Роль пейзажа в поэме Мцыри
Поэма «Мцыри», написанная Лермонтовым в 1839 г., является одним из наиболее совершенных образцов русского романтизма. В ее текст включены все значимые компоненты романтических поэм, как-то необычный герой в необычных обстоятельствах, конфликт, вызванный столкновением мира реального и мира идеального, и, разумеется, романтический пейзаж. Пейзаж в поэме «Мцыри» имеет особую роль, поскольку он, с одной стороны, помогает глубже проникнуть в душу героя и понять его. А с другой стороны — он и сам выступает в произведении в роли активно действующего персонажа.
Действие поэмы разворачивается неподалеку от Кавказского горного хребта, причем Лермонтов даже точно указывает место событий: монастырь Мцыри находится близ слияния двух рек, Арагвы и Куры. Интересно, что поэт описывал реально существующий монастырь, который уцелел до наших дней и сейчас является местом паломничества — в особенности для почитателей творчества Лермонтова. Приезжающие туда туристы могут насладиться потрясающими горными пейзажами: монастырь стоит на небольшом возвышении и сразу за ним виднеется уходящая в небо цепь кавказских гор. Чем-то диким и первозданным веет от этих мест, и легко поверить, что здесь могла вырасти такая гордая и непокорная натура, как Мцыри. Пейзажи Кавказа глубоко затронули душу самого Лермонтова, и именно благодаря им замысел поэмы окончательно выкристаллизовался. Известно, что первоначально поэт не знал, куда поместить своего героя. Он написал две небольших поэмы-наброска, «Исповедь» и «Боярин Орша», но лишь посетив Кавказ, смог приступить к созданию окончательной версии. Этот пейзаж идеально отвечал всем замыслам автора и полностью соответствовал понятию романтического пейзажа: необычного и контрастного. Кроме того, для читателя-современника Лермонтова само понятие Кавказ служило синонимом свободы и свободомыслия, поскольку туда ссылали всех неугодных режиму (так оказался там и сам автор).
Кавказ был своего рода паролем, после прочтения которого читатель настраивался на нужный лад — и не оставался обманутым.
Пейзаж в поэме представлен с двух точек зрения: так, как его видит автор, и так, как его видит Мцыри. Эти два взгляда порою сливаются воедино, и из уст персонажа звучат глубоко поэтичные, вдохновенные описания виденной им природы. В такие минуты кажется, что сам Лермонтов говорит за своего героя, что это своей болью и своей страстью к свободе делится он с читателем…
Как сердце билося живей
При виде солнца и полей…
Первый пейзаж, который предстает перед читателем — это унылый и печальный монастырский пейзаж. Описывая его, в противовес последующим изображениям живой природы, скупо и сухо, Лермонтов сразу же намечает романтический конфликт между двумя мирами: миром свободы и несвободы. Отметим, что нигде в поэме подробно не упоминается о том, насколько плохо жилось Мцыри в монастыре. Но об этом можно с легкостью догадаться по его восторженному рассказу об увиденном в краткие три дня побега. Солнечный свет, легкое дуновение ветерка, цветущие растения и поющие птицы — вот все то очарование жизни, которого Мцыри, запертый в каменных стенах, был лишен. Так через пейзаж в поэму вводится проблема свободы и несвободы, проблема отобранной у Мцыри жизни. «Я молод, молод!
» — с болью восклицает Мцыри, очарованный красотой открывшегося перед ним огромного мира. В этом восклицании звучит страстное желание глубже узнать жизнь, насладиться всеми ее проявлениями, — и все эти желания пробуждает в Мцыри пейзаж. А благодаря открывшимся перед ним видам гор главный герой вспоминает свою семью. Расплывчатые воспоминания, отобранные у него монастырем, формируются в четкую картину. Так к Мцыри приходит осознание того, что для него в жизни наиболее важно, так в его душе зарождается мечта добраться на родину.
На протяжении всего повествования пейзаж отображает изменения в настроении Мцыри, он видоизменяется вместе с ним. В самом начале странствований Мцыри все изображено в мажорной ноте, краски природы яркие и живые: «голубое небо», «белый караван», «прозрачная зелень» и «озолотившийся восток». Пространство ощущается огромным и свободным: «пышные поля», «разросшиеся деревья». Но затем Мцыри осознает, что его мечта неисполнима, и окружающий мир преображается. Теперь перед ним темный лес, сбивающий героя с пути, палящая жара, «терновник, спутанный плющом». Пространство сужается, выталкивая Мцыри назад, в его келью-тюрьму. Тут видно, что роль пейзажа в поэме «Мцыри» не сводится к одному фону, на котором разворачивается повествование. Напротив, местами пейзаж как бы сам формирует дальнейшие события, подводя героя к вполне закономерному финалу.
