- Урок биологии по теме «Многообразие птиц. Экологические группы птиц». 7-й класс
- Основное содержание
- 1. Актуализация ранее полученных знаний.
- 2. Изучение нового материала.
- Многообразие птиц
- 3. Закрепление полученных знаний.
- Таблица: Экологические группы птиц и их значение в природе
- Значение птиц в природе и жизни человека
- ЗНАЧЕНИЕ ПТИЦ
- Схема экологические группы птиц
- 8. Экологические группы Птиц
Урок биологии по теме «Многообразие птиц. Экологические группы птиц». 7-й класс
Цели урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц; показать приспособленность птиц разных видов выживать в сходных местах обитания; отметить разнообразное значение птиц в природе, обосновать необходимость их охраны, воспитывать положительное отношение к знаниям, развивать умение работать в паре.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация урока, карточки-задания для пар, индивидуальные листы для изучения нового материала, диск голоса птиц.
Основное содержание
1. Актуализация ранее полученных знаний.
- Назовите черты приспособленности птиц к полёту. (Слайд 1)
- Чем выводковые птенцы отличаются от гнездовых? Приведите примеры. (Слайд 2)
- По каким признакам различают оседлых, кочующих и перелётных птиц? (Слайд 3)
- Какое значение в жизни птиц играют различные типы гнёзд? (Слайд 4)
2. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя с параллельным заполнением схемы на индивидуальных листах.
Птицы – самый многочисленный класс наземных позвоночных. Он насчитывает около 8600 современных видов. Их объединяют в три надотряда: Пингвины, Страусовые, Типичные птицы. (Слайд 5)
При работе со схемой учащиеся используют текст § 49 и иллюстрации к нему. Учитель демонстрирует слайды презентации и даёт комментарий каждому:
А) Пингвины: крылья узкие, короткие, ластообразные; ноги прикреплены к заднему концу туловища, между пальцами перепонки; скелет тяжёлый, оперение плотное, на крыльях чешуевидное. (Императорский, Адели, антарктический, золотоволосый; всего один отряд и 16 видов). (Слайд 6)
Б) Страусовые: крылья слабые, нет киля, ноги длинные и сильные, быстро бегают, голова на длинной шее, что помогает обзору. (Африканский страус, нанду, эму, казуары, киви). (Слайд 7)
В) Типичные птицы: 24 отряда (большинство современных птиц); хорошо выражены признаки приспособленности к полёту. Распространены по всему земному шару. В России 18 отрядов и 720 видов. (Слайд 8)
Многообразие птиц
Задание 1 – заполните схему
2. Экологические группы птиц. Заполнение схемы 2.
Типичные птицы принадлежат к различным экологическим группам.
Задание 2 – заполните схему
А) По местам обитания: птицы леса, водоплавающие, открытых пространств, побережий водоёмов и болот. При этом принимается во внимание не только строение, но и поведение.
Б) По местам гнездования: кроногнёздные, кустарниковые, наземногнездящиеся, дуплогнёздники, норники.
В) По типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные, падалееды.
3. Заполнить таблицу. (Слайд 9-12)
А) Птицы леса: укороченные закруглённые крылья, длинные хвосты.
Б) Птицы открытых пространств: сильные ноги, длинная шея, выводковые птенцы.
В) Водоплавающие: лодкообразное тело, перепонки на лапах, хорошо развита копчиковая железа.
Г) Птицы побережий водоёмов и болот: длинные тонкие ноги и шея, большой клюв, морские образуют птичьи базары.
Задание 3 – заполните таблицу
Приспособленность экологических групп птиц к местам обитания
4. Рассказ учителя о растительноядных, насекомоядных, хищных птицах. (Слайд 13)
3. Закрепление полученных знаний.
1. Работа по карточкам в парах.
А) Дайте характеристику надотряда по рисунку страуса.
Б) Где живут пингвины, и каковы их особенности?
