Сборник картины родной природы произведения

Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 1 часть страница 99

Выставку можно назвать «Времена года», «Четыре времени года», «Живое слово о природе», «Родная природа в творчестве русских поэтов и писателей».

Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в выставку книг. Выберите из списка. Объясните свой выбор.

  • Русская народная сказка «Зимовье зверей»
  • Крылов И. Стрекоза и Муравей
  • Пушкин А. С. Осень
  • Есенин С. «Закружилась листва золотая…»
  • Токмакова И. «Опустел скворечник…»Толстой Л. Детство
  • Плещеев А. «Осень наступила…»
  • Яхнин Л. Осень в лесу

Пушкин А. С. Осень, Есенин С. «Закружилась листва золотая…», Плещеев А. «Осень наступила…», Яхнин Л. Осень в лесу.

На выставке представлены книги русских писателей и поэтов о родной природе. Я выбрал книги, в которых также рассказано о природе.

Составь список любимых произведений о природе.

К. Ушинский «Проказы старухи зимы», «Четыре желания», В. Бианки «Лесные домишки», «Мурзук», «Три весны», К. Паустовский «Заячьи лапы», «Барсучий нос», Н. Сладков «Сорочьи тараторки».

Предположи, какие произведения могут быть включены в сборник «Картины родной природы».

Можно добавить стихи А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Осенняя пора», А. Плещеев «Скучная картина», «Травка зеленеет…». В сборник также можно включить не только стихи поэтов, но и рассказы русских писателей, например, М. Пришвина, К. Паустовского», В. Бианки.

💡 Чтобы не искать ГДЗ к упражнениям в следующий раз сохрани в закладки. Нажми на клавиатуре CTRL + D или поделись в социальных сетях.

Получайте уведомления о выходе новых решебников и примите участие в ежемесячном розыгрыше.

Источник

Времена года, родная природа (4 класс, вопросы и ответы)

Главная мысль рассказа заключается в том, что все времена года прекрасны по-своему. К. Ушинский хотел сказать читателям о том, что в любое время года можно найти интересные и приятные занятия.

Рассмотри репродукции картин. Составь по ним рассказ.

«Зимняя околица»

На картине К. Ф. Юона «Русская зима» изображена околица деревни в зимний морозный день. На переднем плане покрытая снегом дорога, а слева от нее мы видим лесную опушку с раскидистыми высокими деревьями. Каждая веточка, покрытая инеем, искрится и переливается, словно сделана из хрусталя.

Читайте также:  Атлас байкальской природной территории

Стоящая поодаль вековая ель будто одета в снежную шубу.

Справа на пригорке виднеется деревня. Дети катаются на санках, чувствуется веселье и оживление.

По дороге из леса идет ватага ребят, а впереди весело бежит лохматый деревенский пес. Мальчишки о чем-то шумно переговариваются.

Ощущается резкий контраст между застывшей от холода, как бы оцепеневшей природой и оживлением деревенских детей, радующихся зимнему гулянию.

Чувствуется, что на улице очень холодно. Художник сумел передать ощущение холода многочисленными оттенками холодного синего, голубого и белого цветов.

Картина вызывает у меня ощущение радости и волшебства. Такое настроение возникает благодаря обилию света, «хрустальным» веткам и изображению веселых зимних игр.

«Весенний сад»

На картине И. И. Левитана «Цветущие яблони» изображен весенний сад. Земля покрыта ковром из молодой нежной травы. Деревья, покрытые цветами, стоят, словно юные невесты в белоснежных платьях.

Вдали виднеется деревенский дом. Летом его скроет густая листва, а пока сад еще не успел зазеленеть, поэтому видно далеко.

Гибкие цветущие ветви без листьев отчетливо видны на фоне ярко-синего весеннего неба.

На переднем плане лежит густая тень, отбрасываемая каким-то строением или оградой. Чуть левее находится небольшая скамейка.

Приятно сесть на нее и любоваться садом.

Чувствуется, что воздух еще прохладный, но уже начинает немного пригревать первое весеннее солнце.

Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает ощущение умиротворения, какой-то юной свежести и предвкушение счастья.


Вспомни своё любимое стихотворение о природе.

Сергей Есенин

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Как Ф. Тютчеву удаётся показать раннюю весну?

Представление о ранней весне выражено в словах «А воздух уж весною дышит». Здесь нет описания деревьев, травы, птиц, потому что они еще не появились. Единственный признак наступающей весны — особый весенний воздух.


Какие выразительные средства выбраны автором для изображения унылой картины природы? А как поэт создаёт образ пробуждающейся природы? Что необычного в её изображении?

Читайте также:  Профессиональные сферы человек природа

Для изображения унылой картины природы автор использует олицетворения «земли печален вид», «природа не проснулась» и эпитет «мертвый стебль».