Во второй части поэмы Лермонтов использует прием олицетворения природы. Его поэтическое мастерство особенно ярко проявляется в кульминационном эпизоде с барсом: ночной лес застывает, наблюдая за страшной битвой, и сам напоминает читателю живое и недоброе существо:
Непроницаемой стеной
Окружена, передо мной
Была поляна. Вдруг во ней
Мелькнула тень, и двух огней
Промчались искры…
Сам барс также воспринимается как разумное существо со своей недоброй волей — он, как и лесная чаща, преграждает Мцыри путь на родину. В этом эпизоде проявляется новаторство Лермонтова, ведь он применяет романтический пейзаж, обычно используемый исключительно для выражения чувств главного героя, в совершенно других целях. Пейзаж обретает человеческие черты и становится антагонистом Мцыри. Даже природа восстает против героя, и мы видим, какова роль пейзажа в поэме Лермонтова «Мцыри» — она состоит в создании мотива абсолютного одиночества. Трагедия Мцыри в том, что ни один из двух миров, ни монастырский, ни природный, не оказался ему родным по-настоящему, он изгнан отовсюду. Да, природа дала ему ощущение свободы, но она же его и погубила, и оттого:
Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…
Источник
Роль пейзажа в поэме Лермонтова «Мцыри»
В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» важную роль играет пейзаж.
Действие поэмы происходит в весьма необычной пейзажной обстановке, каждая пейзажная деталь экзотична. Центральный персонаж Мцыри действует на лоне природы. Все это подчеркивает принадлежность поэмы к литературному направлению романтизма.
Пейзаж помогает раскрыть умение Мцыри видеть красоту природы и искренне любоваться ею. Главный герой признается, что в момент побега из монастыря он рад «обняться с бурей». На протяжении трехдневных скитаний Мцыри обращает внимание на окружающую обстановку, отмечая мельчайшие детали.
В поэме наблюдается два вида пейзажа: природа, которую видит Мцыри во время скитаний после побега из монастыря, и природа Кавказа, которая выступает в качестве воспоминаний Мцыри о своем детстве на Родине. Та природа, которую Мцыри видит после побега, вызывает у него воспоминания о родной природе. Кроме того, о родной природе Мцыри с особой теплотой и в то же время с грустью вспоминает, находясь в монастыре.
Величественная и одновременно дикая природа Кавказа подчеркивает сильный характер горцев, которые наполнены любовью к свободе. Все явления природы в поэме представлены свободными, и этим они отличаются от Мцыри, который долгое время находился в монастыре как пленник. Возможность наблюдать за природой, которую Мцыри получил после побега из монастыря, стала одним из проявлений полученной свободы, любование природой вызвало у Мцыри много новых эмоций, которые он не мог испытывать, существуя в монастыре.
Романтический персонаж Мцыри, оказавшись одиноким и непонятым людьми, находит единство с природой. Природа отражает внутренний мир Мцыри: могучая, мощная природа Кавказа родственна страстной натуре Мцыри. Природа подчеркивает его внутреннюю силу, смелый и храбрый характер центрального персонажа.
Природа в поэме является не столько фоном действий, сколько действующим лицом, выполняющим конкретные действия. Она взаимодействует с Мцыри, являясь ему то другом, то врагом. Дружественное отношение природы к Мцыри проявляется уже в том, что она помогает ему сбежать из монастыря: пока во время грозы монахи испуганные «ниц лежали на земле», Мцыри сбежал. М.Ю. Лермонтов подчеркивает: в отличие от монахов, для которых природа полностью чужда, Мцыри чувствует к природе влечение. В эпизоде с барсом природа и враждебна Мцыри, и сливается с ним воедино, поскольку в «смертельном бою» с барсом показано, что Мцыри похож на это дикое животное. В финале скитаний Мцыри природа выступает по отношению к Мцыри враждебно, не давая ему исполнить свою мечту, касающуюся возвращения на Родину и обретения счастья. М.Ю. Лермонтов, показывая, что из друга природа постепенно превращается во врага, выражает мысль о том, что Мцыри, как бы сильно не пытался слиться с природой воедино, терпит поражение. Невозможность соединиться с природой, чуждость ей подчеркивают одиночество Мцыри, невозможность разрешить главный конфликт.
Источник