Схема охраны окружающей природной среды

Мероприятия по охране окружающей среды

Важнейшей задачей, решаемой в генеральном плане, является разработка планировочных мер по охране, предупреждению загрязнения и деградации ок­ружающей среды, обеспечивающие ее экологическое равновесие. Планировоч­ные мероприятия являются интегрирующей основой системы природоохранных мероприятий в целом. Кроме планировочных средств, система природоохран­ных мероприятий должно включать гигиенические, биологические, инженер­ные и организационные меры. Задачи по охране и оздоровлению окружающей среды должны разрабатываться в следующей последовательности.

1. Сбор исходных данных, имеющий целью составление комплексной оценки состояния окружающей среды. Это данные о природных и искусственных компонентах окружающей среды и неблагоприятных антропогенных факторах. На основе комплексной оценки состояния окружающей среды определяются основные экологические проблемы, намечаются принципиальные направления их решения, разрабатывается комплексная схема охраны окружающей среды.

2. После выявления проблемных ситуаций необходимо начать разработку системы природоохранных мероприятий, основными компонентами которой являются и указываются на соответствующем чертеже:

  • особо неблагоприятные участки;
  • охраняемые территории и их охранные зоны;
  • леса зеленых зон, водоохранные леса и лесозащитные полосы;
  • санитарно-защитные зоны, зоны водозаборов, очистных сооружений;
  • шумовые зоны;
  • свалки, скотомогильники;
  • ландшафтно-экологические зоны, композиционные оси и узлы;
  • противоэрозийные, рекультивационные и мелиоративные и другие инженерные мероприятия и сооружения;
  • зоны массового отдыха населения;
  • охотничьи и рыбные хозяйства;
  • памятники истории, культуры, их охранные зоны;
  • транспортные магистрали и населенные пункты.

Оформление Графическая часть

Графическая часть проекта «Генеральный план сельского поселения» со­стоит из следующих чертежей (схем): — плана современного использования территории поселения (опорный план) со схемой экологических ограничений в М 1:10000 или 1:25000, выполняемого на топографической подоснове; — генерального плана поселения (основной чертеж) (в масштабе топографического плана) М 1:10000 или 1:25000. Чертежи (схемы) должны содержать экспликацию основных территорий, зон и важнейших объектов строительства, условные обозначения, пояснитель­ные табличные данные, баланс территории и технико-экономические показате­ли проекта. Чертежи выполняются на ватмане формата А1 в карандаше или туши с обязательной покраской акварелью или цветными карандашами, а также с по­мощью компьютерной графики.

Пояснительная записка

  • титульный лист;
  • обложка, оформленная по установленной форме;
  • состав проекта (разделы пояснительной записки);
  • графическая часть (чертежи, схемы);
  • пояснительная записка;
  • библиографический список.
Читайте также:  Природные сообщества 4 класс водоем

Источник

Вопрос 74. Содержание комплексной схемы охраны окружающей природной среды в населенных пунктах.

Комплексная схема охраны окружающей среды является одним из основных предварительных документов, определяющих перспективы развития сельского населенного пункта (территории района, муниципального образования), с помощью которого проводится оценка состояния окружающей среды на проектируемой территории.

Комплексная схема охраны окружающей среды призвана решить следующие задачи:

  • анализ существующего состояния окружающей среды;
  • выявление экологически нарушенных территорий;
  • разработка планировочных мер по их восстановлению.

Вопрос 75 Критерии технико-экономического обоснования проектных решений при планировке и застройке сельских населенных пунктов.

Объективная оценка проектно-планировочного решения производится с помощью числовых технико-экономических показателей. Технико-экономические показатели для оценки проектов планировки и застройки подразделяются на абсолютные и относительные показатели. Абсолютные и относительные показатели могут быть натуральными и стоимостными. Они могут охватывать всю территорию населенного пункта (показатели брутто) или часть ее (показатели нетто). Абсолютные показатели выражают количество тех или иных конкретных величин (га, м 2 , численность населения и т.п.). Они характеризуют только данный проект. К ним относятся следующие показатели:общая жилая площадь, количество населения обеспеченного в проекте жилой площадью, плотность застройки. Относительные показатели получают, сопоставляя абсолютные показатели (например, процентное соотношение площади улиц к общей площади населенного пункта и т.п.). С помощью этих показателей можно сравнить между собой варианты одного проекта, или проекты планировки и застройки различных населенных мест.(плотность населения, плотность жилого фонда, плотность застройки, площадь территории зеленых насаждений общего пользованияпротяженность улиц и проездов в жилой и производственной зонах, стоимость строительства и стоимость благоустройства, стоимость строительства жилой площади). Полученные технико-экономические показатели сравниваются с расчетными показателями, в случае значительных расхождений выясняются их причины. При необходимости и возможности они устраняются внесением соответствующих исправлений.