В) Каково значение особенностей строения серой цапли?
Г) Почему чирки не намокают и не замерзают?
Д) Назовите основные черты сходства большого и малого пёстрого дятла, чем их объяснить?
2. Минитест. (проверка Слайд 14)
- Клюв массивный, приспособленный для долбления древесины.
- Крепкий загнутый клюв, острые когти.
- Язык длинный и липкий.
- Полёт очень медленный и бесшумный.
- Оперение короткое, жёсткое, яркоокрашенное.
- Оперение рыхлое, мягкое, крылья закруглённые.
- Ноги короткие, хорошо приспособленные для лазания по деревьям.
- Полёт быстрый, прямой, маломаневренный. Тип развития гнездовой.
- Глаза направлены вперёд, а не по бокам.
- Пища – грызуны и мелкие птицы.
- Телосложение плотное, шея короткая, ноги сильные, приспособленные для ходьбы, разгребания земли.
- Клюв крепкий, крючковатый, когти острые и кривые.
- Гнездится на земле.
- Полёт парящий на большой высоте.
- Полёт с частыми взмахами крыльев и планированием, взлетает с шумом.
- Весной характерно токование.
- Питается животной пищей.
- Ночует высоко на деревьях, зимой зарывается в снег. Тип развития выводковый.
- Тип развития гнездовой.
- Питается лесными ягодами, почками берёзы, насекомыми.
4. Домашнее задание. Изучить § 49, заполнить таблицу 4. Найти дополнительную информацию о различных экологических группах птиц.
Задание 4 – заполните таблицу
Приспособленность строения клюва к способу питания птиц
В апреле птичьи стаи снова
В наш край богатый прилетят.
И будут в крепях камышовых
Плескаться выводки утят.
Источник
Таблица: Экологические группы птиц и их значение в природе
Различают следующие экологические группы птиц: пловцы, нырцы, водно-воздушные и водно-болотные птицы, птицы леса, хищные птицы и открытых пространств, более подробно каждая группа описана в таблице ниже.
Особенности строения тела, полет
Пища — черви, моллюски, рачки, насекомые, водоросли.
Пища — рыба, придонные животные. Клюв-пила
Пища — рыба, насекомые, мыши, ящерицы, лягушки и т.д.
2) пища — мелкие беспозвоночные; клюв зондирующий (длинньгй и тонкий); пища — мелкие рачки; клюв-цедилка
Значение птиц в природе и жизни человека
Населяя самые разные места обитания, птицы неразрывно связаны с жизнью биологических сообществ. Для птиц характерен интенсивный обмен веществ. Поддерживая его, они потребляют большое количество как растительных, так и животных кормов. Значение птиц для человека во многом определено их ролью в природе.
ЗНАЧЕНИЕ ПТИЦ
2. Содействуют опылению цветковых растений.
3. Способствуют распространению плодов и семян.
4. Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов и т.д.)
5. Служат кормами для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих)
1. Промысловые и домашние птицы поставляют мясо, яйца, пух
2. Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства
3. Птичий помет — ценное органическое удобрение
4. Эстетическое и научное значение
_______________
Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб.: 2004.
Источник
Схема экологические группы птиц
Задание 1. Заполните схему.
Класс Птицы Систематическая группа
Страусовые
Систематическая группа
Пингвины
Систематическая группа
Типичные птицы
Признаки:
крупные, не умеют летать, крылья редуцированы, контурные перья рассучены
Признаки:
крылья — ласты, короткий хвост
Признаки:
летающие, длинные хвосты, яркий окрас
Представители:
стаус, эму, казуары
Представители:
пингвин
Представители:
синицы, пищухи, тетерева и мн.др.
Задание 2. Заполните схему.
Экологические группы птиц По местам обитания:
птицы открытых пространств, водоплавающие, птицы побережий, водоемов и болот
По местам гнездования:
корники, дуплогнездники, наземногнездующиеся, кустарниковые, кроногнездные
По типу питания:
растительноядные, зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные, падалееды
Задание 3. Заполните таблицу.
