Режим эксплуатации природных ресурсов

2 Требования к использованию природных ресурсов

Нормативы использования (изъятия) природных ресурсов опреде­ляются с целью предупреждения истощения природных ресурсов, рационального их использования. Конкретным природопользователем устанавливаются нормативные объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов. Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых природных ресурсов.

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (ре­сурсные нормативы) устанавливаются с целью сохранения, предотвра­щения деградации и устойчивого функционирования природно-территориальных и природно-антропогенных комплексов. Порядок установления этой группы нормативов определяется законодательством о недрах, о жи­вотном мире, по охране природы и воспроизводству природных ресур­сов, природопользованию и Земельным, Водным, Лесным кодексами.

Нормирование использования и охраны водных ресурсов. Исполь­зование поверхностных, подземных внутренних, территориальных водных объектов регламентируется Водным кодексом РФ. Нормиро­вание заключается в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), разработке стандартов, нормативов и правил использования и охраны водных объектов.

Лимиты использования водных ресурсов – предельно допусти­мые объемы изъятия воды или сброса сточных вод устанавливаются по бассейнам рек, для определенного водопользователя и для субъекта РФ в целом.

Использование водных объектов может быть общим и специаль­ным. Общее – общедоступное открытое пользование, специальное – по лицензиям и договорам пользования. Экологические требования к качеству вод сформулированы в виде нормативов ПДК для различных типов водоемов – хозяйственно-питьевых, коммунальных и рыбохозяйственных. Воздействие на водоемы контролируется нормативами предельно допустимых сбросов (ПДС). Основное условие при уста­новлении ПДС – недопустимость превышения ПДК в сбросах. Воз­вратные сточные воды нельзя сбрасывать в хозяйственно-питьевые и коммунально-бытовые водоемы, в места купания, в акватории в ра­диусе 1 км от водопользования и водозабора. В рыбохозяйственных водоемах не должно быть превышение ПДК, начиная с контрольного створа, не более чем в 500 м от места сброса.

Нормативы использования лесных ресурсов. Использование лес­ных ресурсов регламентируется Лесным кодексом РФ и рядом поста­новлений Правительства РФ*. Нормативом использования лесных ресурсов, определяющим их изъятие, является расчетная лесосека – научно обоснованная норма рубок, устанавливаемая по группам ле­сов (хвойных, твердолиственных и мягколиственных) для хозяйства и в целом для субъекта РФ. Различают понятие лесосечный фонд и расчетная лесосека. Лимит (размер) заготовки древесины, вы­деленный лесопользователям на год, обозначают лесосечным фон­дом, а расчетная лесосека – норматив, при соблюдении которого должно обеспечиваться непрерывное, неистощимое и рациональное использование лесных ресурсов, возобновление леса и сохранение его функций.

Читайте также:  Парк дикой природы трудармейский время работы

Ограничения рубок главного пользования устанавливаются для ле­сов первой группы. Эти рубки нельзя проводить в лесах национальных парков, лесах, имеющих научное или историческое значение, памят­никах природы, лесопарках, городских лесах, зеленых зонах, лесах орехопромысловых зон, лесоплодовых насаждениях; в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, го­сударственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах.

В особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защи­щающих нерестилища ценных промысловых рыб, разрешены только санитарные рубки, рубки реконструкции и рубки при расчистке лес­ных площадей под здания и сооружения, прокладку трубопроводов, дорог, просек, противопожарных разрывов и т.д.

В лесах заповедников, на заповедных лесных участках и лесах пер­вой группы не допускается большинство рубок.

В лесах первой группы разрешено проводить выборочные и посте­пенные рубки, обеспечивающие возобновление основных пород и ус­тойчивость древостоев.

В лесах второй группы осуществляются все виды рубок главного пользования: сплошные, выборочные и постепенные, включая дли­тельно-постепенные и чересполосные постепенные. Цель рубок: ра­циональная эксплуатация лесов с целью заготовки древесины, возоб­новление леса ценными древесными породами, сохранение и восста­новление их средообразующих функций.

В лесах третьей группы также ведутся сплошные, постепенные и выборочные рубки, заготовка древесины. В целях видообновления леса при сплошных рубках должен сохраняться жизнеспособный подрост второго яруса, а также высадка лесных культур в течение двух-трех лет после рубки.

