Технологическая карта урока ИЗО в 1 классе «Праздник весны. Птицы»
Оборудование: шаблоны геометрических фигур из цветного картона, цветная бумага, клей, ножницы, краски, кисти.
Цель урока: формирование умения создавать художественные изображения птиц геометрическими шаблонами украшать их.
Личностные: способствовать формированию навыков работы с бумагой, картоном, умения использовать форму для достижения своего замысла, повышение культуры речевого общения, развитие способностей к творческому самовыражению.
Регулятивные УУД: способствовать созданию птицы по заданному алгоритму, выбирая и используя нужные материалы и инструменты, оценивать результат своего труда и результат труда своих одноклассников.
Познавательные УУД: способствовать пониманию значения и роли птиц в жизни человека, углубляясь в историю и пониманию значения изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества вцелом.
Коммуникативные УУД: способствовать формированию умения высказывать свою точку зрения, принимать существование разных точек зрения и умение доказывать свою точку зрения; умения работать в группе.
Предметные: способствовать овладению художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика); способствовать развитию умения наблюдать и анализировать природные пространственные формы, придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая птиц, на основе свойств и возможностей художественных материалов.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
— Здравствуйте, ребята! Я вижу, у вас сегодня хорошее и бодрое настроение, думаю, мы с вами сегодня поработаем очень интенсивно и интересно.
Давайте с вами проверим, готовы ли вы к уроку.
У вас на столах должны лежать: краски, альбом, кисть, стаканчик с водой и клей.
-Давайте повторим правила работы с клеем и красками.
Проверяют готовность к уроку
Проговаривают правила работы с красками и клеем.
-контроль действий при работе с художественными инструментами
1.Мотивация к учебной деятельности.
Тает снег, сосульки плачут,
— по каким признакам вы догадались из загадки, что это весна?
Дети отгадывают загадку иобсуждают признаки весны.
— узнавать время года по различным признакам
— высказывать свое мнение и принимать мнение одноклассников
2.Актуализация пробного действия.
Человека, где бы он ни находился – в лесу, в поле или на берегу моря, – постоянно окружают птицы. Мы выходим на улицу – слышим птичий гомон, приезжаем в деревню – видим гусей и уток, важно шагающих к реке.
( звуки птиц) фонотека
Мы любим птиц еще и потому, что исправно из года в год они на своих крыльях приносят нам весну.
Издавна люди считали птиц добрым вестником и в качестве оберега изображали их на предметах быта. СЛАЙД№4
Приходит лето, нужно кормить свое потомство. А это не так-то просто. Поэтому птицы-родители каждый день облетают леса, сады и огороды в поисках гусениц, личинок, бабочек и пауков. Плохо приходится многочисленным вредителям садов и лесов – нигде не спрячешься: на дереве – скворец склюет, под корой – дятел достанет.
Но птицам тоже нужна помощь. Зимой птицам труднее добывать корм, поэтому люди активно помогают птицам пережить голодную зиму.
— кто из вас делал кормушку для птиц?
Дети высказывают предположения о том, что может изображаться на картинах в данном жанре.
Осмысление значения птиц в нашей жизни.
Источник
«Праздник весны. Праздник птиц». Комбинированный урок. ИЗО
Цель : развитие наблюдательности и изучение природных форм, весенних событий в природе (прилет птиц), рисование на бумаге объектов природы и украшение их.
Образовательная: Закрепление знаний о природных формах;
Развивающая: Развить кругозор детей;
Воспитательная: Уважение к труду, самостоятельность.
Оборудование: Карточки с загадками, предметные изображения птиц, изображение сказочных птиц, выставка книг, предметный рисунок, изображение с примерами узоров, музыкальное сопровождение «Пение птиц».
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности (на перемене).
— Здравствуйте, ребята. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.
3. Психологический настрой.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
II. Актуализация опорных знаний.
— С каким новым разделом вы познакомились на прошлом уроке?
— Сегодня мы с вами продолжим работу трёх Мастеров. Кто назовёт, что это за мастера? (Мастер Украшения, Мастер Изображения и Мастер Постройки)
— Работая вместе, эти мастера помогут нам сегодня на уроке. Каждый из них неразрывно связан друг с другом, и, если кого-то одного не будет – работа окажется не завершена. Поэтому, я предлагаю вам, сегодня упорно трудиться и показать, как вы можете выразить Мастеров в своих работах.
2. Отгадывание загадки.
— Ребята, внимательно послушайте загадку.
