Урок 2. Природа и рукотворный мир
Экология – наука, изучающая взаимодействия между организмами и окружающей средой.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017. С. 14–16.
- Атлас – определитель «От земли до неба» С. 9, 15; 20; 120; 208.
- Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений «Великан на поляне или первые уроки экологической этики». А.А. Плешаков, А.А.Румянцев. М: Просвещение,2012. С. 3–4.
- Плешаков А. А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2017. С.3.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Всё, что нас окружает – это окружающий мир: объекты природы и предметы, которые изобрели люди. Природа – это всё, что нас окружает, что НЕ сделано руками человека. Но есть и предметы, созданными людьми. Вот и получается, что окружающий мир делится две группы.
Первая группа – объекты природы. Эти объекты существуют в природе и не зависят от человека.
Вторая группа – это предметы, сделанные руками человека. Вот поэтому и называем мы эту группу – рукотворный мир, т.е. руки человека сотворили. Всё, что нас окружает: солнце, растения, животные, вода, воздух, горы, камни, облака, луна, звёзды – это одним словом называется «природа». Она существует независимо от человека. Человек – тоже часть природы. Мир, созданный человеком, огромный. Человек окружил себя множеством предметов, которые помогают ему удобно жить, работать, учиться, отдыхать, передвигаться.
Наша планета очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но в то же время, человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому что на полянах и опушках живут существа, которые меньше человека: жуки и муравьи, бабочки и шмели, гусеницы и пауки. Во-вторых, потому что даже большие обитатели Земли, например, вековые дубы перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и маленький ребёнок. Как хорошо, что этот Великан добрый. Он не наступит на муравейник, не обидит гусеницу, не сорвет цветок, не оставит мусор после себя. И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, жестоким к тому, что его окружает».
Наш окружающий мир удивительно красив. И очень важно правильно обращаться с такой красотой. Нужно беречь всё, что дает нам природа. Нужно сохранить наш мир зелёным и чистым. Ведь природа – наш зелёный дом, и нужно стараться, чтобы в доме всегда было чисто и красиво.
Примеры и разбор решения заданий
Правильный вариант ответа:
2. Подчеркните верные утверждения:
Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
Приносите домой детёнышей лесных зверей и птиц!
Не ломайте ветки деревьев!
Правильный вариант/варианты:
Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
Не ломайте ветки деревьев!
Источник
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Предметы природного и рукотворного мира»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Закрепить знания детей об объектах окружающего мира и их определенных признаках; продолжать учить детей классифицировать объекты материального мира, научить узнавать и называть символ признака.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
в подготовительной группе
«Предметы природного и рукотворного мира»
Тема: «Предметы природного и рукотворного мира»
Возрастная группа: подготовительная к школе
Образовательные: Закрепить знания детей об объектах окружающего мира и их определенных признаках; продолжать учить детей классифицировать объекты материального мира, научить узнавать и называть символ признака.
Развивающие: Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления; развивать алгоритм системного мышления.
Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества; доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Методы: словесный , наглядный, практический, игровой.
Словарная работа: классификация, природный мир, рукотворный мир.
Оборудование: круг из ткани (карусель), карточки со схематическими изображениями признаков; модель-виноград , картинки с изображением различных предметов, конверт, маркер, клей, мольберт.
Предварительная работа: Игры — «Да-Нет», «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Отгадать загаданный объект».
Воспитатель: Дети, мы сегодня получили письмо от Незнайки.
(Добрый день, ребята! Я не могу справиться с заданиями, которые предложил мне Знайка. Я тоже, как и вы готовлюсь к школе, помогите, пожалуйста, выполнить эти задания. Буду ждать от вас ответа! До свидания!»
Задание 1. «Все в мире перепуталось»
Воспитател ь: А сейчас мы с вами выполним первое задание Незнайки: распределим карточки в соответствии с принадлежностью к определенной классификационной группа на «модели мира», в сектор природного или рукотворного мира.
Воспитатель : Ребята вот это «модель мира». Это схематическое изображение всех живых и не живых объектов, которые нас окружает. Она образованна из секторов рукотворного и природного миров. Как вы думаете, какие объекты составляют рукотворный мир?
Ребенок : Все что создано руками человека это объекты рукотворного мира.
Воспитатель: А какие объекты образуют природный мир?
Ребенок: Все что создано природой это объекты природного мира.
Воспитатель: В свою очередь каждый сектор делится на группы. Распределение объектов по группам это – классификация. К группам природного мира относятся: животные, растения, грибы и т.д. К группам рукотворного мира: одежда, обувь, посуда и т. д.
Воспитатель: Что на картинке?
Ребенок: На картинке – собака.
Воспитатель : К какому миру принадлежит?
Ребенок: К природному миру.
Воспитатель : К какой группе принадлежит?
Воспитатель: Где живет собака? Где обитает?
Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.
Воспитатель: Значит, картинку куда поместим?
Ребенок: В секторе природный мир на земле.
Воспитатель: Что на картинке?
К какой группе и какому миру он относится?
Дети: На картинке – автобус. К группе транспорт, и
к объектам рукотворного мира.
