- Конспект урока на тему: «Родная природа в стихотворениях А.А. Блока и С.А. Есенина». 6 класс.
- Проект по литературе «Родная природа в поэзии С. Есенина и А.Блока» 6 класс
- Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин) план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: «Родная природа в стихотворениях А.А. Блока и С.А. Есенина». 6 класс.
Цель урока (для учителя): показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять учащимся настроения, чувства авторов, дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово.
Планируемый результат (для учащихся):
· Предметные: определять черты внутреннего сходства А.А. Блока и С.А. Есенина, анализировать стихотворения, проследить, как раскрывается тема природы.
· Метапредметные: уметь определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы
· Личностные: формировать ответственное отношение к обучению, воспитывать уважительное отношение к труду, прививать интерес к познавательной деятельности.
· Формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
· Развивать умение находить в стихотворении тропы.
· Обучать анализу лирического произведения.
· Развивать творческие способности обучающихся.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Начинаем с проверки домашнего задания. Вам было задана выучить на выбор или стихотворение А. Блока, или стихотворение С. Есенина.
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку. Отвечают стихотворения наизусть.
Какой теме посвящены эти стихотворения? (стихотворения посвящены теме природы, авторы описывают в своих стихотворениях родную природу)
Давайте запишем тему урока – «Родная природа в стихотворениях А.Блока и С.Есенина».
Как вы думаете, какая цель нашего урока? (сравнить, как поэты изображают родную природу)
Отвечают на вопрос. Формулируют цель урока.
Прежде чем мы перейдем к анализу стихотворений, давайте познакомимся с фактами биографии двух поэтов. Вы работайте в паре с раздаточным материалом, один человек из предложенных фактов выбирает факты о А. Блоке, второй – о С. Есенине.
· Его отец был юристом и преподавал в одном из университетов Варшавы, мать поэта была переводчицей.
· Родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге.
· Раннее детство мальчик провел в доме своего деда по матери в одном в имении Шахматово. Поэт с юных лет полюбил родной уголок, его живописную природу и, когда станет взрослым, будет каждый год приезжать летом в дом деда.
· Родился в крестьянской семье в селе Константинове Рязанской губернии в 1895 году.
· Русская деревня, необыкновенная природа средней полосы России, народные песни, частушки, сказки оказали сильное влияние на формирование юного поэта.
· Его первые стихи были посвящены деревне, животным, природе – этим темам поэт не изменял никогда.
· «Стихи о Прекрасной Даме» — один из известных циклов стихотворений этого поэта.
· Трагически погибает в 1925 году в Санкт-Петербурге.
Проверяем, ребята читают факты.
Что общего в биографиях двух поэтов?
Работают с раздаточным материалом. Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Применение умений и знаний
Итак, перед вами два стихотворения «О, как безумно за окном» и «Пороша», начнем анализ с поиска средств выразительности.
«О, как безумно за окном»
«Буря злая» (эпитет), «холод сырой» (эпитет), «ветер воет, замирая» (олицетворение), ужасна ночь (эпитет), объятья холода сырого (метафора), «безумно ревет» (олицетворение), «ужасна ночь!» (эпитет), «бушует ветер, изнывая» (риторические восклицания)
«Дремлет лес» (метафора), «сосна поднагнулась, как старушка» (сравнение), «заколдован невидимкой» (метафора), «словно белую косынкой подвязалася сосна» (сравнение), снег «стелет шаль» (метафора), «бесконечная дорога» (эпитет).
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
На слайде вы можете видеть разные слова и словосочетания. Определите, к какому стихотворению из можно отнести и запишите в нужный столбик. Дополните столбики своими ассоциациями.
«О, как безумно за окном»
Хаос, безумие, отчаянье, сильное переживание, бушующая стихия.
Тишина, бесконечность, простор, нетронутая красота, загадочная природа.
Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в раздаточном материале.
Теперь давайте подумаем над вопросом: какое настроение передается поэтами в стихотворениях? Поделимся на группы: первые три ряда работают над стихотворением А. Блока, вторые три ряда работают над стихотворением С. Есенина.
Проверяем, слушаем ответы друг друга и заполняем таблицу. После проверки делаем вывод, что настроение в этих стихотворениях противопоставляется.
Осуществляют учебные действия по намеченному плану.
Давайте на минутку почувствуем себя поэтом. Соберите строчки в четверостишие и определите, чье они. Давайте найдем общие образы.
1. Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа.
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза. (С. Есенин)
Строки принадлежат С. Есенину. В стихотворениях «Гой ты, Русь, моя родная» и «Пороша» есть общий образ бесконечного пути.
2. Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты. (А. Блок «Осенняя воля»)
Строки принадлежат А.Блоку. В стихотворениях «Выхожу я в путь…» и «О, как безумно за окном» есть общий образ бушующей природы.
Осуществляют учебные действия по намеченному плану.
Представьте себя художниками, какими бы красками вы нарисовали бы эти два пейзажа? На слайде представлены разные пейзажи.
Какой пейзаж вам ближе? Вам больше нравится?
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Запишите, пожалуйста, домашнее задание на выбор вам предлагается сравнить настроение двух стихотворений или А. Блока («О, как бушует за окном» и «Летний вечер»), или С. Есенина («Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша»).
Выбирают задание из предложенных с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание.
Источник
Проект по литературе «Родная природа в поэзии С. Есенина и А.Блока» 6 класс
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
- Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С. Есенина. Задачи:
- Изучить биографию поэтов
- Подобрать стихи о явлениях природы
- Научиться выразительно читать стихи
- Ответить на вопрос: Как относились поэты к природе России?
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец — Александр Никитич Есенин (1873—1931), мать — Татьяна Фёдоровна Титова (1875—1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.
По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом — в типографии И. Д. Сытина.
В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.
Есенин и Айседора Дункан, 1922
- А. Блок и С. Есенин писали очень много стихов о природе России.
- В своих стихах авторы говорят с любовью и нежностью о природе своей страны.
- Читая стихи этих поэтов, мы понимаем, что у природы есть душа, она живая.
Источник
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо.
Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».
Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта).
Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века.
Цель:выявить особенности образов природы в стихотворениях С.Есенина, понять настроение, чувства поэта в описании природы.пробудить интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы п.
Конспект открытого урока по литературе на тему: «Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века», 5 класс
Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени.
Открытый урок по литературе в 6 классе Родная природа в стихотворениях поэтов XX века
Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности о.
Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. Сергей Александрович Есенин «Черёмуха», «Пороша».
Цель урока: выявление особенностей образов природы в стихотворениях С.А.Есенина.
Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»
Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)».
Источник