Самые маленькие птички корольки

10 Вариант ВПР по русскому языку 6 класс

Задание 1.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ра(с,сс)вир..певший тайфун гон..т нашу баржу в (от)крытый океан. Ни(з/с)кие серые тучи з..крыли всё небо. Сверху то п..лоснёт жгучими ледя..ыми 2 струями дож(д/т)ь то выглян..т на с..кунду и опять скроет..ся (не)яркое со..нце.

Океан т..жело дыш..т 3 и св..р..пе..т 4 . Он бр..са..т баржу с в..лны на в..лну, словно перекид..ва..т с ладони на ладонь.

Вдали колебл..т..ся золотые ог..ньки берега. Тьма (з/с)гущается и мы уже (не)различаем огней маяка. Ур..ган усиливает..ся. Судно прыга..т на в..лнах но мы уже пр(е/и)выкли к кач..ке и почти (не)замеча..м её.

Теперь наша судьба завис..т от нашего опыта и умения борот..ся (со)стихией. Мы устали но мы бор..мся и (с/з)даваться (не)собираемся.

Рассвирепевший тайфун гонит нашу баржу в открытый океан. Низкие серые тучи закрыли всё небо. Сверху то полоснёт жгучими ледяными струями дождь, то выглянет на секунду и опять скроется неяркое солнце.

Океан тяжело дышит и свирепеет. Он бросает баржу с волны на волну, словно перекидывает с ладони на ладонь.

Вдали колеблются золотые огоньки берега. Тьма сгущается, и мы уже не различаем огней маяка. Ураган усиливается. Судно прыгает на волнах, но мы уже привыкли к качке и почти не замечаем её.

Теперь наша судьба зависит от нашего опыта и умения бороться со стихией. Мы устали, но мы боремся и сдаваться не собираемся.

Задание 2.
Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы:
(2) — морфемный и словообразовательный разборы слова;

дышит
1. дышит (что делает?) — глагол, н. ф. — дышать.
2. Пост. — несов. вид, невозвр., непереходн., II спр.; непост. — в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.

Океан тяжело дышит и свирепеет.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: океан (подлежащее, выражено именем существительным) дышит (и) свирепеет (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (дышит) тяжело – обстоятельство, выражено наречием;

Читайте также:  Печенье жар птица постное калорийность

Задание 3
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: рассвирепевший;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 14 букв и 13 звуков, так как сочетание сс обозначает 1 звук (удвоенный согласный звук).
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке

Задание 5
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
На третий день я снова пришел в школу

Задание 6
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) около двухста рублей
2) яркий граффити
3) новый тюль
4) пятеро медвежат

Задание 7
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Весёлый и радостный лес весной.
2) На правом берегу рос низкий и редкий кустарник.
3) Самый первый летний день настоящее чудо.
4) Ранним ноябрьским утром старик вышел из избушки

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
распознавание предложения и места постановки тире:
Самый первый летний день — настоящее чудо.
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе

Задание 8
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания —внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Побелел восход и озарил вершины гор и стал синеть безмолвный бор.
2) Мой отец всегда одевался очень изящно своеобразно и просто
3) Андрей Гаврилович Дубровский мало беспокоился о деле.
4) Не говорите дядечка лишнего.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Не говорите, дядечка, лишнего.
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе

Читайте также:  Где обитает птица сорокопут жулан

(1)Корольки самые-самые маленькие птички нашего полушария. (2)Лишь в Западном полушарии есть птицы меньше — колибри. (3)Поэтому корольков даже величают иногда северными колибри. (4)Эти птички — типичные жители хвойных лесов, в том числе и достаточно суровых. (5)Но корольки — птицы выносливые. (6)Им не страшны зимние морозы, и часто в лесу зимой можно услышать тонкое попискивание и увидеть, как с дерева на дерево перелетают корольки. (7)Издали птиц разглядеть трудно, а вот вблизи хорошо видны их яркие хохолки. (8)Эти хохолки, которые птички то поднимают, то опускают, и дали им имя . (9)Когда птички поднимают хохолки, похоже, что на головах у них появляются короны. (10)Короны, как известно, бывают у королей. (11)Но птички очень маленькие, вот и назвали их корольками.

(12)Правда, существует и такая легенда. (13)Когда-то птицы решили выбрать своим королём того, кто выше всех поднимется в воздух. (14)Конечно, выше всех поднялся орёл. (15)Но когда он, убедившись, что соперники остались далеко внизу, собрался уже спускаться, из-под его крыла выскочила маленькая птичка и поднялась ещё выше. (16)Мудрая сова заметила обман. (17)Королём птиц был объявлен, конечно же, орёл. (18)А «обманщик» получил шутливое прозвище «королёк».

(19)Легенда легендой, а корольки, если им , например, надо перелететь из одного леса в другой, поднимаются на такую высоту, на какую другие мелкие птицы не поднимаются. (20)Да и на деревьях они почти всегда в вершинах крон.

Задание 9
Определите и запишите основную мысль текста.

Основная мысль текста.
Корольки получили свое название из-за хохолков, похожих на корону, но существует легенда, что название связано с их умением летать выше, чем другие маленькие птички.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

Задание 10
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Примерный план.
1) Почему корольки так названы.
2) Легенда о происхождении названия «корольки».
3) Корольки летают высоко.

Читайте также:  Птицы во время разговора

Задание 11
Какие птицы являются самыми маленькими в мире?

Ответ может быть сформулирован так:
Самые маленькие птицы – это колибри.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

Задание 12
Определите и запишите лексическое значение слова «тонкое» из предложения 6.
Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
Тонкий – высокий (о звуках).
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа:
Я купил тонкую тетрадь в клеточку.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях

Задание 13
Определите стилистическую окраску слова «величать» из предложения 3, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова: величать -устаревшее;
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:
Величать – называть, именовать.
Может быть подобран другой синоним

Задание 14
Объясните и запишите значение фразеологизма водой не разольёшь. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
объяснение значения фразеологизма:
водой не разольёшь — очень дружны, в тесной дружбе; неразлучны, всегда вместе;
толкование ситуации в заданном контексте, например:
Ваня и Никита дружат давно. В школе, на спортивной тренировке или на прогулке они всегда вместе, водой не разольёшь.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма

Источник

Оцените статью