Приспособленность птиц к местам обитания Экологическая группа Виды Образ жизни и приспособления к месту обитания Птицы леса дятлы, рябчики, тетерева, глухари живут в лесах;
укороченные крылья, длинные хвосты, тонкие заостраенные клювы
Птицы открытых пространств дрофа, страусы обитают в степях,лугах, пустынях;
сильные ноги, длинная шея
Водоплавающие птицы утки, гуси, лебеди хорошо плавают, уплощенное тело Птицы побережий, водоемов и болот аисты, цапли, чайка, тупики длинные тонкие ноги, большой клюв, питаются рыбами, насекомыми, лягушками
Задание 4. Заполните таблицу.
Приспособленность птиц к типу питания Экологическая группа Виды Особенности строения клюва Хищные совы, сороколупы крючкообразный загнутый клюв, очень острый Растительноядные ласточки, стрижи небольшой и заостренный Насекомоядные касатка, ласточка небольшой, как у растительноядных
Задание 5. Сделайте кормовой столик в укромном месте парка или сада. Регулярно подкармливайте птиц, этим вы спасете многих из них от гибели в зимнее время.
Источник
8. Экологические группы Птиц
Экологические группы птиц объединяют птиц разных отрядов. Они имеют похожие признаки, которые сформировались в результате приспособления к сходным условиям жизни.
В лесах много мест для гнездования и большое количество разнообразной пищи, поэтому птиц там много. Пернатые обитатели леса приспособлены передвигаться между деревьями и кустарниками и добывать пищу в кронах деревьев, из-под коры, из лесного опада. Птицы леса приспособились взлетать и садиться на ветки, перемещаться между деревьями. У них сформировались разные клювы.
В лесах обитают представители отрядов Курообразные (тетерева, глухари, куропатки), Голубеобразные (вяхирь, клинтух), Дятлообразные, Кукушкообразные, Воробьнообразные и много других птиц.
К этой группе относят птиц, которые большую часть времени проводят в полёте. Это разные виды стрижей и ласточек (деревенская, городская, береговая). У этих птиц сильные грудные мышцы, длинные и узкие крылья, раздвоенный хвост, выполняющий функцию руля. Пищу (мелких насекомых) они ловят во время полёта широко открытым ртом.
У птиц, обитающих в степях и пустынях, сформировались приспособления для того, чтобы своевременно замечать опасность и удирать от врагов. У таких птиц хорошее зрение, сравнительно высокий рост, длинная шея и сильные ноги, предназначенные для бега.
Обитатели открытых пространств в основном относятся к отрядам Страусообразные, Журавлеобразные. В степях России встречаются дрофа и стрепет.
Около водоёмов живут птицы отрядов Аистообразные, Ржанкообразные и других. Многие из них отличаются длинными ногами и длинной шеей, которые помогают добывать пищу из воды без намокания тела. Держатся птицы возле водоёмов, но плавать не умеют.
Водоплавающие птицы пресных водоёмов (утки, гуси, лебеди) добывают корм на открытых водных участках. У них короткие ноги с перепонками между пальцами, широкий клюв со своеобразным цедильным аппаратом из зазубренных пластин. Птицы хорошо плавают и могут нырять, а по суше передвигаются, переваливаясь с одной стороны на другую. Перья обильно смазываются выделениями копчиковой железы и не намокают. Густой пух и слой подкожного жира удерживают тепло и защищают тело от переохлаждения.
Альбатросы и буревестники освоили бесконечные просторы океана . У большинства этих птиц, которые внешне напоминают чаек, узкие, острые и длинные крылья, предназначенные для парящего полёта. Они постоянно живут в море — пищу добывают из воды, спят на волнах, а на сушу прилетают только во время гнездования.
Источник