Сезонные изменения природы 3 класс

Урок познания мира .Сезонные изменения в природе (3 класс)

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

1. Дать представление об изменениях в жизни растений весной

2. Показать связь этих изменений с неживой природой

3. Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения

4. Воспитывать чувство гордости за родной край

5. Продолжать формирование элементов экологической культуры

6. Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;

7. Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

8. Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

1. Интерактивная доска, презентация к уроку,

2. карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 2),

3. карточка с заданием для групповой работы (№ 3),

4. результаты опыта с ветками деревьев,

5. карточки для саморефлексии,

8. диск с презентацией к уроку.

Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи).

На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)

Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке.

На уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Применяются активные методы обучения (по классификации И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина): проблемное изложение, частично-поисковый метод. На этапе введения применяются проблемные методы, которые проводят учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения и направлены на организацию поисковой познавательной деятельности. На этапе воспроизведения предлагаются задания, позволяющие пройти ещё два творческих звена – выражение продукта и реализацию продукта. Таким образом, ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Частично-поисковый метод позволяет приучить учащихся к самостоятельности мышления и творчеству.

Для организации учебного процесса развивающего типа, использую исследовательский подход (обучение через «открытие») и коммуникативный подход (когда ученик становится автором какой-то точки зрения).

На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повто­ рение изученного материала . При этом учитель задаёт проблему, играющую роль мотивации учебной деятельности. Ребята предлагают свои способы решения этой проблемы, выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы, что они уже знают, а что им предстоит узнать. Зна­ ния, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала.

Читайте также:  Виды мышления социальная природа мышления человека

На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных дей­ ствий учителя и учеников (система подводящих творческих заданий). Выдвигаются гипотезы, ко­ торые затем принимаются или отвергаются, выделя­ются существенные признаки понятия, устанавлива­ ются связи с ранее изученным материалом. Новые знания, приобретенные в ходе совмест­ ного открытия, являются личностно значимыми и при­ сваиваются учениками сразу же, без дополнитель­ных усилий на запоминание.

На этапе первичного закрепления используют­ ся задания, которые позволяют начать обучение способам применения. При этом в каждом задании формируется и отрабатывается важнейшее понятие или представление темы, а, кроме того, рассматривается один из многих способов его применения в жизни школьника.

Последним предлагается задание частично-поискового и творческого характера, которое проводится по принципу «опережающей многолинейности».

На этапе подведения итогов урока ученики уча­ ствуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каж­ дый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.

2. Постановка проблемного вопроса.

3. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

4. Совместное открытие нового.

7. Практическая часть урока (начало формирования умений).

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

9. Задавание домашней работы.

Какие красивые глазки смотрят на меня, голубые, серые, зелёные, карие, сколько в них ума, сосредоточенности, точно знаю, что готовы к уроку…

А урока сегодня не будет, да зачем он вам нужен, и вовсе мы сегодня с вами будем не учениками, а поиграем в игру где вы будете экспертами (словарная работа над словом эксперт – что оно обозначает), (раздать головные уборы зел.)

Я работаю учителем в 3 школе и мои ребята вам передают привет…

— внимание на экран… (видео учеников 3 класса 1 мин.)

— пока я ехала к вам за окном машины я увидела много чудес.

А вы любите чудеса? Как вы думаете, какие чудеса я могла увидеть?

Сегодня мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим чудесным тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах.

Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. (Слайд 1)

2. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

Вы знаете, что наша необыкновенная природа служит вдохновением для поэтов, композиторов. Вашему вниманию представляю отрывок из произведения великого композитора П.И. Чайковского из цикла «Времена года» — Апрель – «Подснежник». (Слайд 2)

(Слушают музыкальное произведение с презентацией подснежники, учитель

читает стихотворение – 1 мин.)

Из под снега Подснежники –
Первоцветы весны!
Распустились в орешнике…
И любуемся мы.

