В Кировской области существует два языческих центра, которые по существу представляют собой единое славянское неоязыческое движение.
Село Весенево Шабалинского района.
Возглавляет общину Александр Добровольский, сын жреца Доброслава (Алексея Добровольского), умершего в 2013 г.
Занимаются народными промыслами. Изготавливают и продают гусли, ковши, братины.
Организационно языческое движение оформилось в 1994 г. Основатель движения — Алексей Добровольский, бывший диссидент, проходивший в 1968 г. по «делу четырёх» (Галансков, Гинзбург, Добровольский, Лашкова) и известный тем, что дал по этому делу «откровенные показания». Доброслав ещё в советское время был неоднократно судим за антисоветскую и националистическую пропаганду и проходил курсы принудительного лечения в психиатрических клиниках. В 1989 г. Добровольский активно участвовал в создании Московской языческой общины, принял языческое имя «Доброслав», после чего уехал в деревню Весенево Кировской области. Автор брошюр: «Стрелы Ярилы», «Великославие русского национализма», «Волхвы, Вещуны, Оборотни», «Природные корни Русского Национального Социализма», «Арома-йога». Брошюра «Стрелы Ярилы» стала программной для националистов-неоязычников. Поклонник «великой русской ведуньи Елены Петровны Блаватской». Проповедует «русский национал-социализм», противник «жидохристианства». Реконструирует русские языческие «купальские обряды». Сторонник сотрудничества с языческими движениями национальных меньшинств, проживающих в России. На президентских выборах язычники голосуют за Г. Зюганова. Областная коммунистическая газета «Кировская правда» поддерживала Доброслава.
Принципы Объединения «Стрелы Ярилы»:
В июле 1999 г. на вече славянских язычников из нескольких городов России (Калуга, Смоленск, Орел, Рязань, Тула, Кемерово) на Дне Перуна, состоявшемся в селе Желыбине Калужской области, Доброслав был избран Верховным волхвом славян-язычников.
После 2002 г. власти приняли жесткие меры против славянских языческих общин Кировской области за пропаганду фашизма и антисемитизма. К 2005 г. активная и публичная деятельность движения была фактически прекращена.
В 2010 г. содержание брошюры «Волхвы» Алексея Добровольского было признано экстремистским, и по решению Кировского областного суда все экземпляры брошюры, автор которой пропагандирует превосходство язычников над «неполноценными» христианами и иудеями, были конфискованы и уничтожены. Прокурорская проверка, приведшая к этому судебному решению, была проведена ещё в 2008 г. после лекции Доброслава «Целительные силы Матери-Природы» в кировском ДК имени Циолковского.
После смерти Доброслава в 2013 г. его дело продолжили сыновья — Сергей Добровольский (Родостав) и Александр Добровольский (Вятич). Сергей занимается политикой, в 2001 г. был избран главой Шабалинского района.
г. Зуевка Кировской области.
Лидер — поэт Светобор (Алексей Анатольевич Елькин). В Кирове есть община «Светорусье» и фольклорный ансамбль «Горенка». Алексей Елькин (Светобор Вятский) является известным в области поэтом-язычником, автором сборника стихов «Обережный круг» (Киров, 2005).
Славянский историко-этнографический клуб «Сварожич» был основан в 1993 г. Среди целей клуба — изучение родной истории, включая историю Вятского края, забота об экологии, беседы, лекции для учащихся школ, студентов, проведение «Славянских Обрядов (в соответствии с традиционным календарем Славянского Мира)», «проведение областных, межрегиональных и Российских семинаров и конференций по традиционной культуре Русского Собора Народов», занятия в секции славяно-горицкой борьбы, закаливание, ознакомление со средствами народной медицины, традиционной целительной системой «Здрава», системой П.К. Иванова, молодёжные походы и экспедиции.
С 1986 г. действует «народный» театр-студия «Вече» (около 30 участников), руководителем которого также является Алексей Елькин. Девизом коллектива является завет Василия Макаровича Шукшина: «Нам бы про душу не забыть. нам бы чуть добрее быть. нам бы с нашими скоростями не забыть, что мы люди». Многие из участников «Вече» занимаются одновременно и в славянских клубах «Сварожич» и «Рассвет», а актеры театра-студии принимали участие во всех литературных праздниках, чтецких конкурсах, в проведении Круга Веды, Всероссийских семинарах, Славянских Обрядах и экспедиции к истоку реки Вятка.
С 1986 г. клубы «Сварожич» (г. Зуевка) и «Стрелы Ярилы» (г. Киров) охраняют исток реки Вятка — там стоит табличка, выполненная прорезной резьбой: «Исток реки Вятка. Охраняется природными духами и русским обществом охраны природы “Стрелы Ярилы”». С 2006 г. активисты из Глазова поставили на этом месте, которое считается священным, мостик через ручей, рядом с которым расположилась группа сказочных героев — хозяев этого места: Леший, Лесовичок, Водяной, Русалка, Медведь и Баба-яга в ступе, парящая в воздухе между деревьев. На месте одного из колодцев установлена деревянная голова Витязя.[1]
Другим священным местом для язычников являются курганы в поселке Первомайский Слободского района (Спасо-Подчуршинское городище), где предположительно было капище чуди.[2]
В 14 км от Зуевки также находится почитаемый Перунов бугор (капище клуба «Сварожич»).
Общины есть также в Слободском, Зуевке, Соколовке, Уржуме.
Одним из известных язычников является заместитель председателя Кировской писательской организации Валерий Пономарев (Любомир), автор исторического сказа «Первый атаман» (Киров, 2010). В сказе говорится о том, как в 1489 г. по приказу великого князя московского Ивана III Васильевича вольный город Хлынов на реке Вятке был завоеван московитами во главе с боярином Афанасием Ротовым, а хлыновский воевода Хоробр и его дружина уплыли на ушкуе (судне из дубленых бычьих шкур) на Дон, где пополнили ряды сбежавших из Новгорода, Азова и других городов Руси — от гнета москалей — и назвавшихся казаками.
Религиозно-общественная жизнь российских регионов. Т. II / науч. ред. С. Филатов. – М. ; СПб. : Летний сад, 2016. – 510 с. — С.349-352.
1. В июле 2020 года православными активистами на истоке реки Вятки установлен Поклонный крест. При этом часть элементов благоустройства возле Истока была демонтирована.
2. Подчу́ршинское городи́ще (первоначальное название — Чуршинское) — археологический памятник, древнерусское вятское городище XIII-XIV веков. Располагается в центре пос. Первомайский Слободского района Кировской области (ныне входит в черту города Слободской).
По археологическим данным, начало заселения Чуршинского городища относится к 13 веку. История Спасо-Преображенского храма, стоявшего на месте городища, отсчитывается с 1629 года. В 2000 году на месте храма (снесённого в 1934 году) установлен Поклонный крест с надписью на табличке: «Сей крест установлен в память о священном месте, где с древнейших времён стояли православные храмы и где постоянно молились предки вятчан».
Источник