Сеть транспортировки природного газа

Сеть транспортировки природного газа

0,003 МПа — максимальный уровень давления в жилых домах. До параметров, необходимых потребителю, давление снижается на газорегуляторных пунктах (ГРП).

ГРС и ГРП не только снижают, но и поддерживают требуемый уровень давления газа на выходе. Кроме того, на ГРС происходит очистка и осушка газа, проводится его одоризация (придание газу характерного запаха).

В зависимости от категории потребителя различают распределительные газопроводы низкого давления — для газоснабжения жилых домов; среднего и высокого (I и II категории) давления — для подачи газа на промышленные предприятия.

Предприятия Жилые дома
Класс давления
в газопроводе
Высокое
I категории
II категории Среднее Низкое
Рабочее давление 1,6 1,2 0,6 0,3 0,003 МПа
Вид транспортируемого газа СУГ Природный газ и сжиженный углеводородный газ (СУГ)

Внутренние газопроводы

Для того чтобы подвести газ непосредственно к газовой плите, используют внутренние газопроводы — это газопроводы, проложенные от наружной конструкции здания до места подключения расположенного внутри зданий газоиспользующего оборудования.

Строительные нормы и правила

Все требования, предъявляемые к системе газоснабжения, строго регламентированы. Они прописаны в Строительных нормах и правилах (так называемых СНиПах).

В частности, в СНиПе «Газораспределительные системы» прописано, что для подземных газопроводов следует применять полиэтиленовые и стальные трубы. Для наземных и надземных газопроводов — стальные трубы, а для внутренних газопроводов низкого давления разрешается применять стальные и медные трубы.

Телефон газовой аварийной службы — 04

Внутридомовое газовое оборудование

Цепочка поставки газа от месторождения до населения не заканчивается поступлением газа во внутренние газопроводы. Важным звеном в этой цепи является и внутридомовое газовое оборудование (ВДГО).

ВДГО — это все газоиспользующее оборудование, которое находится в жилом доме. Это газовые плиты, варочные панели, духовки, водонагреватели, отопительные котлы, приборы учета газа и газопроводы многоквартирного или жилого дома.

Каждый из нас может приобрести для своего дома любое газовое оборудование, главное, чтобы оно отвечало техническим требованиям. Уcтанавливать и подключать оборудование может только представитель специализированной организации, которая имеет допуск к работе с этим оборудованием. Обслуживать ВДГО должна газораспределительная организация (ГРО), которая имеет в своем составе аварийно-диспетчерскую службу (либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы).

Читайте также:  Природная зона южная корея

Проверка газового оборудования обязательно проводится один раз в год. Газовики предупредят о ней минимум за неделю. Лучше дождаться их прихода, иначе у поставщиков может появиться повод прекратить поставки газа. Специалисты «горгаза» и региональной газовой компании также проверят показания счетчика и целостность пломбы на нем.

Платить за газ необходимо раз в месяц не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки. Если задержать оплату на три месяца, газ могут отключить. Также основанием для прекращения поставок может служить неисправность оборудования или отсутствие соответствующего сертификата на него.

Все новые частные потребители платят за газ по счетчикам. Есть и другая форма определения оплаты — по нормам потребления: в зависимости от числа проживающих, типа используемого оборудования, площади отапливаемых помещений. Цены на услуги слесарей «горгазов» регулируются прейскурантами, которые утверждаются органами власти субъектов Российской Федерации.

В составе Группы «Газпром» производством ВДГО занимаются холдинг «Газмаш», объединяющий шесть производственных предприятий в России (бренды «Дарина», «Лада», Neva, Terra, Flama) и ОАО «Брестгазаппарат» (торговая марка Gefest).

Метан, в отличие от пропан-бутановой смеси, можно сжижать только при низких температурах, порядка –162 градусов по Цельсию.

Автономная газификация

«Газпром» ежегодно инвестирует несколько десятков миллиардов рублей в газификацию российских регионов. Но не всегда населенный пункт экономически эффективно газифицировать за счет трубопроводного газа. В отдаленных, малонаселенных районах иногда целесообразней проводить автономную газификацию.