Нежность белых бутонов
Не сорви, не сломай –
Улыбнись… и с поклоном
Дальше путь продолжай.

Читайте также:  Знаковая природа информации документа

Слишком кратко цветение –
Не губи красоту!
Птиц весеннее пение,
Разливай доброту.

Снег крупинчатый тает –
Ручейками уйдёт.
Так в апреле бывает.
Вновь подснежник цветёт!

— Понравилось ли вам произведение великого композитора?

— Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение?

— И вы сегодня будете собирать букеты из подснежников за свою работу…

— Как можно сформулировать главный вопрос нашего занятия?

1.Постановка проблемного вопроса. (3 мин)

— Прочитайте главный вопрос на который нам надо найти ответ.

Какие изменения происходят в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

— Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?

(необходимо произвести ряд исследований)

— Давайте вспомним некоторые понятия, которые понадобятся нам сегодня в работе.

— Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)

— Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)

— А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)

— По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)

— перед вами лежат зелёные конверты, посмотрите внимательно на карточки,

*** Задание -1определите закономерность этих явлений

(дети самост-но работают) учитель читает в это время стихотворение…)

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Все загадки разгадать,

Будем вместе развивать качество-

Наша любознательность.

Ответы детей, докажите свои выводы…

(снежинка, дерево в снегу, весеннее дерево, дерево с листочками, сосульки, подснежник, капля, травка)

*** Задание – 2 – на какие группы можно разделить картинки которые лежат перед вами (осадки, растения, трава, времена года), (Слайд 6)

*** Логическая минутка (Слайд 7 )(4 мин)

Найдите лишний предмет и докажите… (дерево, куст, ель)

3. Совместное открытие нового.

— По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

— Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 8)

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День увеличивается.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

— Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 9)

— Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 10)

Спал цветок и вдруг проснулся,

Солнце утром лишь проснется,

6. Первичное закрепление (обучение способам применения).

— А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны.

— Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. 2 недели назад одни ветки поставила в воду в тёплом классе, а другие положила в холодильник…

Читайте также:  Природные условия древнего междуречья

— Давайте сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (тепло)

— Вернемся к главному вопросу урока. (Слайд 13)

— Можем ли мы на него ответить?

(Какие изменения происходят в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?) (Слайд 14)

Игра «Я это могу» Внимательно прочитай предложения и выбери нужное. (Слайд 15)

* Я могу различать растения по внешнему виду.

* Я могу улучшить условия для роста и развития растений в классе и дома.

* Я могу по названию растений определить среду его обитания.

* Я могу сломать дерево и разрушить сообщество растений.

* Я могу защищать окружающие меня растения.

Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)

Индивидуальная работа тест (Слайд 16)

Какими изменениями в природе Весна заявляет о своём приходе?

1. День с приходом весны стал:

а) корче б) длиннее в) остался таким же.

2. Температура воздуха стала:

а) выше б) ниже в) не изменилась.

3. Какое явление природы можно наблюдать только весной?

а)снегопад б)вьюга в)ледоход

7. Подведение итогов. (Слайд 18)

— Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

— Что нового узнали на уроке?

— Что было для вас самым интересным на уроке?

Самооценка. (Слайд 18)

— Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке

-человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.

-человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь

— человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

Букет из подснежников которые вы собрали сегодня за свои открытия вместе со смайликами давайте прикрепим к снежной поляне и оживим ее весенним настроением.

— Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М. Пришвина: (Слайд 19)

«Всё прекрасное на земле — от солнца, и всё хорошее от человека».

— Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

8. Домашнее задание. (Слайд 20)

— Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Составить рассказ о весенних изменениях в природе)

— По желанию вместе с родителями изготовить скворечник.

А в День птиц ребята вместе со старшими школьниками могут развесить искусственные гнездовья.

Я подготовила для вас подарки. Пусть эти пшеничные букетики из витаминной зелени поднимут вам настроение, а ваши замечательные глазки всегда пусть светятся радостью и жаждой новых открытий.

Источник

Оцените статью