Сезонные изменения природы осень

Осень. Сезонные изменения в природе
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (2 класс) на тему

П сихологический настрой. Прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем! Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!” !

Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ: Золотая и немая, Затаилась тишина. Песням спрятанным внимая, Я иду, как в чарах сна. Листья тихо улетают С засыпающих ветвей И на землю оседают, Красотой пленя своей

Постановка проблемной ситуации. В народе говорят: «Осень всех наградит, всё загубит.».

(Инсценировка) . — Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красное, и желтое, и розовое, и оранжевое. — А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, — сказало другое дерево, — самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменю. — Какие деревья могли вести этот разговор ?

— Мы тоже отправимся в осенний лес и послушаем разговоры деревьев.

«Листочки» Мы листочки осенние, Ветер снова набежал На ветках мы сидим. И листочки все поднял. Дунул ветер – полетели Закружились, полетели Мы летели, мы летели И на землю снова сели. И на землю тихо сели (дети садятся по местам).

Вот на ветке лист кленовый. Нынче он совсем как новый! Весь румяный, золотой. Ты куда, листок? Постой !

Творческая мастерская. Листочки на окошке

Что происходит с насекомыми осенью ?

На какие 3 группы можно разделить птиц?

Какая главная задача стоит перед людьми осенью?

Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

Воробей Заглянула осень в сад — Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели. Под ногами первый лёд Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть – Стесняется. Выучить наизусть стихотворение В. Степанов Домашнее задание .

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 168 им. И.И. Лабузы»

Груздева Елизавета Анатольевна – учитель начальных классов

Осень. Сезонные изменения в природе.

1.Познакомить учащихся с осенними изменениями в природе, в жизни растений, животных; систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.

2.развивать познавательную активность, интерес к предмету.

3.воспитывать бережное отношение к природе., культуру двигательных упражнений.

словесно-наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.

оформленная доска, набор иллюстраций, учебник, тетрадь, таблицы, мультимедийное сопровождение

А)- психологический настрой учащихся:

Прозвенел звонок, начинается урок.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Б) Отгадать загадку ( слайд3)

Пришла без красок
и без кисти
и перекрасила все листья .

Читайте также:  Природные ресурсы запасы добыча

Постановка проблемной ситуации. (слайд6)

В народе говорят: «Осень всех наградит, всё загубит.». Проверить верно ли это высказывание или нет поможет наш урок. Сегодня повторим знания об осенних изменениях в природе, тем самым ответим на вопрос о правильности высказывания.

— Вспомните , как называются осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

( Дети читают стихи о каждом времени года)

А)-Какое стихотворение подходит к сегодняшнему дню?

-Какое время года было перед осенью?

Цель. Распределите эти карточки на доске согласно времени года.

-У каждого из вас есть карточка с явлением природы(«снег», «дни длиннее», «+30», «роса», «иней», «радуга», «заморозки», «цветут цветы», «листопад», «линька», «дни короче», «- 2» , «отлёт птиц».)

Периодическая смена наружных покровов оперения и шерсти у животных. Бывает постоянной, сезонной и возрастной.

— Мы тоже отправимся в осенний лес и послушаем разговоры деревьев.

— Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красное, и желтое, и розовое, и оранжевое.

— А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, — сказало другое дерево, — самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменю.

— Какие деревья могли вести этот разговор?

(Лиственное и хвойное). ( Слайд 8)

— Какие изменения произошли у лиственных деревьев осенью?

(Созревают и опадают плоды с семенами, изменяется окраска листьев, идет листопад).

— Назовите причины листопада. (Спасает от засухи деревья, от ломки ветвей, избавляет от вредных веществ).

— Какие изменения произошли у хвойных деревьев осенью? (Их нет).

— Чем интересна лиственница? (Сбрасывает хвою осенью).

— Осенью лес щедро одаривает людей своими подарками. Грибы – один из таких даров природы. ( Ребенку дается корзина, он отправляется в лес за грибами)

Вывод . Смог ли мы доказать, что осень нас чем-то наградила. А кто выл в лесу с родителями и собирал грибы?

Г) Физминутка «Листочки» ( Слайд 9)

Д) Подготовка к творческой работе . (Учитель читает стихотворение В. Д. Берестова.) ( Слайд 10)

Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой! Берестов В.Д.

Посмотрите на слайд как медленно падают листочки .

Е) Творческая работа «Листочки на окошке» Слайд (11)

После небольшой паузы, необходимой для переживания настроения, вызванного стихотворением, педагог показывает несколько листочков, вырезанных из цветной бумаги. Удивляется вместе с детьми тому, что они схожи с настоящими. Сообщает, что дети сами могут вырезать разные листочки и создать общую картину «Листочки на окошке». Показывает основу будущей картины. Демонстрирует способ вырезания сложной формы из бумаги, сложенной вдвое.

— Беру лист бумаги жёлтого (оранжевого, красного, розового и пр.) цвета; складываю пополам, держу за сгиб и вырезаю так, будто рисую половинку листочка (см . схемы).