Для автономной газификации можно использовать сжиженный природный газ (СПГ) или сжиженный углеводородный газ (СУГ).

Исторически первым распространение получил СУГ (пропан-бутановая смесь). Его преимущество заключается в том, что он легко сжижается при обычной температуре и давлении всего в 10–15 атмосфер. При этом для его перевозки достаточно стального баллона с толщиной стенок 4–5 мм.

При газификации с использованием СУГ топливо доставляют на автомобильных газовозах и помещают в специальные резервуары — газгольдеры (от англ. gas-holder). Их вместимость может различаться в зависимости от того, на какой объем и число помещений (как жилых, так и промышленных) они рассчитаны. Резервуары могут быть подземными и надземными.

Источник

Транспортировка

В настоящее время основной вид транспорта – трубопроводный. Для движения газа по трубе нужно создать давление.

Газ под давлением 7,5 МПа прокачивается по трубам диаметром до 1,4 м. По мере отдаления газа от газовых промыслов, уменьшается давление, а, следовательно, — снижается скорость. Это никому не нужно, согласитесь? Поэтому по маршруту движения «голубого топлива» через определенные отрезки пути сооружают компрессорные станции. На них повышают давление от 5,5 до 12 Мпа, охлаждают газ и он продолжает свое «путешествие» по трубопроводу.

Читайте также:  Осени явления живой природы

Газопоток_отбивка.jpg

Строительство и обслуживание трубопровода – дело затратное, но оно того стоит. Это наиболее дешевый способ транспортировки газа на небольшие и средние расстояния.

Но это не единственный плюс. Считайте сами:

  1. Трубопроводы можно проложить в любом направлении и на любое расстояние, ведь отрезок – кратчайший путь между пунктом А и пунктом Б;
  2. Бесперебойность работы, и, как следствие, гарантированное снабжение потребителей, независимо от погоды и времени года;
  3. Высокая степень автоматизации, надежность и простота в эксплуатации;
  4. Разгрузка традиционных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской).

Но, как и у любого явления, транспортировка по газопроводам имеет и недостатки:

  1. Как мы уже писали, на первых этапах сооружения трубопровода нужны большие капиталовложения. Поэтому строительство экономически оправдано лишь при условии большого и стабильного газопотока;
  2. Есть ограничения на количество сортов энергоносителей, транспортируемых по одному трубопроводу. У трубопровода существует «срок годности»;
  3. Проложенный маршрут трубопровода сложно изменить. Если появляются новые потребители энергоносителей, то нужны дополнительные капиталовложения.

trans_1.png

trans_1.png

trans_1.png

megamap.jpg

История развития трубопроводного транспорта газа

Первые газопроводы появились в Китае в начале новой эры. Для передачи природного газа использовались бамбуковые трубы. Мало кто знает, но песня Александра Буйнова «Я бамбук, пустой бамбук…» была посвящена именно этим событиям 🙂

В конце XVIII века в Европе для транспортировки газа стали применяться чугунные трубы. В 70-ые годы XX века в СССР сформировалась самостоятельная транспортная отрасль – единая система газоснабжения. Развитие сети трубопроводов опережало приросты добычи газа. В 1986 году по трубопроводам транспортировалось 1/3 от общего грузооборота страны, более 2/3 всего топлива Советского Союза.

Каждый год трубопроводная сеть увеличивается. Благодаря техническому прогрессу пропускная способность отдельных газопроводов достигает 30-45 млрд м³/год. При этом трубопроводный транспорт остаётся одним из наиболее чистых в экологическом отношении видов транспорта.

trans_2.png

В 80-х гг. трубопроводы диаметром более 1м выходят на первый план, средняя дальность перекачки нефти и газа превышает 1000 км, длина отдельных трубопроводов достигает 4-5 тысяч км

Транспортирование сжиженных углеводородных газов танкерами

Для транспортировки газа широко используют и танкеры — газовозы. Это специальные суда, на которых газ перевозится в сжиженном состоянии в специализированных емкостях при температуре от −160° до −150°С. Чтобы газ сделать сжиженным, его охлаждают при высоком давлении. В зависимости от потребностей природный газ можно сжать в 600 (!) раз. Для танкерной транспортировки газа нужно «всего ничего» — протянуть газопровод до ближайшего побережья, построить на берегу терминал для сжижения и закачки газа на танкеры, ну и сами танкеры.