Нормативы использования и охраны животного мира. Нормирова­ние использования и охраны биоты ландшафтов осуществляется в соответствии с законом «О животном мире». Отдельными постановле­ниями Правительства и нормативными актами установлены лимиты, стандарты, нормативы и правила использования и охраны животного мира, среды его обитания, которые разнятся в зависимости от отне­сения вида животных в Красную книгу РФ.

Читайте также:  Природное средство для рук

Пользование животным миром должно сопровождаться системой мер по его охране и воспроизводству. Оно осуществляется по лицен­зиям, которые могут быть долгосрочными, краткосрочными и разо­выми. Объекты животного мира предоставляются пользователю орга­нами государственной власти, собственниками ресурсов, либо РФ, либо субъектами РФ, в границах определенной территории или аква­тории на срок, оговоренный лицензией и договором на пользование ресурсом. Пользование природными ресурсами в РФ оплачивается.

Долгосрочные лицензии на пользование выдаются на объекты жи­вотного мира, отнесенные к объектам охоты, к объектам рыболов­ства, отдельно для видов, занесенных в Красную книгу РФ, и для других видов. Добыванием объектов животного мира считаются все виды деятельности, связанные с их изъятием из среды обитания.

Нормы изъятия различных видов животных устанавливаются в со­ответствии с их численностью, воспроизводством и охраной. В разных регионах РФ действуют различные нормы добычи от послепромысловой численности. Например, по лосю процент добычи колеблется от 10 до 25 %; по дикому северному оленю он составляет до 20 %; по ка­бану – от 30 % для северных территорий до 60 % в регионах Северного Кавказа; по косуле, снежному барсу, туру, сибирскому козерогу – до 10 %, по сайгаку до 20 % от общей предпромысловой численности. Нормы изъятия пушных зверей определяются процентом от их чис­ленности: соболь – 25, выдра – 5, бобер – 10 – 15 (северная и сред­няя тайга), 20 – 25 (южная тайга, смешанные леса и лесостепь). В от­дельных районах допускается добыча бобра до 50 – 80 %, однако это не содействует его возобновлению.

В целях сохранения и воспроизводства видов, занесенных в Крас­ную книгу РФ, пополнения их природных популяций допускается со­держание животных в искусственно созданной среде обитания.

Источник

Правовой режим использования и охраны отдельных природных ресурсов

Правовой режим использования и охраны природных ресурсов – это совокупность правовых методов и мер регулирования общественных отношений по поводу земли, недр, вод, лесов и других природных ресурсов как объектов собственности, пользования и охраны.

Читайте также:  Охрана природы сочинский национальный парк

Общие черты правового режима использования и охраны природных ресурсов неразрывно связаны с принципом всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Акты природоресурсного законодательства, регулируя отношения использования и охраны отдельных природных ресурсов, предусматривают, что при этом должны соблюдаться требования по охране других природных ресурсов и природной среды в целом. Данное правило вытекает из ст. 36 ч. 2 Конституции РФ об ограничении свободы действий собственника природных ресурсов.

Поскольку каждый природный ресурс выполняет свою специфическую функцию, занимает свое особенное место в природе, выполняет специфические функции в удовлетворении потребностей человека, то для каждого природного ресурса существует дифференцированный подход в правовом регулировании отношений по поводу его использования и охраны.

При регламентации использования и охраны природных ресурсов общими являются требования, которые касаются:

— основ регулирования права природопользования, юридически значимых принципов природопользования, субъектов и объектов природопользования, оснований возникновения, изменения и прекращения права природопользования;

— информационного обеспечения природопользования и охраны природных ресурсов;

— экологического нормирования и стандартизации в части нормирования качества природных ресурсов, нормативов их использования и нормативов предельно допустимых воздействий на них;

— оценки воздействия планируемой деятельности, выработки при этом специальных мер по использованию и охране природных ресурсов, по организации и проведению общественной и государственной экологической экспертизы;

— лицензирования и заключения договоров на природопользование и осуществление иной экологически значимой деятельности;

— экологической сертификации природных объектов, товаров и услуг;

— осуществления экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды;

— экологического государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля в сфере природопользования;

— применения мер юридической ответственности за нарушения в сфере природопользования.

Источник

Оцените статью