Схема дежурства по уголку природы

Разработка форм работы с детьми по проблеме дежурства в уголке природы

форм работы по проблеме дежурства в уголке природы с детьми средней группы по курсу «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО».

В средней группе детей необходимо привлекать к дежурству, так как дежурство-это один из видов трудовой деятельности, в которой дети получают необходимые в дальнейшем трудовые навыки, учатся аккуратности, ответственности, терпению, наблюдательности, оценке и самооценке. Очень важно, чтобы дежурство не стало для детей навязчивой обязанностью. Они осознанно должны выполнять действия, понимая зачем они это делают и видеть результат своего труда.

Публикация «Разработка форм работы с детьми по проблеме дежурства в уголке природы» размещена в разделах

Дежурство в уголке природы –это не только правильное выполнение определённых действий по уходу за растениями и животными, а прежде всего своё отношение к ним.

Взаимодействие человека с природой : чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. Погружаясь в повседневные проблемы, люди часто не замечают красоту и дары, данные нам природой. Поэтому с дошкольного возраста нужно формировать у детей умение бережно относиться ко всему живому, видеть красоту окружающего мира, создавать красоту вокруг себя и уметь сохранять её. Ведь именно в дошкольном периоде закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей природе. Комнатные цветы –источник красоты, благополучия и хорошего настроения в доме.

Растения необходимы для очистки воздуха в помещении.

Формы работы над проблемой с детьми средней группы.

Проблема. Дети не хотят дежурить в уголке природы, делают это формально, без интереса.

Цель: вызвать интерес к уходу и наблюдениям за комнатными растениями, помочь осмыслить необходимость дежурства по уголку природы, видеть результаты своего труда, пополнить уголок природы растениями.

Форма работы : наблюдение за старым желтеющим цветком розаном. Что случилось, почему он желтеет, погибает?

Цель: обратить внимание детей на желтеющий цветок, выяснить причины.

Предположения детей: сухой, надо полить. После проверки выясняем, что земля влажная. Какая причина может быть ещё? Предположения детей: жарко, холодно, скучно, состарился. После обсуждения каждого предположения выясняем, что розан-это действительно старый цветок и он погибает от старости.

Читайте также:  Приказ министерства природных ресурсов 445

Проблема : что делать?

Цель: сохранить растение в группе.

Пути решения: предложения детей: купить другой, посадить самим. Так как у нас нет денег, то первое предложение отпадает, решаем посадить сами.

Проблема : как это сделать?

Форма работы : задание на дом: спросить родителей, поискать в интернете.

Цель: побуждать самостоятельно находить ответы и решения.

Предложения детей: посадить семенами, посадить черенком. После обсуждения решаем, что семян у нас нет, их нужно покупать, решаем использовать способ черенкования (знакомство с новыми словами и понятиями).

Форма работы : показ с объяснением. (срезаем у старого розана боковые отростки, которые послужат черенками, помещаем их в воду)

Цель: дать детям наглядное представление о способе размножения черенкованием, побуждать участвовать в трудовых действиях.

-Пока черенок находится в воде, наверное он как-то будет меняться. Пройдёт много времени, и как бы нам не забыть, каким он был. Предложения детей: сфотографировать (Но я сегодня забыла фотоаппарат дома, как быть, зарисовать.

Форма работы : рисование черенка в баночке с водой.

Цель: поддержать интерес к наблюдению.

Форма работы : беседа о том, что когда мы посадим наш молодой розан, он может один заскучать.

Цель: подвести детей к самостоятельному решению того, что растению тоже нужны друзья.

Форма работы : задание на дом: вместе с родителями дома поставить в воду черенки разных комнатных растений и наблюдать за ними, затем посадить их в землю. Найти материал о данном цветке (составить паспорт).

Цель: привлечь родителей к поддержанию интереса у детей к проекту, к совместной деятельности детей и родителей. Привлекать родителей участвовать в жизни группы, предоставить детям самостоятельность в выборе «друга» для розана.

Форма работы : наблюдение с зарисовками изменений у черенка (появление корней)

Цель: поддерживать интерес, вызвать чувство ожидаемого переживания за будущий результат.

Форма работы : посадка черенка с корнями в землю, полив. Пополнение уголка природы принесёнными детьми растениями.

