Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 1 часть страница 99
Выставку можно назвать «Времена года», «Четыре времени года», «Живое слово о природе», «Родная природа в творчестве русских поэтов и писателей».
Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в выставку книг. Выберите из списка. Объясните свой выбор.
- Русская народная сказка «Зимовье зверей»
- Крылов И. Стрекоза и Муравей
- Пушкин А. С. Осень
- Есенин С. «Закружилась листва золотая…»
- Токмакова И. «Опустел скворечник…»Толстой Л. Детство
- Плещеев А. «Осень наступила…»
- Яхнин Л. Осень в лесу
Пушкин А. С. Осень, Есенин С. «Закружилась листва золотая…», Плещеев А. «Осень наступила…», Яхнин Л. Осень в лесу.
На выставке представлены книги русских писателей и поэтов о родной природе. Я выбрал книги, в которых также рассказано о природе.
Составь список любимых произведений о природе.
К. Ушинский «Проказы старухи зимы», «Четыре желания», В. Бианки «Лесные домишки», «Мурзук», «Три весны», К. Паустовский «Заячьи лапы», «Барсучий нос», Н. Сладков «Сорочьи тараторки».
Предположи, какие произведения могут быть включены в сборник «Картины родной природы».
Можно добавить стихи А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Осенняя пора», А. Плещеев «Скучная картина», «Травка зеленеет…». В сборник также можно включить не только стихи поэтов, но и рассказы русских писателей, например, М. Пришвина, К. Паустовского», В. Бианки.
💡 Чтобы не искать ГДЗ к упражнениям в следующий раз сохрани в закладки. Нажми на клавиатуре CTRL + D или поделись в социальных сетях.
Получайте уведомления о выходе новых решебников и примите участие в ежемесячном розыгрыше.
Источник
Времена года, родная природа (4 класс, вопросы и ответы)
Главная мысль рассказа заключается в том, что все времена года прекрасны по-своему. К. Ушинский хотел сказать читателям о том, что в любое время года можно найти интересные и приятные занятия.
Рассмотри репродукции картин. Составь по ним рассказ.
«Зимняя околица»
На картине К. Ф. Юона «Русская зима» изображена околица деревни в зимний морозный день. На переднем плане покрытая снегом дорога, а слева от нее мы видим лесную опушку с раскидистыми высокими деревьями. Каждая веточка, покрытая инеем, искрится и переливается, словно сделана из хрусталя.
Стоящая поодаль вековая ель будто одета в снежную шубу.
Справа на пригорке виднеется деревня. Дети катаются на санках, чувствуется веселье и оживление.
По дороге из леса идет ватага ребят, а впереди весело бежит лохматый деревенский пес. Мальчишки о чем-то шумно переговариваются.
Ощущается резкий контраст между застывшей от холода, как бы оцепеневшей природой и оживлением деревенских детей, радующихся зимнему гулянию.
Чувствуется, что на улице очень холодно. Художник сумел передать ощущение холода многочисленными оттенками холодного синего, голубого и белого цветов.
Картина вызывает у меня ощущение радости и волшебства. Такое настроение возникает благодаря обилию света, «хрустальным» веткам и изображению веселых зимних игр.
«Весенний сад»
На картине И. И. Левитана «Цветущие яблони» изображен весенний сад. Земля покрыта ковром из молодой нежной травы. Деревья, покрытые цветами, стоят, словно юные невесты в белоснежных платьях.
Вдали виднеется деревенский дом. Летом его скроет густая листва, а пока сад еще не успел зазеленеть, поэтому видно далеко.
Гибкие цветущие ветви без листьев отчетливо видны на фоне ярко-синего весеннего неба.
На переднем плане лежит густая тень, отбрасываемая каким-то строением или оградой. Чуть левее находится небольшая скамейка.
Приятно сесть на нее и любоваться садом.
Чувствуется, что воздух еще прохладный, но уже начинает немного пригревать первое весеннее солнце.
Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает ощущение умиротворения, какой-то юной свежести и предвкушение счастья.
Вспомни своё любимое стихотворение о природе.
Сергей Есенин
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Как Ф. Тютчеву удаётся показать раннюю весну?
Представление о ранней весне выражено в словах «А воздух уж весною дышит». Здесь нет описания деревьев, травы, птиц, потому что они еще не появились. Единственный признак наступающей весны — особый весенний воздух.
Какие выразительные средства выбраны автором для изображения унылой картины природы? А как поэт создаёт образ пробуждающейся природы? Что необычного в её изображении?
Для изображения унылой картины природы автор использует олицетворения «земли печален вид», «природа не проснулась» и эпитет «мертвый стебль».
