Сенсорное развитие роль природы

Природа и окружающий мир как важнейшие элементы сенсорного развития детей раннего возраста

«Природа и окружающий мир как важнейшие элементы сенсорного развития детей раннего возраста».

В качестве эпиграфа к своему выступлению выбрала слова основателя детской психологии, физиолога В. Прейера:

«Мир входит в сознание человека

лишь через дверь органов чувств.

Если она закрыта, то он не может войти в него,

не может вступить в с ним в связь.

Мир тогда не существует для сознания».

Публикация «Природа и окружающий мир как важнейшие элементы сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Ребёнок младшего возраста видит окружающий его мир «глазами и руками»— узнают об окружающем мире при помощи зрения, осязания, слуха. Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребёнок всё хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность всех анализаторов- органов чувств. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях.

Одним из важнейших средств для развития сенсорных способностей является природа и окружающий мир. Их большое значение отмечал Е. Аркин «…когда воспитание ведётся вне комнаты, когда перед ребёнком каждый день развёртывается полная красок панорама природы, тогда нет сомнения, что поле, лес, луг, звёздное небо, восход солнца, постоянно меняющий свой цвет небесный свод, будут служить средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания её».

С раннего возраста природа привлекает внимание ребёнка, даёт повод для раздумий и по мнению учёных ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка.

Читайте также:  Природа челябинской области 2001

С природой и окружающим миром дети в основном знакомятся во время прогулок, в ходе которых они наблюдают, экспериментируют, исследуют, подмечают, играют. Предметы и явления природы наглядно предстоют перед ребёнком.

Наблюдение в природе позволяет рассмотреть объект со всех точек зрения- внешний вид, размер, форма, цвет. Ежедневные наблюдения за природой, во время которых дети узнают о растениях и животных, любуются красотой природы во все времена года.

Во время экспериментирования ребята всегда открывают для себя новое. Экскурсии по «экологическим тропинкам» помогают накопить и закрепить элементарные представления, «читать» книгу природы, собирать природный материал для коллекций и игр, сравнивать его.

Интересно и исследовать окружающий мир : бегать по лужам, отважно штурмовать заросли кустарников, взбираться на пенёчек и шагать по ним.

Для ребёнка младшего возраста важно накопить разнообразные представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов, и сделать это возможно только в действиях с этими предметами.

Именно в быту накапливается богатый сенсорный опыт : ребёнок познаёт свойства воды, снега, льда, песка, глины, камней, окунается в разнообразие красок живой природы- неба, травы, цветов, деревьев, разнообразие звуков- голоса животных, пение птиц, шелест листьев.

Особое внимание уделяется формированию перцептивных действий- предлагать ребё нку выполнять разнообразные обследовательские действия: рассматривание, сопоставление, группировка, соотнесение, ощупывание.

Знакомство с природой происходит и в группе.

Центр «Природы и экспериментирования» оснащён различными принадлежностями для экспериментов, природным материалом : листочками, семенами, ракушками, гербариями, камушками и т. д.

Центр «Воды и песка» -ребята с удовольствием играют с водой и песком, различными сыпучими материалами.

Так же происходит знакомство с некоторыми видами комнатных растений, которые рассматриваем, сравниваем.

Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.

Читайте также:  Коренное природное сообщество определение

Источник

Оцените статью