- Тема 2. Экономико- методологические и правовые основы социальной работы
- 2.1. Сущность и структура экономических основ социальной работы
- В структуру экономических основ социальной работы входят:
- 1) Производственные основы социальной работы
- Производство в сфере социальной работы включает три основных фактора:
- Два основных подхода к клиентам:
- 2) Ресурсные основы социальной работы
- 3) Организационно-правовые основы социальной работы
- 4. Социальные ресурсы в системе социального управления. Пути рационализации использования социальных ресурсов.
Тема 2. Экономико- методологические и правовые основы социальной работы
2.1. Сущность и структура экономических основ социальной работы 2.2. Основные экономические категории и понятия социальной работы 2.3. Принципы и методы экономической деятельности в сфере социальной работы 2.4.Организационно-правовые основы экономической деятельности в сфере социальной работы
2.1. Сущность и структура экономических основ социальной работы
• Экономические основы социальной работы представляют собой финансовый фундамент, связанный с материальным благосостоянием общества, на котором основана хозяйственная деятельность социальных учреждений и служб, осуществляется производство социально- экономических услуг.
В структуру экономических основ социальной работы входят:
1)Производственные основы социальной работы; 2)Ресурсные основы социальной работы; 3)Организационно-правовые основы социальной работы; 4)Ценностные основы социальной работы
1) Производственные основы социальной работы
Признаки: • предоставляются блага; • потребление предоставляемых благ; • деятельность этих отраслей является объектом
Блага – все то, что способно удовлетворить жизненные потребности людей, приносить им пользу, т.е. средство для удовлетворения их потребностей. • Блага – это услуги, духовные ценности, предоставляемые в основном на нерыночной основе различным социально незащищенным категориям населения
Производство в сфере социальной работы включает три основных фактора:
Два основных подхода к клиентам:
• Технический (социальный работник осуществляет корректирующие интервенции в жизненные ситуации клиента); • Коммуникативный (устанавливает коммуникативное взаимодействие и основанное на нем сотрудничество с клиентом).
2) Ресурсные основы социальной работы
• Ресурсы – совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в создании материальных и духовных благ и услуг.
Природные ресурсы – часть совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, использование в процессе производства. • Материальные ресурсы – все средства производства, которые сами являются результатом производства; • Трудовые ресурсы – представлены рабочей силой; • Финансовые ресурсы – представлены денежными средствами, выделяемыми государством и обществом в сферу социальной работы для производства услуг и выплат. • Информационные ресурсы – представлены компьютерной техникой.
3) Организационно-правовые основы социальной работы
Закреплены в законодательстве и др. нормативно- правовых документах РФ и содержат принципиальные положения, регулирующие социально-экономические отношения, организацию и деятельность в сфере социальной защиты: социального обеспечения, социального обслуживания, социального страхования; устанавливают нормы права, экономические , социальные и правовые гарантии для различных категорий граждан, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.
Источник
4. Социальные ресурсы в системе социального управления. Пути рационализации использования социальных ресурсов.
Ещё одним компонентом объекта управления являются ресурсы, которые представляют собой запасы, источники, средства чего-либо, используемые при необходимости, а также представляют собой предельную роль определённого средства.
Кроме понятия «ресурсы» используют тождественные понятия «резервы» и «потенциал».
Социальные ресурсы представляют собой творческий потенциал личностей, социальных групп, организаций, их возможностей, творческой энергии.
Социальные ресурсы являются основой всех ресурсов. Поэтому перед социальным управлением стоит задача более продуктивно использовать социальные ресурсы для эффективного достижения поставленных целей.
В связи с этим социальные ресурсы можно разделить на такие ресурсы: мотивационные; интеллектуальные; информационные; коммуникативные; социально-психологические; соревновательные; демографические; социально-экологические; деятельностные; инновационные; стратегические; кадровые; организационные; управленческие; научные.
Социальные ресурсы имеют ряд своих особенностей: они практически неисчерпаемы; целиком возобновляемы, но в результате своей невостребованности могут прийти к вырождению, обладают многообразием и взаимозаменяемостью.
Человек является как субъектом, так и объектом управления. Здесь следует заметить, что личность не только осваивает общественные нормы и ценности, но и в процессе социализации преобразует их, используя свою творческую энергию, потенциал, характер, волю, оказывает обратное влияние на социальные процессы.
В связи с этим сейчас одной из важных задач перед обществом является необходимость определить творческий потенциал каждой личности, использовать задатки и способности их в определённых руслах (в том числе и в управлении) для достижения целей на благо общества. Поэтому, в идеале, общество должно делать установку на творческую, одарённую личность, на использование её таланта в о всех сферах общественной жизни, так как данная установка вдёт к процветанию общества.
*** Вторым компонентом объекта управления являются ресурсы. Понятие ресурсы имеет два значения: (1) запасы, средства, используемые при необходимости; (2) предельное значение какого-то средства (например, суточный запас времени — 24 часа).