Для создания образа пробуждающейся природы выбраны олицетворения «воздух дышит», «…Весну послышала она и ей невольно улыбнулась…»
Необычно изображение природы как одухотворенного существа, которое может испытывать чувства, эмоции.
Почему в стихотворении так много глаголов? Обоснуй своё мнение.
Глаголы здесь нужны для того, чтобы показать движения, действия, благодаря которым происходят изменения в природе.
Каково настроение автора, какие чувства он испытывает?
У автора приподнятое настроение. Это еще не радость, но радостная надежда на близкие перемены, связанные с приходом весны.
Как Ф. Тютчев описывает радугу? Как ему удаётся показать красоту и мгновенность радужного видения?
Ф. И. Тютчев сравнивает радугу с воздушной аркой, называет ее «радужным видением».
Поэт показывает красоту радуги словами «ярко», «неожиданно», эпитетами «воздушная», «радужном».
Мимолетность увиденного передана с помощью глаголов «лови», «смотри», «ушло». Также поэт использует эпитет «минутное торжество», слова «мгновение», «минута».
О чём просит читателя автор? Почему?
Автор просит читателя ловить мгновение, чтобы полюбоваться радугой. Радуга появляется на небе ненадолго и быстро исчезает. Поэтому нужно успеть воспользоваться моментом, чтобы насладиться ее красотой.
Как ты думаешь, зачем в стихотворении дважды повторяется слово лови?
«Лови» — это призыв к читателю. Его повтор усиливает ощущение быстротечности и изменчивости. Поэт призывает не медлить, а действовать, чтобы не упустить возможность.
Каким настроением проникнуто произведение? Объясни. Подумай, почему в стихотворении три восклицательных предложения.
Стихотворение проникнуто восторгом и восхищением красотой радуги. Восклицательные предложения помогают передать это настроение.
Выучи стихотворение наизусть. Какую интонацию ты выберешь для его чтения?
Стихотворение следует читать громко, с восторженными восклицательными интонациями.
Строчку «Ещё минута, две — и что ж?» нужно прочитать с вопросительной интонацией.
В двух последних строках интонацию следует понизить и прочитать их с легким оттенком грусти:
«Ушло, как то уйдёт всецело, Чем ты и дышишь, и живёшь».
Источник
Иллюстрированный сборник стихотворений «Родная природа в русской поэзии». Коровина, литература, 5 класс
Природа всегда служила вдохновением для художников, композиторов и поэтов.
Образ Родины и родной природы встречается в лирике поэтов и XVIII, и XIX, и XX века. Волнение полей, раскаты грома, завывание метели, шум дождя и прибой морских волн по- особому слышит человек, который искренне любит свою землю и умеет видеть красоту родного края. Через поэзию авторы рассказывали о своих чувствах к природе, родине, могли рассказать и о чувствах к другому человеку.
Никто из русских поэтов не прошел мимо пейзажной лирики. Описывая родные деревенские просторы, они выражали чувства лирического героя. Лирика может по — особому передавать состояние человека. Пейзаж — воспоминание, пейзаж — настроение, пейзаж — переживание…
Стихотворения обычно небольшие по объему. Они дают возможность поэту короткими зарисовками, тонкими штрихами отметить маленькие, но очень точные, значительные детали. Это часто признание в любви, грусть расставания, трепетное ожидание будущего и сожаление об ушедшем прошлом.
Родная природа никогда не была для русского поэта просто фоном, это всегда душа. Это связь с малым краем, родным домом и Отчизной в целом.
В поэзии лето, осень, зима и весна всегда будут означать нечто большее, чем просто времена года. Иногда даже эти слова пишутся с большой буквы, как будто это живые существа. Вообще, в своих произведениях поэты часто придают природным явлениям такие черты, как характер, действие, эмоциональные процессы. Они «оживляют» природу, таким образом, подчеркивая свою связь. Мы — единое целое, я — лишь малая ее часть, часть всего живого.
Многие писатели очень тонко чувствовали свою связь с природой, и старались передать эту гармонию через свои стихотворения.
В свой сборник о природе я бы включила следующие стихотворения:
- А.Н. Плещеев «Весна»
- И.С. Никитин «Утро»
- И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»
- А.Н. Майков «Ласточки»
- Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»
- Ф.И. Тютчев «Весенние воды»
- Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
- Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»
- И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»
- И.А. Бунин «Листопад»
- А. Блок «Еще бледные зори на небе…»
- А. Блок «Летний вечер»
- И. Суриков «Рябина»
- И. Суриков «В степи»
- И. Суриков «Зима»
- Н. Некрасов «Зеленый шум»
- А.С. Пушкин «Зимний вечер»
- М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»
- С.А. Есенин «Поет зима, аукает…»
- С.А. Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями»
Презентация
Источник