Шелер отличие человека от животного

31. Философская антропология: основные идеи м.Шелера, х.Плесснера, а.Гелена, м.Бубера.

Философ-ая антропол-я. – направление (школа) в западноевропейской философии первой половины XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук. Основные представители: М.Шелер, Х.Плесснер, А.Гелен, М.Бубер. Общим для всех представителей философской антропологии является поиск специфических отличий человека от животных.

1) Макс Шелер – основоположник философской антропологии. Считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в культуре. Причина этого в неправильном подходе к познанию. Человека нельзя определить, он превосходит любую науку, но проблема человека это главная проблема философии. Бог – это высшая ценность, и человек – есть существо, живущее в ценностном мире. В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало и дух, идущий от Бога. Важной характеристикой человеческого духа объявляется его «открытость миру». Личность — это сущностно-необходимая единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Божественный дух превосходит человеческую природу. Человек может познать сам себя, познавая в себе духовные Божественные проявления сквозь символы. Символы – это и наука, и религия, философия и т. п. вся философия должна выводиться из человека.

2) Х. Плеснер. — Исходный принцип Плесснера: существует единая целостная структура человеческого существования, в нее входят и органическое тело, и специфическая для человека направленность на мир. Особая структура витальных взаимоотношений со средой — отличает человека от существ на более низких ступенях жизни. Особенностью герменевтики Плесснера является то, что основное внимание в ней уделяется мимике, смеху, плачу. Онтологическая структура, в которой сочетаются отношение к миру и к самому себе, является фундаментом человеческого существования. Именно она отличает человека от животного. Психич. жизнь человека дана в двойственном аспектекак душа и как переживание. Плеснер формулирует законы: 1) закон «естественной искусственности». (Человек не может существовать без норм. Искусственность для человека столь же естественна, как и его биологическая организация) 2) закон «утопического местоположения» (Человек никогда не может обрести покоя. Происходит осознание ничтожности бытия всего мира. Это ведет к мысли об основании мира, являющимся богом. Обращение к богу предстают как средство разрешения конфликта человека).

Читайте также:  Окпд 2 масло животное

3) Арнольд ГеленЧеловек это животное, способное создавать совершенно особые творения. Это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т. п. Он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями. «Человек — это существо, открытое миру». Эта «открытость» определяется его биологическим недоразвитием и недостаточностью. Человек как биологически «недостаточное» существо должно решать задачу своего выживания. В силу этого человек является действующим существом. Жизнь человека по Гелену регулируется тремя основными инстинктами: 1) забота о потомстве; 2) восхищение перед цветущей и состраданием гибнущей жизни; 3) безопасность. Именно на этой основе формулируются стабильные черты индивидуального характера. Из материального инстинкта, из заботы о потомстве вырастает гуманизм. Из восхищения и сострадания — потребительство; из инстинкта безопасности — формируется этика “Закона и порядка”, возникает государство. Социальный статус человека определяется предпочтительным развитием одного из инстинктов.

4) Мартин Бубер только в попытке постичь человеческую личность в ее целостной ситуации и в потенциальном отношении ко всему, что не есть она сама, мы постигаем и человека. Человек должен быть осмыслен как существо, наделенное тройным жизненным отношением и способным возвышать каждую форму этого отношения до сущностного.

— Бубер противопоставляет отношение «Я-Ты» и «Я-Оно», где первое – живое межличностное отношение, а второе – повседневное отношение. Бубер считал, что Я-Ты отношение возможно не только между людьми, но и, например, к дереву: в этом случае я буду иметь дело с его ценностной, духовной природой. Два типа отношения порождают два противоположных образа мира; человек не может постоянно пребывать в состоянии Я-Ты отношения, но «тот, кто живёт лишь Оно – не человек».

Читайте также:  Краб это земноводное животное

Источник

Оцените статью