Тает снег, сосульки плачут,
— Какая картина у вас возникает после прослушивания загадки?
— По каким признакам вы смогли отгадать загадку?
— А почему всё это (тают снег, сосульки, ручейки бегут) происходит весной?
— Это всё оттого, что солнышко светит ярко и пригревает землю.
II. Подведение к теме урока.
— Кто может мне сказать, что птицы делают весной? Откуда они возвращаются к нам?
— Как называют таких птиц? Кто может привести примеры перелётных птиц?
— Для того чтобы узнать, какие птицы прилетают к нам после зимовки в тёплых странах – отгадайте загадки (показ изображений птиц).
Кто без нот и без свирели
По весне к нам с юга мчится
Жить чужим птенцам мешают,
— При огромном разнообразии голова, глаза и туловище у всех птиц примерно одинаковой формы. Голова имеет форму шарика, туловище – овальное, клюв бывает как длинный и короткий, так широкий и узкий. Шея также встречается длинная, короткая, широкая или узкая. Ноги бывают длинные, короткие.
— Оперение и окраска птиц очень разнообразны (павлин и соловей); в качестве украшений некоторые птицы имеют гребни, хохолки. Кто может мне привести пример птиц с подобным украшением?
— Вот мы сейчас говорили о весне и о птицах. Как вы думаете, кого сегодня мы будем рисовать на уроке?
IV. Открытие новых знаний.
— Весна – время волшебное и сказочное. В это время всё пробуждается: оживают цветы, просыпаются животные, радуется человек.
— Какое настроение стихотворение вызывает?
— Какие признаки весны вы заметили?
— Постараемся передать такое же настроение в своих рисунках.
V. Работа по формированию умений и навыков.
1. Рассматривание картин из сказок.
— Итак, тема нашего урока «Сказочная птица». Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы. Он может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несет с собой людям счастье, свет, удачу. Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ птицы.
— Давайте посмотрим, как художники изображают сказочных птиц в наших сказках (рассматривание книжной выставки).
— А вот как их изображали другие художники (рассматривание предметных картинок сказочных птиц).
— Какие цвета художники использовали в своих работах, когда изображали сказочных птиц?
— Формы хвоста и крыльев отличаются от оперения птиц, которых мы обычно видим? Чем?
— Какая голова у птиц? Чем она украшена?
— Какие украшения на перьях у птицы?
— Какие Братья-Мастера нам могут помочь нарисовать и украсить птицу?
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
а. Намечаем линию, на которой располагаем голову-круг и туловище-овал.
б. Прорисовываем шею плавными линиями.
г. Прорисовываем крылья и хвост. Придать птице сказочность поможет необычные формы крыльев или хвоста.
д. Украшаем птицу. Для этого вы можете использовать не только узоры, но и цвет. Голову птицы вы можете украсить хохолком или короной.
е. Не забываем про обстановку вокруг. Чтобы рисунок обладал полнотой — необходимо показать где находится птица. Может она живёт в золотой клетке дворца, или парит высоко в небе. А может отдыхает под кроной деревьев.
4. Рассматривание узоров по образцу.
— А для того, чтобы сделать вашу птицу более привлекательной и сказочной, можно использовать разные узоры.
— Посмотрите на доску. Вы можете выбрать из тех, которые изображены здесь (рассматривание образцов узоров на предметных картинках).
VI. Самостоятельная творческая деятельность (музыкальное сопровождение).
— Ребята, чтобы передать хорошее настроение у птицы, показать, что она добрая – поможет правильный выбор цвета. Не зря художники изображали сказочных птиц яркими, с сочными оттенками.
— Когда рисуешь птиц, не стоит забывать об окружающей среде. Необходимо правильно расположить лист, составить композицию.
— Вспомните, от чего зависит расположение листа — горизонтально и вертикально.
— Напоминаю о технике безопасности при работе с красками.
VII. Подведение итогов урока.
1. Выставка работ по рядам.
— А сейчас к доске выйдут ученики, которые уже успели прорисовать свою сказочную птицу. Начнём с 1 ряда.
— Пропорции птицы прорисованы верно, соблюдена композиция рисунка. Яркие узоры, необычные крылья и хвост выглядят сказочно и красиво.
— У тебя получилась необычная и сказочная птица, однако пропорции рисунка соблюдены не точно.
— Красивый рисунок, соблюдены правила оформления и композиции. Однако из-за отсутствия необычного оперения – эту птицу сложно назвать сказочной.
— С какими трудностями столкнулись?
— За что можете себя похвалить?
4. Уборка рабочих мест.
Источник