Воспитатель: Чем этот объект помогает человеку?
Дети: Перевозит людей по земле.
Воспитатель: Значит, картинку куда поместим?
Ребенок: В секторе рукотворный мир на земле.
Воспитатель: Что на картинке?
К какому миру он относится? К какой группе?
Дети: На картинке – бобер. К природному. К группе животные.
Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает?
Дети: Бобер живет и на земле и в воде.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор «земля».
Воспитатель: Что на картинке?
К какой группе и какому миру он относится?
Ребенок: На картинке – книги. К группе печатная продукция, и
к объектам рукотворного мира.
Воспитатель: Чем этот объект помогает человеку?
Ребенок : это объект предназначен для сохранения и передачи информации.
Воспитатель: Значит, картинку куда поместим?
Ребенок: В секторе рукотворный мир на земле.
Воспитатель: Что на картинке?
К какому миру он относится? К какой группе?
Ребенок: На картинке – куртка. К объектам рукотворного мира. К группе одежда.
Воспитатель: Чем этот объект полезен человеку?
Ребенок: для сохранения тела от внешних воздействий, она удерживает тепло человека и создает комфортные условия для него.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор рукотворный мир.
Воспитатель: Что на картинке?
К какому миру он относится? К какой группе?
Ребенок: На картинке – дерево. К группе растения. К объектам природного мира.
Воспитатель: Где растет дерево?
Ребенок: Дерево растет на земле.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить сектор «земля».
Задание 2. «Сочиним загадки»
Воспитатель : Молодцы, ребята, справились с первым заданием, а теперь Незнайка хочет чтоб мы помогли сочинить загадки: про лимон, помидор и самовар. Давайте вспомним, как мы составляем загадки.
Воспитатель: выбираем объект — лимон. Назовите, пожалуйста, основные признаки и свойства объекта изображённого на картинке. Лимон «какой»?
(Сравнения по цвету, по рельефу (поверхности объекта), по форме)
Дети: Жёлтый по цвету, овальный по форме, кислый по вкусу, растет на дереве (заполняем левую часть таблицы)
Воспитатель : Что такое же? (заполняем правую часть таблицы)
Дети : Кислый как клюква, овальное как дыня, растет на дереве как яблоко, шершавый как ковер.
Воспитатель: Чтобы получилась загадка, что нам понадобится?
Дети: Волшебные слова – «Но не»
Ребенок: вставим слова – связки «…но не».
Растет на дереве, но не яблоко
Воспитатель: выбираем объект — самовар.
Назовите, пожалуйста, основные признаки и свойства объекта изображённого на картинке. Самовар «какой»?
(Сравнения по цвету, по рельефу (поверхности объекта), по форме)
Дети: Блестящий по цвету, круглый по форме, шипящий.
(заполняем левую часть таблицы)
Воспитатель : Что такое же? (заполняем правую часть таблицы)
Дети : Блестящий, как начищенная монета
Шипящий как проснувшийся вулкан
Воспитатель : Чтобы получилась загадка, что нам понадобится?
Ребенок: вставим слова – связки «…но не» и получится:
Блестящий, но не начищенная монета
Шипящий, но не проснувшийся вулкан
Круглый, но не спелый арбуз.
Воспитатель: выбираем объект – помидор.
Назовите, пожалуйста, основные признаки и свойства объекта изображённого на картинке. Помидор «какой»?
(Сравнения по цвету, по рельефу (поверхности объекта), по форме)
Дети: Красный по цвету, круглый по форме, гладкий по поверхности.
растет на дереве (заполняем левую часть таблицы)
Воспитатель : Что такое же? (заполняем правую часть таблицы)
Дети : Кислый как клюква, овальное как дыня, растет на дереве как яблоко, шершавый как ковер.
Воспитатель: Чтобы получилась загадка, что нам понадобится?
Ребенок: вставим волшебные слова – «Но не» и получится:
Красный, как сигнал светофора,
гладкий, как оконное стекло,
круглый, но не воздушный шарик.
Атрибуты к игре: круг из ткани (карусель), карточки со схематическими изображениями признаков; Объект (виноград)
Игра по развитию речи проводиться с подгруппой детей на закрепление признаков объекта.
Выбираем объект. Ставим его в центре круга. Дети стоят вокруг круга.
— Раз, два, три-беги (дети бегут)
-Раз, два, три – замри (дети стоят)
Дети спрашивают про объект по карточкам:
— Какой ты по цвету? Сиреневый.
-Какой ты по вкусу? Сладкий, вкусный.
-Какой ты температуре? Теплый.
-Какой ты по влажности? Сухой.
-Виноград сколько тебя? Одна кисточка.
-Какие у тебя части? Одно целое.
-Какой ты по рельефу? Гладкий.
-Где твое место? В корзине с фруктами.
Воспитатель. Ну, вот и все заданий больше нет. Мы отправим все ответы почтой Незнайке. Я думаю, он будет очень рад! Как вы считаете, вы справились со всеми заданиями? Какие задания больше всего запомнились вам? Какие задания были легкими, а какие трудными?
Источник