, из которых 99,9% (2420 млрд.т) приходятся на долю организмов суши и лишь около 0,1% (3 млрд.т) — на долю обитателей водной среды (гидробионтов). Из 2732 тыс. видов живых организмов нашей планеты- 2274 тыс. видов животных, и 352 тыс. видов растений( остальное — это грибы и дробянки).

Читайте также:  План характеристики природных явлений

Живые ресурсы и их охрана 3

Растительность На суше около 99,2% общей биомассы приходится на долю растительности, обладающей свойством фотосинтеза, и лишь 0,8% — на долю животных и микроорганизмов. Интересно, что в Мировом океане наблюдается обратная картина: там животные составляют основу биомассы (93,7%),а водная растительность — лишь 6,3% (причина заключается в существенных различиях в скорости размножения растений суши и океана: в океане она даёт ежегодно много генераций, то есть эффективно использует солнечную энергию в процессе фотосинтеза и высокопродуктивна).

Живые ресурсы и их охрана 4

Всего в биосфере доля “живого вещества” составляет лишь 0,25% от массы всей биосферы и 0,01% от массы всей планеты. Человек использует для своих целей лишь около 3% ежегодной продуктивности фитомассы суши, и из этого количества лишь 10% превращаются в продовольствие. По разным оценкам, даже при современной агротехнике ресурсы нашей планеты позволят прокормить более 15 млрд (по другим оценкам — до 40 млрд) человек.

Живые ресурсы и их охрана 5

Для решения продовольственной проблемы человек использует методы химизации, мелиорации, селекции и генетики, биотехнологии. Растительность является неисчерпаемым источником различных лекарственных препаратов, используется в текстильной промышленности, в строительстве, производстве мебели и различных предметов обихода. Особую роль играют лесные ресурсы, о которых мы говорили несколько раньше. Идёт процесс вымирания некоторых видов растительности. Исчезают растения там, где погибают или трансформируются экосистемы. В среднем, каждый исчезнувший вид растений уносит с собой более 5 видов беспозвоночных животных.

Живые ресурсы и их охрана 6

Животный мир. Это важнейшая часть биосферы планеты, насчитывающая примерно 2274 тысяч видов живых организмов. Фауна необходима для нормального функционирования всей биосферы и круговоротов веществ в природе. Многие виды животных используются как продукты питания, либо в фармацевтических целях, а также для изготовления одежды, обуви и производства кустарных изделий. Многие из животных — друзья человека, объекты приручения, селекции и генетики (собаки, кошки и др.).

Живые ресурсы и их охрана 7

С другой стороны некоторые представители животного мира наносят вред человеку (например, носители и переносчики болезней и паразиты человека, домашних животных и культурных растений, вредитель сельского хозяйства). Животный мир относится к группе исчерпаемых возобновимых природных ресурсов, однако целенаправленное истребление человеком некоторых видов животных привело к тому, что некоторых из них можно считать исчерпаемыми невозобновимыми ресурсами.

Читайте также:  Анализ эффективности использования природных ресурсов
Живые ресурсы и их охрана 8
За последние 370 лет из фауны Земли исчезло
130 видов птиц и млекопитающих . Скорость
вымирания непрерывно возрастала, особенно за
последние 2 века. Сейчас вымирание грозит
примерно 1 тыс. видов птиц и млекопитающих .

Помимо полного и безвозвратного вымирания видов широкое распространение приобрело резкое снижение численности интенсивно эксплуатируемых человеком видов и популяций. Всего за 27 лет исчезла стеллерова морская корова — морское млекопитающее в водах Командорских островов Тихого океана

Живые ресурсы и их охрана 9

За короткое время был почти полностью выбит североамериканский зубр , “странствующий голубь” и “бескрылая гагарка” в северной части Америки и Европы. Большая угроза нависла над самыми крупными животными — китами, некоторые виды этих обитателей океана уже находятся на грани исчезновения. Как мы уже знаем, антропогенные изменения в экосистемах и неконтролируемая охота на диких животных привели к значительным изменениям в животном мире на планете. Это относится, например, к африканским слонам , поголовье которых сократилось в 4 раза за 15 лет, к африканским носорогам, численность которых за тот же период сократилась в 30 раз.

Живые ресурсы и их охрана 10
С 1966 г ведётся “Красная книга” исчезающих видов, в
которую занесены, например, лемуры, орангутанг,
горилла, японский и белый журавль, кондор,
коморский варан, некоторые виды морских черепах .

Заповедными, запрещёнными для охоты и промысла территориями охвачены лишь 2% площади планеты, а необходимо для сохранения живой природы — более 30%. В ряде случаев человек в массе уничтожал некоторых животных, якобы угрожавших жизни людей или сельскому хозяйству. Так было, например, с тигром в южной Азии, с некоторыми копытными в Африке, якобы бывшими переносчиками сонной болезни, от которой страдал домашний скот.

Источник

Оцените статью