Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
-воспитывать уважение и бережное, заботливое отношение к растениям и животным.
Оборудование: мультимедийная установка, иллюстрации животных и растений, которые охраняются законом, магнитофон, сигнальные карточки.
Предварительная работа: Прогулка в лес, наблюдения в уголке природы и на участке. Чтение рассказов о природе.
Ход занятия
Воспитатель дошкольного образования (В.д.о): Сегодня мы будем говорить о природе, о бережном отношении к природе, о ее защите.
— Что такое природа? (ответы детей)
— За что мы любим природу? (ответы детей)
— Какие книги читали о природе? (ответы детей)
— Что есть в нашем уголке природы? (ответы детей)
— Ребята, давайте вспомним какие правила поведения в лесу надо соблюдать? (не кричать, не пугать животных, птиц, насекомых, не рвать цветы, не ломать ветки растений).
Молодцы, я надеюсь, что все вы соблюдаете эти правила, приходя в лес.
Хорошо мы вспомнили, как относиться к деревьям и кустарникам, можно ли обижать птиц,рвать цветы, ломать ветки растений.
Но ведь природа – это не только участок детского сада. Это и леса, и луга, и реки, и горы, и все, что там живет и растет. Давайте поговорим о лесе. Мы говорим: «Лес – это наше богатство».
— Кто заботится о лесе? (лесник)
— Как лесники заботятся о лесе?
— Какую пользу приносит лес? (ответы детей)
— Для чего люди рубят лес? (людям нужны дрова для отопления своего дома, бревна для строительства домов, лодок. Для строительства кораблей раньше использовали самые красивые высокие и стройные сосны. Они так и назывались – корабельные. Сейчас корабли делают из металла, а дома чаще строят из кирпича и бетона.)
— Что сегодня люди умеют делать из дерева? (Мебель, бумагу, игрушки, поделки.)
— Что мы можем сделать, чтобы сберечь лес? (Чтобы сберечь хоть немного леса, мы должны бережнее относиться к мебели – пусть дольше нам прослужит; экономить бумагу, собирать макулатуру для переработки бумаги.)
Да, лес – это и чистый свежий воздух, и влага, и строительный материал. Лес – это и дрова. Лес – это и ягоды, и грибы, и орехи. Поэтому лес нужно беречь и охранять.
— Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Оцени поступок человека»
Задание: зачитывается описание поступка человека в природе и демонстрируется соответствующий рисунок. Дети должны оценить этот поступок, подняв соответствующую сигнальную карточку:
красный – действие запрещено, наносится вред окружающей среде;
жёлтый – предупреждение об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе;
зелёный – действие разрешено.
1. В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты.
2. Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать.
3. Из леса домой мы принесли кусочки мха, чтобы устроить зелёный уголок.
4. Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки.
5. Мы нашли в лесу непотушенный костёр и затушили его.
6. В уголках природы дети с воспитателем выращивают комнатные растения.
7. Каждую зиму дети проводят операцию «Птичья столовая».
8. Каждую весну на территории детского сада высаживаются цветы.
— Мы с вами поиграли и теперь каждый из вас запомнит, что можно и что нельзя делать в природе.
Но не все по-настоящему любят и берегут природу. Есть люди, которые вырубают ценные деревья, убивают редких животных. А сколько вреда приносят лесу туристы! Ломают ветки деревьев, рвут цветы, оставляют после себя мусор, жгут костры и забывают или не хотят их затушить, отчего может возникнуть пожар. А после пожара лес долго бывает мертвым. Послушайте стихотворение Глеба Горбовского, которое так и называется «Мертвый лес» (в записи на магнитофоне).
Глеб Горбовский «Мертвый лес»:
Трагедию исчислил в сумме
Медведь ушел, удрали зайцы,
в жилищах птиц сварились яйца
Стоял, как братская могила,
что ни пихта — иссякла сила,
и что ни лиственница — крест.
с большой тревогой за людей.
Не люди лес сожгли, не люди! –
— Как вы думаете, почему в лесу случился пожар?
