«Природа и рукотворный мир» 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Цели: Совершенствовать знания детей по теме «Объекты природы».
Учить зрительному анализу.
Расширить представление учащихся о временах года, месяцах, днях.
Продолжить работу по развитию речи, логического мышления, внимания, быстроты и
самостоятельности действий учащихся.
Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, доброты.
Подравнялись, улыбнулись, улыбнулись своему соседу по парте, тем самым пожелали ему доброго, приятного дня.
Ребята, сегодня у нас в классе гости …………
Давайте поприветствуем их. Повернитесь, молча, поздоровайтесь.
Развивающая пятиминутка (Работа над развитием речи, внимания, логического мышления)
Ребята, что необходимо ученику на уроке, чтобы всё запомнить, увидеть, услышать?
Скажите, какое сегодня число и какой день недели? (21 сентября, пятница)
А что вы можете рассказать про сегодняшний день? (Он осенний, добрый, 21-й в месяце, пятый на неделе, холодный, дождливый, пасмурный) Слайд 2
А что значит осенний день? А ещё, какие дни бывают? (Зимние, весенние, летние)
Попробуйте назвать любой летний день, зимний, весенний? Слайды 3,5
А вы знаете, в какой день родились вы?
Найдите в классе картинку соответствующую вашему дню и подойдите к ней. (На стенах класса развешаны 3 картинки из серии «Времена года» — зима, весна, лето; осень представлена на
слайде № 4 презентации к уроку. Учащиеся определяются с выбором и подходят к нужной иллюстрации.)
А как вы догадались, что это осень? (Учитель обращается с вопросом к группе учеников, стоящих у доски)
Урожай овощей собирают осенью. Мини-беседа о трудолюбии .
Спасибо, занимайте свои места.
Кадеты, а теперь встаньте те, кто помнит, как назывался день, когда вы впервые пришли в школу? (1 сентября) Слайды 6,7
Сколько же дней вы проучились? (21)
А какие это были дни? (Осенние, сентябрьские, тёплые, холодные, радостные, хорошие)
А чем вы занимались в школе эти дни? (Учились)
А сейчас у нас какой урок? (Окружающий мир)
Ребята, а что значит окружающий мир? (Это всё то, что нас окружает) Слайд 8
Мы с вами уже говорили, что все объекты, которые находятся вокруг нас можно разделить на 2 группы. Кто запомнил эти группы? (Природа и не природа)
Постановка проблемы и поиск решения
У вас на столах картинки с объектами (магнитная азбука), вы должны вспомнить, чем природа отличается от не природы, и принести свой объект в нужную группу (Учащиеся, не толкаясь, сначала девочки, потом мальчики, делают свой выбор)
Что вы поместили в группу не природа? Почему? (Сделано руками человека)
Ребята, всё, что нас окружает и сделано руками человека называют Рукотворный мир. Как вы понимаете это название? Слайд 9
— Что интересного вы заметили в группе объекты природы? (Очень много животных)
А какие ещё объекты окружающего мира можно отнести к природе? (Реки, скалы, солнце, камни…) Слайд 10
Игра «Сели – встали» (Учитель называет объект окружающего мира, дети приседают, если это природа и просто стоят, если объект рукотворного мира)
— А теперь приготовьте цветные карандаши, откройте тетрадь на с.6, найдите № 5 и раскрасьте только объекты природы (3 штуки)
А сколько всего объектов природы на рисунке? (7)
— Ребята, а теперь давайте поищем в классе на предметных картинках объекты природы.
Для начала найдите в классе все предметные картинки, посчитайте их.
Божья коровка (вместо синички)
Обезьянка на мотоцикле (новая картинка)
Пуговица (синяя, была красная)
Вспомните вчерашний день, что изменилось? (Дети называют изменения, указанные выше)
Подумайте, что из этих объектов может быть лишним и почему? (Пуговица, мотоцикл) Подойдите к этому предмету. Почему он лишний?
(Картинка с обезьянкой на мотоцикле — «хитрая», на ней есть объект природы и рукотворного мира.)
Итак, ребята, что нельзя отнести к природе? (Всё, что сделано руками человека) Дети проговаривают хором стоя у доски. Слайд 11
Возьмите счётные палочки и, проявив свою фантазию, сложите из них объект окружающего мира, не относящийся к природе.
Что вы можете сказать о нашем сегодняшнем уроке? Чему мы учились? (Отличать природу от рукотворного мира) А что это такое рукотворный мир?
Ребята, если вы научились отличать природу от других объектов окружающего мира, если вам было на уроке интересно, у вас хорошее настроение, как у щенка в вашей тетради…
А почему у щенка хорошее настроение? (Он улыбается)
А косточка это природа или нет? ( постановка проблемы ) Слайд 12
Вам есть над чем подумать…
Источник
Урок 2. Природа и рукотворный мир
Экология – наука, изучающая взаимодействия между организмами и окружающей средой.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017. С. 14–16.
- Атлас – определитель «От земли до неба» С. 9, 15; 20; 120; 208.
- Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений «Великан на поляне или первые уроки экологической этики». А.А. Плешаков, А.А.Румянцев. М: Просвещение,2012. С. 3–4.