Читайте также:  Природно географическое положение алтайского края

Такой метод транспортировки значительно экономичнее трубопроводного при условии, что до потребителя газа более 2 000 – 3 000 км, так как основную стоимость составляет не транспортировка, а погрузочно-разгрузочные работы.

Еще плюсы:

  1. Сжиженный газ более безопасен при перевозке и хранении, чем сжатый;
  2. Относительная дешевизна перевозок;
  3. Неограниченная пропускная способность водных путей (особенно морских);
  4. Возможность завоза природного газа в отдаленные районы страны, не связанные иными видами транспорта.

А вот и минусы:

  1. Сезонность перевозок по речным и морским путям, что вызывает необходимость создавать большие запасы СПГ;
  2. Медленное продвижение грузов;
  3. Нельзя полностью использовать тоннаж судов, если нужно транспортировать СПГ в небольших количествах;
  4. Соответственно порожние рейсы судов в обратном направлении.

Источник

Транспортировка

«Газпром» обладает уникальной газотранспортной системой (ГТС), самой протяженной и надежной в мире, и последовательно ее развивает. Ее основная часть входит в состав Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России. ЕСГ представляет собой уникальный технологический комплекс, включающий в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа в европейской части России и Западной Сибири. Даже в периоды пикового потребления «Газпром» стабильно обеспечивает природным газом население, электроэнергетику, промышленные и коммунальные предприятия.

Транспортировка и подземное хранение природного газа «Газпром»

Транспортировка и подземное хранение природного газа «Газпром»

Благодаря централизованному управлению, большой разветвленности и наличию параллельных маршрутов транспортировки, ЕСГ обладает существенным запасом надежности и способна обеспечивать бесперебойные поставки газа даже при пиковых сезонных нагрузках.

Газовые артерии Бованенковского месторождения

Газовые артерии Бованенковского месторождения

Общая протяженность газотранспортной системы на территории России составляет 179,3 тыс. км.

Компрессорная станция «Атаманская», Амурская область

Компрессорная станция «Атаманская», Амурская область

Центральная диспетчерская «Газпрома»

Единая система газоснабжения России управляется из Центральной диспетчерской «Газпрома». Здесь осуществляется круглосуточный контроль обеспечения надежного и бесперебойного снабжения природным газом российских и зарубежных потребителей.

Центральная диспетчерская «Газпрома»

Центральная диспетчерская «Газпрома»

Объемы транспортировки

Поступление газа в ГТС «Газпрома» на территории России, млрд куб. м

За год, закончившийся 31 декабря
2018 2019 2020 2021 2022
Поступление в ГТС 693,1 679,0 625,0 703,1 596,7

Надежность газотранспортной системы

Надежность функционирования газотранспортной системы «Газпрома» обеспечивается благодаря внедрению прогрессивных методов диагностики, своевременному проведению капитального ремонта и планово-предупредительных работ.

В компании используется современная система планирования капитальных ремонтов на основе методологии управления техническим состоянием и целостностью ГТС. После проведения анализа рисков и оценки системной значимости приоритет отдается тем объектам, ремонт которых даст максимальный эффект. Такой подход позволяет одновременно повышать уровень технической надежности производственных объектов, оптимизировать объем выполняемых работ и эффективно расходовать финансовые ресурсы.

Капитальный ремонт участка магистрального газопровода «Макат — Северный Кавказ»

Капитальный ремонт участка магистрального газопровода «Макат — Северный Кавказ»

Источник

Оцените статью