Самые общие вопросы развития общества природы человека

1.Сформулируйте проблему Типы проблем:

1. Философские. Самые общие вопросы развития общества, природы, человека.

2) познание и самопознание

3) свобода и ответственность

2. Социальные. Устройство и жизнь общества.

1) социальная справедливость/ несправедливость

2) создание правового государства

3) соблюдение прав человека

3. Политические. Деятельность государственной власти.

1) политика в жизни общества

4) международные конфликты

4. Нравственные. Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей.

3) духовность и бездуховность

5) интеллигентность и хамство

8) конфликт поколений (отцы и дети)

5. Экологические. Взаимодействие человека и окружающей среды.

1) взаимосвязь человека и природы

2) глобальная экологическая катастрофа

3) потребительское отношение к природе

6. Эстетические. Восприятие человеком прекрасного.

2) воспитание эстетического вкуса

4) чтение, роль книги в жизни человека

5) массовая культура. Телевидение. Интернет.

Как сформулировать проблему?

Способы формулирования проблемы.

1. Сформулировать самостоятельно (своими словами)

А) В том случае, если проблему можно сформулировать кратко – одним словом или словосочетанием, — подойдет конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже», например:

1) Автор поднимает проблему совести.

2) Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей».

3) В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.

Б) Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:

1) Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

2) Автор размышляет над судьбой русского языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чем опасность распространения жаргонных слов?

2. Процитировать

А) В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату.

3.Укузать номера предложений из текста.

А) Если в текстах можно найти авторскую формулировку проблемы, то можно указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.

Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступление до слушателей?

Источник

Общество и природа, социальное и природное в существовании и развитии общества.

на второй стадии возникает социальный источник развития , он сразу же оказывается ведущим. Благодаря возникновению этого принципиально нового фактора и как его проявление образуется взаимодействие между ним и природным фактором. Господствует взаимодействие социального и природного факторов при главеннстве социального .

На третьей стадии возникший социальный факнтор продолжает быть ведущим, главным.

На четвертой стадии социальный фактор полностью подчиняет себе природный фактор и только на этой стадии он безраздельно господствует, а значит, только теперь безраздельно господствует самодвижение, саморазнвитие общества , взаимодействие людей как самоцель, развитие сущности человека как самоцель

Читайте также:  Природные зоны субтропических зон

Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия. На примитивных орудиях труда и невысоком развитии разума основывалась так называемая «присваивающая» экономика, включающая собирательство, охоту, рыболовство

Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к «производящей» экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Но общественное производство (строительство ирригационных сооружений, вырубка под пашни лесов, селекционная деятельность и т.д.) имело и оборотную, разрушительную для природы сторону, пока еще характеризовавшуюся локальностью и ограниченностью последствий. На этом этапе уже вполне отчетливо проявляется различие общества и природы

Начало третьего этапа. Гигантски возрастает объем материального производства, быстрыми темпами растут производительные силы. начинает хищническое эксплуатирование не только трудящихся, но и природу. На этом этапе общество и природа выступают как антагонистические противоположности, причем человек воспринимал себя в роли господина, царя природы, а природу — как мастерскую и неисчерпаемый источник богатств

Четвертый этап, обнажившим противоречие общества и природы: с одной стороны, наличие у человечества небывалых по сравнению с прошлым возможностей преобразования природы и общества, с другой стороны, небывалая масштабность разрушительных и для природы, и для общества последствий нерационального воздействия человека на природу. Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы , т.е. становление качественно новых отношений общества и природы

Стало ясно, что общество как организм, во-первых, постоянно приспосабливается к окружающей среде и ее изменениям, и это внешнее воздействие заставляет общество эволюционировать и меняться.) появилась и идея «естественного» социального отбора как фактора социальной эволюции. Она заключалась в том, что в процессе адаптации к природным условиям и в результате борьбы за ресурсы и т. п. выживают наиболее приспособленные общества , а неприспособленные уничтожаются или погибают. В результате происходит не просто отбор способных к развитию форм, но в целом идет социальный прогресс. Во многом – особенно для ранних периодов истории – это является верным и помогает объяснить как причины, так и направления социального развития

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Читайте также:  Металлы это природные ресурсы

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — все это существенно влияет на жизнь общества. Достаточно сравнить развитие народов севера и юга. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках — разведением цитрусовых. Влияние географической среды на общество — явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зависимость от географической среды.