Понятию ресурсы близко по своему значению понятие резервы. Иногда они употребляются как синонимы. Резервы (лат. reservere — сберечь, сохранить): (1) источник, откуда черпаются новые силы, средства; (2) запас чего-либо на случай необходимости; (3) возможные средства, еще не использованные. К этим понятиям тесно примыкает понятие потенциал (лат. potentia — сила) — совокупность всех средств, запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью.
Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом — содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человеческой энергии огромны, некоторые ученые сравнивают их с энергией атомного ядра. Одной из самых актуальных сегодня является проблема “распаковки” этого огромного потенциала, раскрытия творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло.
Перед управлением стоит проблема найти механизмы более полного использования социальных ресурсов. С этой целью их необходимо разделить на (1) мотивационные, (2) интеллектуальные, (3) информационные, (4) коммуникативные, (5) социально-психологические, (6) соревновательные, (7) демографические, (8) социально-экологические, (9) деятельностные, (10) инновационные, (11) стратегические, (12) кадровые, (13) организационные, (14) управленческие, (15) научные.
Социальные ресурсы составляют ядро всей системы ресурсов, не распаковав которые невозможно получить эффективные результаты от реализации любых видов ресурсов — материальных, хозяйственных, природных и т. д.
Социальные ресурсы имеют ряд особенностей, что принципиально отличает их, например, от природных. Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы, а социальные практически нет. Так, управленческие, организационные, научные ресурсы могут существовать как угодно долго, независимо от того, используем мы их или нет. Во-вторых, это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. В процессе своего использования они имеют тенденцию не к уничтожению, а к увеличению. В-третьих, если природные ресурсы можно хранить продолжительное время, то социальные начинают деградировать и обесцениваться в результате своей невостребованности. В-четвертых, в отношении социальных ресурсов критерии “достаточности — недостаточности” являются более сложными и пока не до конца разработаны. В-пятых, они обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью.
Сущность и структура социальных ресурсов.
Понятие «ресурсы» имеет два значения:
• запасы, средства, используемые при необходимости;
• предельное значение какого-то средства (например, суточный запас времени — 24 ч).
Понятию «ресурсы» близко по своему значению понятие «резервы». Иногда они упоминаются как синонимы. Резервы (от лат. reservere — сберечь, сохранить) это:
• источник, откуда черпаются новые силы, средства;
• запас чего-либо на случай необходимости;
• возможные средства, еще не использованные.
К этим понятиям тесно примыкает понятие «потенциал» (от лат. potentia — сила) — совокупность всех средств, запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости.
Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом — содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человеческой энергии огромны, некоторые ученые сравнивают их с энергией атомного ядра. Одной из самых актуальных сегодня является проблема раскрытия этого огромного потенциала, творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло.
Перед социальным менеджером стоит задача найти механизмы управления социальными ресурсами и средства их качественного и количественного измерения. С этой целью социальные ресурсы необходимо разделить на 1) мотивационные, 2) интеллектуальные, 3) информационные, 4) коммуникативные, 5) социально-психологические, 6) соревновательные, 7) демографические, 8) социально-экологические, 9) деятельностные, 10) инновационные, 11) стратегические, 12) кадровые, 13) организационные, 14) управленческие, 15) научные.
Социальные ресурсы составляют ядро всей системы ресурсов. Без их рационального использования невозможно получить эффективных результатов от реализации любых видов ресурсов — материальных, хозяйственных, природных и т.д.
Особенности социальных ресурсов.
Социальные ресурсы имеют ряд особенностей, что принципиально отличает их, например, от природных. Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы, а социальные практически не имеют пределов. Так, управленческие, организационные, научные ресурсы могут существовать как угодно долго, независимо от того, используем мы их или нет. Во-вторых, это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. В процессе своего использования они имеют тенденцию не к уничтожению, а к увеличению. Используя, например, состязательный и интеллектуальный ресурсы, мы не только не уменьшаем, напротив, даже наращиваем их. В-третьих, если природные ресурсы можно хранить продолжительное время, то социальные начинают деградировать и обесцениваться в результате своей невостребованности. В-четвертых, в отношении социальных ресурсов критерии «достаточности-недостаточности» являются более сложными и пока мало разработаны. В-пятых, они обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью.
Таковы особенности социальных ресурсов, знание и учет которых сегодня имеют принципиальное значение для их оптимизации и правильного использования. Существующая ситуация характеризуется крайне низкой степенью освоения социальных ресурсов на разных уровнях управления. Прежде всего, слабо используются мотивационные ресурсы, побуждающие людей к активной деятельности, особенно на уровне местного самоуправления, где люди пока плохо привлечены к решению местных проблем. Местные сообщества располагают хорошим интеллектуальным, образовательным потенциалом, но используют они эти ресурсы крайне неудовлетворительно.
Источник