Цель: дать детям почувствовать значимость их работы, увидеть результаты своего труда.

Форма работы : беседа о комнатных растениях. (спросить детей, что нужно цветам для нормального роста (свет, тепло, вода, воздух, земля, чтобы наш розан и его друзья-цветы не погибли (ухаживать за ними).

Цель: пополнить знания детей о растениях и их потребностях.

Форма работы : вопросы по определению работы в уголке природы на будущее.

Цель: помочь осмыслить необходимость ухода за комнатными растениями и дежурства в уголке природы.

-кто хочет помочь нашим цветам, сделать так, чтобы им у нас было хорошо?

Читайте также:  Восприятие природа восприятия характеристики восприятия

-а вы знаете, как правильно это делать?

-чтобы никому не было обидно, ухаживать за цветами будут все по очереди. Дети, чья очередь подошла, будут называться дежурными в уголке природы.

Фотоотчёт по дежурству в средней группе

Фотоотчёт по дежурству в средней группе В нашей группе проводится дежурство по столовой, в уголке природы и на занятиях НОД. в связи с этим мы сделали вот такой график дежурства.

Источник

Образовательная область по социально-коммуникативному развитию «Дежурство в уголке природы» для всех возрастных групп

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Публикация «Образовательная область по социально-коммуникативному развитию „Дежурство в уголке природы“ для всех возрастных групп» размещена в разделах

В процессе систематического ухода за растениями воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения.

Ранний возраст. Младшая группа.

Уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому:

подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой.

И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

Оборудование: лейки, шишки, желуди, веточки, крышки, пластиковые бутылочки

Средняя группа начиная со II половины года дежурство вместе со взрослыми.

Старшая группа Дежурства в старшей группе вводятся в начале учебного года. Работа дежурных в уголке природы, где дети имеют дело с живыми организмами, является более сложной, чем другие виды дежурств.

В подготовительной к школе группе детей учат новым приемам ухода: рыхлению, опрыскиванию, разным способам очистки листьев от пыли, весной — подкормке, пересадке, размножению растений. Они должны понимать значение того или иного вида ухода за растениями.

Читайте также:  Понятие конфликт природа конфликтов типы конфликтов

Оборудование: фартуки, лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, опрыскиватель, щетки; ящики и стаканчики для посадок; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки

В уголке природы не бывает буквального повторения одних и тех же действий, поэтому дети должны постоянно проявлять инициативу, смекалку. Комнатные растения, нуждаются в различном уходе: одни любят солнце, других, наоборот, нужно убрать в тень, одни нуждаются в обильной поливке, другие боятся излишней влаги. Все это обязывает воспитателя тщательно планировать работу детей.

Перед назначением первых дежурных по уголку природы проводится беседа : воспитатель показывает и рассказывает, в чем заключаются обязанности каждого дежурного, знакомит с содержанием шкафчика, в котором хранятся предметы, нужные для дежурных, показывает, где висят фартуки, где стоят половые щетки и т. п., объясняет, в каком порядке их нужно оставлять после дежурства.

В уголке природы каждый день дежурят несколько человек : один или двое: ухаживают за растениями (в зависимости от количества растений и навыков детей). Воспитатель наблюдает, при необходимости помогает, делают выводы. Дежурных к концу года лучше назначать, на два-три дня.

Периодически проводится уборка уголка природы с участием всей группы. При правильной организации уборка проходит спокойно и весело. Все предметы, которыми дети пользовались во время уборки, должны быть оставлены чистыми и сложены в порядка на определенные места. По окончании работы воспитатель проводит беседу с детьми о том, как проявил себя каждый участник уборки, какое значение имеет общая уборка и как дежурные должны поддерживать чистоту и. порядок в уголке.

Для успешной организации дежурства в уголке природы важно уделить внимание ознакомлению детей с предметами ухода за растениями и животными, показать и рассказать, где что лежит, висит, что для чего нужно, договориться о порядке пользования инвентарем. Дети должны правильно называть те предметы, которыми они пользуются.

Чтобы облегчить детям нахождение места хранения каждого предмета, можно наклеить соответствующие картинки.

Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека.

Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача — последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

Прикреплённые файлы:

Источник

Оцените статью