Природа во всем своем многообразии ставит перед человеческим обществом самые разнообразные задачи. Наличие рек и морей побуждает развивать рыболовство и другие морские и речные промыслы, плодородные почвы создают условия для развития земледелия, запасы нефти в земных недрах стимулируют создание и совершенствование средств ее добычи и переработки. Природа, обладая определенными богатствами, создает плацдарм для развития определенных качеств общественного человека, ее богатства прямо преломляются в богатстве качеств человека.

Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определенные запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсаторных механизмов, инициирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества .

Природа во всем разнообразии своих форм, как при наличии огромных и благоприятных ресурсов, так и при относительной бедности некоторых из них, всегда воздействует на общество , на его развитие и совершенствование.

Источник

Человек, природа, общество

В жизни человека природа играет важную роль.Человек не может существовать без общества так же, как и без природы. Человек, природа, общество – взаимосвязанные части, компоненты одной цепочки, составляющие жизни планеты.

Значение природы

Обществознание 8 класса предлагает изучать понятие «природа» в нескольких значениях.

  • Природа – это окружающий мир во всем его проявлении. Природой в данном смысле считается все, кроме того, что создается сознанием человека: мысли, образы и идеи.
  • Природа – это все, что развивается и появляется не в ходе человеческой деятельности. По такому понятию, природа делится на 2 составляющие части: живая и неживая. Обе группы существовали до появления человека.
  • Природа – это биосфера планеты Земля, оболочка, в которой происходят живые процессы.
Читайте также:  Природные режимы газовых залежей

Последнее значение противопоставляется понятию «общество». Жизнь людей, «человеческий фактор» изменяют природу, вмешиваются в ее развитие, меняют структуру биосферы.

Единство природы и человека

Что связывает человека, природу и общество? Ученые нашли множество доказательств тесного взаимодействия. Человек – это элемент системы, частица, но от него зависит множество процессов. Человек не может существовать вне природы. Это его место жизни. Чем можно аргументировать такое утверждение? Природа дает людям питание. Растения, животные, рыбы появились еще до человека, он нашел в них полезные питательные элементы, без которых не может существовать. То же можно сказать и о воде. Реки, озера, природные водоемы, внутренние воды дают человеку возможность обеспечить себя питьем. Человек не продержится и 3 минут без воздуха. Откуда он его берет?

Из атмосферы. Именно это позволяет сделать вывод: человек и природа – неразделимы. А. Тойнби создал теорию “вызова-ответа” между природой и обществом. Суть теории заключается в том, что природа дает человеку вызов (частые наводнения, засуха, холод, жара, определенные полезные ископаемые), а человек отвечает этим условиям созданием своей особенной культуры (дома на сваях, каменные или деревянные жилища, системы орошения и т.д.)

Некоторые ученые предсказывают наступление эпохи ноосферы, когда будет торжествовать гармония между обществом людей и природой. Данный период еще не наступил, но ученые верят в его скорый и обязательный приход.

Человек – часть природы

Человек – это верхняя ступень развития природы. Ум его позволяет руководить тем, что находиться рядом. В Древнем Китае все живые существа ученые расставили по ступеням: на начальной ступени расположились растения, затем рыбы. Всех остальных поднимали вверх по совершенству и широте интеллекта. На верхней ступеньке оказался человек. Почему? Человек – не просто царь, божество. Он тот, кто отвечает за эволюционные процессы. Он сохраняет историю и то, что появилось за много миллионов лет до него. Человечество постоянно занимается совершенствованием, умом, который приобрел от природы. Направлять силу разума человек должен не на разрушение, а на сохранение всего живого.

Часть своего исторического развития человек прошел через путь, аналогичный всем живым существам, но постепенно выбрал другой: он начинает трудиться. Труд преображает личность. Для труда нужны знания, человек, работая, обретает умения и опыт.

Источник научных открытий

Природа, окружающая человека, дарит ему множество знаний. Постигая ее тайны люди стали мудрее и практичнее. Множество законов было открыто в ходе изучения взаимосвязи компонентов планеты. Человек постигал природу и создавал новое.

которые читают вместе с этой

Источник

Оцените статью