Читайте также:  Природные соединения кремния силикатные

Выставляет варианты форм листочков (см . схему) — целые и половинки для наглядного ориентира. Дети упражняются на черновых листах бумаги. Затем педагог показывает способы декорирования образа: обрывной аппликацией (рваные кусочки наклеиваются на листик); накладной аппликацией (на листик накладывается листик меньшего размера и, возможно, другой формы); дорисовывание (жилкование) и декорирование листьев цветовыми пятнами. Ещё раз напоминает технику симметричного вырезывания сложной формы (самый ответственный момент в занятии), предлагает детям самостоятельно выбрать материалы для художественного творчества и начинать работу.

По мере изготовления листочков воспитатель предлагает детям подходить к основе (фону) для наклеивания листиков. Получается композиция Листочки на окошке. Предлагаею детям посмотреть в это окошко и рассказать, что они видят (красивые листочки, листопад, листочки падали и прилипли к окошку, будто ветер приклеил листочки к нашему окошку и др. варианты ответов).

Вывод . Опустеют скоро наши сады. Изменится ли жизнь животных?

Ж ). Повторение изменений в жизни животных

Повторим по таблице изменения в жизни животных осенью.

(Ученики называют отличительные признаки каждой группы животных).

1. Насекомые (3 пары ног, прикрепленных к груди).

З) — Что происходит с насекомыми осенью? ( Слайд 12)

(Часть насекомых погибает, часть улетает в теплые края (стрекозы, бабочки, божьи коровки), часть прячется в укромном месте и засыпает).

— На какие 3 группы можно разделить птиц? (Оседлые, перелётные, кочующие).

— В каком порядке улетают перелетные птицы? (Насекомоядные, растительноядные, водоплавающие).

— Что их гонит: голод или холод? (Голод).

К. ) — Послушаем птичий разговор и подумаем, кто из них прав? ( Слайд 14)

Иволга и Кукушка (Н. Сладков)(Инсценировка).

— Слушай, Иволга, о какой это зиме местные пичужки щебечут?

-Будто бы зима бывает, белый снег землю закроет, морозы затрещат?

— Э-э, Кукушка, болтовня пустая.

Сколько на свете живу – никакой зимы и снега не видела. На родину прилечу – лето, в Африку вернусь – лето.

— Объясните, почему так считают птицы? (Они перелетные, зиму проводят в теплых краях, на родину возвращаются весной).

Л) — Как готовятся к зиме звери?

(Одни делают запасы на зиму, вторые жиреют и засыпают, другие не готовятся никак, им достаточно корма зимой, происходит линька).

— Кто хочет у доски разделить на 3 группы зверей? (ученик самостоятельно делит на группы рисунки зверей)

— Объясните поговорку «Волка ноги кормят». (Догоняет добычу).

М) Земноводные (голая кожа, живут на суше и в воде).

(Прячутся в корнях деревьев, норах, под камнями, зарываются в ил и впадают в зимний сон).

Н) . Пресмыкающиеся (чешуйки, ползают или бегают невысоко над землей).

(Прячутся в убежища на зимовку, собираясь десятками, а ужи – сотнями, зимуют на глубине от 50 см до 2 м в норах грызунов, в стогах сена).

Читайте также:  Натуральный рыжий цвет волос от природы

О) Рыбы (чешуя, дышат в воде).

(Прячутся в ил и спят на дне лини, караси, сомы. Остальные рыбы бодрствуют).

П) Какая главная задача стоит перед людьми осенью?

— Объясните пословицу: «Осень – запасиха, зима – подбериха».

(Чтобы быть сытым зимой, надо хорошо потрудиться осенью).

Повторение частей растений. (ученики по очереди в мешке ощупывают овощи и фрукты, узнают их)

— Надо наощупь узнать овощ или фрукт и назвать, какую часть растения мы у него употребляем в пищу.

(Лук – стебель, листья, картофель – стебель, яблоко – плод, морковь — корень, свекла – корень и т.д.).

— А у каких растений мы едим семена, цветы? (Орехи, мак; цветная капуста).

— Чем еще занимаются люди осенью?

Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

( Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

— Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны — прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

4. Домашнее задание . Выучить наизусть стихотворение ( Слайд 18)

Воробей.
Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.

Источник

2. Изменения в живой природе

Короткий световой день, похолодание, заморозки — все эти изменения в неживой природе осенью влияют на растения и животных. Листопад , увядание травянистых растений , отлёт перелётных птиц , исчезновение насекомых — это осенние явления, которые происходят в живой природе.

fall-4491113_1920.jpg

Сначала листья деревьев и кустарников окрашиваются в яркие цвета. Через некоторое время ветер начинает срывать ярко окрашенные листья и бросать их на землю, образуя великолепный жёлто-красный дождь. Так природа готовится к отдыху, к встрече зимних холодов.

Первой причиной этого явления является нехватка воды в замёрзшей земле. Вторая причина листопада — необходимость защитить деревья от повреждений в зимний период массой прилипшего снега. Кроме этого листопад очищает организм растений от вредных веществ.

С осенним похолоданием исчезают насекомые, растительной пищи становится меньше. Это одна из основных причин того, что некоторые птицы покидают родные места и отправляются на зимовку в тёплые страны.

Перелётные птицы.png

Не улетают в тёплые края те птицы, которые умеют находить пищу зимой. Они питаются различными семенами, ягодами, шишками (семенами шишек).

Источник

Оцените статью