— Почему поэт показывает злодеем человека, который сжег лес?
— Как нужно беречь лес от пожара? (ответы детей).
Правильно. Ведь человек многим обязан лесу. Народ издавна складывал о лесе стихи, песни, пословицы, поговорки. А какие пословицы о лесе помните вы?
— Растения – земли украшения.
— Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
— Рощи да леса – всему краю краса.
— Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
— Лес – богатство и краса, береги свои леса.
— Враг природы тот, кто леса не бережет.
Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса и его обитателей.
Лес – это воздух для легких, влага и тень.
Лес – кладовая, отдающая бесплатно свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Лес — это дом для зверей, насекомых и птиц.
А вот как защищают лес его жители:
— каждая сова уничтожает за год 1000 мышей,
— у кукушки необыкновенный аппетит: за 1 час она съедает 100 гусениц,
— в муравьином домике за день исчезает целый килограмм вредных насекомых.
— А сейчас мы с вами поиграем в игру Блиц-опрос «Знаете ли вы?». Я буду задавать короткие вопросы, а вы должны предоставить ответ.
- Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)
- Что означает плач березы весной? (Сокодвижение)
- Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук, уходя на охоту, чистит свою шерстку от прилепившейся к ней земли)
- Какое дерево цветет позднее всех? (Липа, летом)
- Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар пьют от кашля)
- Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Потому что она выделяет едкую желтую жидкость, которая птицам не нравиться.Раз попробовав, птица запоминает яркого жука)
- В какое время суток лучше отправляться за грибами? (С рассветом или рано утром, когда гриб самый крепкий и душистый)
- Какую птицу называют птицей мира? (Голубь)
- Кто кукует у кукушки? (Самец)
- Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
Физкультминутка «Перелет птиц»
— На некоторых животных запрещена охота, их специально разводят в заповедниках и питомниках. В заповедниках нельзя рубить деревья, косить траву, рвать цветы. Некоторые растения и животные могут исчезнуть, поэтому появился закон об охране природы. Редкие животные, растения, насекомые занесены в особую книгу – Красную Книгу. Красный цвет – это цвет опасности. Это значит – внимание – это животное и растение может навсегда исчезнуть.
Сейчас мы с вами посмотрим, какие животные, птицы, растения занесены в Красную Книгу. (приложение 1)
Животные: бурый медведь, лисица обыкновенная, рысь, барсук обыкновенный, норка европейская, хорь лесной.
Птицы: журавль серый, дятел пестрый, гусь серый, сова ушастая, филин.
Растения: астра степная, кувшинка белая, шалфей луговой, ветреница лесная. Эти растения нельзя рвать.
А теперь послушайте стихи (читают дети):
1. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
2. Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
— А теперь для закрепления правил безопасности в природе, нарисуем эти правила и запомним.
— Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? Что нового узнали? Научились ли мы чему-нибудь?
— Молодцы, ребята, вижу я, что вы действительно знатоки леса и никогда его не обидите.
Любите родную природу —
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и миром природы в старшей группе с использованием ИК технологий «Путешествие на Северный полюс»
Данное занятие предназначено для старшей группы детского сада. Целью его является знакомство с Арктической климатической зоной, живой и неживой природой крайнего севера, особенностями климата, природн.
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Берегите природу!»
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающ.
Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением, с миром природы в старшей группе «Лето красное пришло!»
Данный учебный материал должен помочь детям старшего дошкольного возраста:- развивать представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе в летний период; — развивать память, мышл.
Сценарий театрализованного представления по охране окружающей природы в подготовительной группе «Берегите природу»
Цель: формирование экологической культуры дошкольника.
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Берегите природу!»
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Берегите природу!».
Комплексное занятие по изобразительной деятельности в старшей группе «Весна — красна» с элементами двигательного игротренинга.
Комплексное занятие по изобразительной деятельности.
Конспект занятия в старшей группе «Береги природу»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о сбережении и защите окружающей среды.Задачи:1. Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, .
Источник