- Плешаков А. А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2017. С.3.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Всё, что нас окружает – это окружающий мир: объекты природы и предметы, которые изобрели люди. Природа – это всё, что нас окружает, что НЕ сделано руками человека. Но есть и предметы, созданными людьми. Вот и получается, что окружающий мир делится две группы.
Первая группа – объекты природы. Эти объекты существуют в природе и не зависят от человека.
Вторая группа – это предметы, сделанные руками человека. Вот поэтому и называем мы эту группу – рукотворный мир, т.е. руки человека сотворили. Всё, что нас окружает: солнце, растения, животные, вода, воздух, горы, камни, облака, луна, звёзды – это одним словом называется «природа». Она существует независимо от человека. Человек – тоже часть природы. Мир, созданный человеком, огромный. Человек окружил себя множеством предметов, которые помогают ему удобно жить, работать, учиться, отдыхать, передвигаться.
Наша планета очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но в то же время, человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому что на полянах и опушках живут существа, которые меньше человека: жуки и муравьи, бабочки и шмели, гусеницы и пауки. Во-вторых, потому что даже большие обитатели Земли, например, вековые дубы перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и маленький ребёнок. Как хорошо, что этот Великан добрый. Он не наступит на муравейник, не обидит гусеницу, не сорвет цветок, не оставит мусор после себя. И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, жестоким к тому, что его окружает».
Наш окружающий мир удивительно красив. И очень важно правильно обращаться с такой красотой. Нужно беречь всё, что дает нам природа. Нужно сохранить наш мир зелёным и чистым. Ведь природа – наш зелёный дом, и нужно стараться, чтобы в доме всегда было чисто и красиво.
Примеры и разбор решения заданий
Правильный вариант ответа:
2. Подчеркните верные утверждения:
Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
Приносите домой детёнышей лесных зверей и птиц!
Не ломайте ветки деревьев!
Правильный вариант/варианты:
Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
Не ломайте ветки деревьев!
Источник
Конспект урока, 2 класс. Окружающий мир. Природа и рукотворный мир
Урок окружающего мира для 2 класса. Тема Природа и рукотворный мир. УМК А.А. Плешакова
Цели: формировать представление о том, что такое природа; учить различать объекты природы и предметы рукотворного мира, классифицировать их.
Планируемые результаты: учащиеся научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; делать выводы из изученного материала.
Оборудование: картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира, презентации «Виды природы», «Творения человека» (можно видеофрагменты, картинки, фотографии); у учащихся — цветные фишки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Что вы знаете о своем городе или селе?
— На какой улице стоит ваш дом?
— Кто узнал, сколько лет вашему дому?
— Что украшает ваш дом, создает уют и тепло?
(Конкурс рисунков «Мой дом». Можно использовать КИМы (тесты 2, 3, с. 7-8).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира.)
— Ребята, посмотрите внимательно на доску. На какие две группы вы разделили бы данные предметы? (То, что есть в природе, и то, что сделано человеком.)
— Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? (Ответы детей.)
— Прочитайте тему урока на с. 14 учебника. (Природа и рукотворный мир.)
— Какие учебные задачи поставим пред собой? (Узнать, что относится к природе, а что — к рукотворному миру.)
— Прочитайте задачи урока в учебнике.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Ребята, посмотрите вокруг. Как много объектов нас окружает! Порассуждайте, что мы отнесем к природе, а что к природе не относится. (Ответы детей.)
Природа — это весь многообразный мир, который окружает человека и существует без его участия. К живой природе мы относим растения, животных, грибы, бактерии, к неживой — камни, воду, воздух и др. Часть окружающих нас предметов создал сам человек — это искусственные объекты, изделия или вещи. К ним относятся машины, одежда, посуда, мебель, здания и т. д.
— Рассмотрите фотографии на с. 14—15. То, что относится к природе, накройте зелеными фишками, а то, что создано человеком, — желтыми. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.
— Как вы поняли, что такое рукотворный мир? (То, что создано руками человека.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
— Поиграйте в слова с соседом по парте: один называет объекты природы, а другой — рукотворного мира (по очереди). Кто больше слов назовет. Затем поменяйтесь.
V. Физкультминутка
Игра «Природа — не природа»
(Учитель называет предмет или показывает рисунок с его изображением. Если предмет относится к природе, дети хлопают, если создан человеком — топают.)
VI. Продолжение работы по теме урока
(Учитель показывает презентации «Виды природы», «Творения человека». Если нет презентаций, можно показать видеофрагменты, фотографии или картинки.)
— Какие чувства вызывает у вас увиденное? (Восхищения, удивления природой, гордости за человека.)
А теперь поговорим об отношении человека к этой красоте, к окружающему миру.
— Рассмотрите рисунки на с. 16—17 учебника. Обсудите в группах отношение человека к себе и другим людям, к природе, рукотворному миру.
— Ответьте на вопросы к рисункам.
(Обсуждение в группах. Затем каждая группа отвечает на один вопрос.)
— Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Ответы детей.)
— Прочитайте, какой вывод сделала Черепашка.
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 17, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Прочитайте еще раз задачи урока. Проверьте, все ли мы выполнили.
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 15-17.
Источник