Для создания образа пробуждающейся природы выбраны олицетворения «воздух дышит», «…Весну послышала она и ей невольно улыбнулась…»

Необычно изображение природы как одухотворенного существа, которое может испытывать чувства, эмоции.

Почему в стихотворении так много глаголов? Обоснуй своё мнение.

Глаголы здесь нужны для того, чтобы показать движения, действия, благодаря которым происходят изменения в природе.

Каково настроение автора, какие чувства он испытывает?

У автора приподнятое настроение. Это еще не радость, но радостная надежда на близкие перемены, связанные с приходом весны.

Как Ф. Тютчев описывает радугу? Как ему удаётся показать красоту и мгновенность радужного видения?

Ф. И. Тютчев сравнивает радугу с воздушной аркой, называет ее «радужным видением».

Поэт показывает красоту радуги словами «ярко», «неожиданно», эпитетами «воздушная», «радужном».

Мимолетность увиденного передана с помощью глаголов «лови», «смотри», «ушло». Также поэт использует эпитет «минутное торжество», слова «мгновение», «минута».

О чём просит читателя автор? Почему?

Автор просит читателя ловить мгновение, чтобы полюбоваться радугой. Радуга появляется на небе ненадолго и быстро исчезает. Поэтому нужно успеть воспользоваться моментом, чтобы насладиться ее красотой.

Как ты думаешь, зачем в стихотворении дважды повторяется слово лови?

«Лови» — это призыв к читателю. Его повтор усиливает ощущение быстротечности и изменчивости. Поэт призывает не медлить, а действовать, чтобы не упустить возможность.

Каким настроением проникнуто произведение? Объясни. Подумай, почему в стихотворении три восклицательных предложения.

Стихотворение проникнуто восторгом и восхищением красотой радуги. Восклицательные предложения помогают передать это настроение.

Выучи стихотворение наизусть. Какую интонацию ты выберешь для его чтения?

Стихотворение следует читать громко, с восторженными восклицательными интонациями.
Строчку «Ещё минута, две — и что ж?» нужно прочитать с вопросительной интонацией.

В двух последних строках интонацию следует понизить и прочитать их с легким оттенком грусти:
«Ушло, как то уйдёт всецело, Чем ты и дышишь, и живёшь».

Источник

Иллюстрированный сборник стихотворений «Родная природа в русской поэзии». Коровина, литература, 5 класс

Природа всегда служила вдохновением для художников, композиторов и поэтов.

Образ Родины и родной природы встречается в лирике поэтов и XVIII, и XIX, и XX века. Волнение полей, раскаты грома, завывание метели, шум дождя и прибой морских волн по- особому слышит человек, который искренне любит свою землю и умеет видеть красоту родного края. Через поэзию авторы рассказывали о своих чувствах к природе, родине, могли рассказать и о чувствах к другому человеку.

Читайте также:  Отдых лето природа горы

Никто из русских поэтов не прошел мимо пейзажной лирики. Описывая родные деревенские просторы, они выражали чувства лирического героя. Лирика может по — особому передавать состояние человека. Пейзаж — воспоминание, пейзаж — настроение, пейзаж — переживание…

Стихотворения обычно небольшие по объему. Они дают возможность поэту короткими зарисовками, тонкими штрихами отметить маленькие, но очень точные, значительные детали. Это часто признание в любви, грусть расставания, трепетное ожидание будущего и сожаление об ушедшем прошлом.

Родная природа никогда не была для русского поэта просто фоном, это всегда душа. Это связь с малым краем, родным домом и Отчизной в целом.

В поэзии лето, осень, зима и весна всегда будут означать нечто большее, чем просто времена года. Иногда даже эти слова пишутся с большой буквы, как будто это живые существа. Вообще, в своих произведениях поэты часто придают природным явлениям такие черты, как характер, действие, эмоциональные процессы. Они «оживляют» природу, таким образом, подчеркивая свою связь. Мы — единое целое, я — лишь малая ее часть, часть всего живого.

Многие писатели очень тонко чувствовали свою связь с природой, и старались передать эту гармонию через свои стихотворения.

В свой сборник о природе я бы включила следующие стихотворения:

  1. А.Н. Плещеев «Весна»
  2. И.С. Никитин «Утро»
  3. И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»
  4. А.Н. Майков «Ласточки»
  5. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»
  6. Ф.И. Тютчев «Весенние воды»
  7. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
  8. Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»
  9. И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»
  10. И.А. Бунин «Листопад»
  11. А. Блок «Еще бледные зори на небе…»
  12. А. Блок «Летний вечер»
  13. И. Суриков «Рябина»
  14. И. Суриков «В степи»
  15. И. Суриков «Зима»
  16. Н. Некрасов «Зеленый шум»
  17. А.С. Пушкин «Зимний вечер»
  18. М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»
  19. С.А. Есенин «Поет зима, аукает…»
  20. С.А. Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями»

Презентация

Источник

Оцените статью