Источник

5. Территориальные комплексные схемы охраны природы (ТерКсоп)

Эти схемы служат инструментом учета региональных особенностей природопользования.

В них на начальном этапе разработки:

  1. взаимосвязано рассматриваются все природопользователи данного региона,
  2. выявляются и оцениваются источники используемых природных ресурсов, их состояние и перспективы использования;
  3. выявляется характер и распространение воздействия каждого вида хозяйственной деятельности и расселения населения на окружающую среду в отдельности и в их взаимовлиянии;
  4. выделяются ареалы с наиболее опасной экологической ситуацией и хозяйственные объекты, виновные в ее создании;
  5. одновременно устанавливаются ареалы с относительно благоприятной экологической ситуацией, в границах которых возможно размещение и развитие наиболее требовательных к качеству окружающей среды реципиентов – зон оздоровления и отдыха населения, районов концентрированного расселения населения, особо охраняемых природных и культурных территории.
Читайте также:  Какая может быть природа родного края

На последующих этапах разработки ТерКСОП на изучаемой территории

  1. выделяются зоны предпочтительного развития ресурсосберегающей и природоохранной деятельности,
  2. выделяются первоочередные объекты для улучшения обеспечения экологической безопасности региона;
  3. предлагаются меры для улучшения общей экологической ситуации.

При этом все предложения и разработки относятся к конкретным хозяйственным и природным объектам с учетом их региональной специфики. Разработка такого рода комплексных схем позволяет органам власти более рационально и целенаправленно формировать экологическую ситуацию и принимать меры по совершенствованию природопользования в конкретном регионе. Составление специальных комплексных территориальных схем охраны природы осуществляется обычно:

  1. либо для особо уязвимых в экологическом плане регионов
  2. либо в случае предполагаемого резкого ухудшения в сфере природопользования и охраны среды в данном регионе или крупном городе

Всего разработано более 30 ТерКСОП, в том числе Эстонской ССР, Литовской и районов, примыкающих к Байкало-Амурской магистрали, Ленинграда и Лениградской области, Московской, Челябинской и Донецкой областей, районов бассейна Курской магнитной аномалии (КМА) и ряд других проектов. Схема этапов разработки ТерКСОП регионального уровня, предложенная институтом географии РАН, приведена на рис. Районная планировка Это один из широко применяемых подходов к созданию региональных схем природопользования и охраны окружающей среды в нашей стране. Основные цели и задачи районных планировок состоят в учете градостроительных требований на разных территориальных уровнях:

  1. так называемые консолидированные схемы, которые разрабатываются для территории двух и более субъектов федерации или частей их территорий (территории экономических и крупных географических районов, системы расселения, а также оздоровительные, курортные, рекреацион­ные и иные территории),
  2. территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития отдельных субъектов РФ и их частей,
  3. комплексных схемы развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов)
  4. генеральные планы городских и сельских поселений.

Отдельным разделом этих схем градостроительного планирования является раздел, где отражены

  • основные направления улучшения экологической обстановки градостроительными средствами, охраны среды и рационального природополь­зования,
  • сохранения территорий объектов природного и историко-культурного наследия,
  • недопущения изъятия земель, занятых особо охраняемыми объектами, для осуществления хозяйственной деятельности.

В качестве основного метода решения проблем комплексного градостроительного планирования выступает «инженерно-экологическое зонирование», устанавливающее «внешние» ограничения для интенсивной экономической деятельности на данной территории. Различие между районной планировкой, в которой обязательно должен быть раздел, посвященный охране среды и рациональному природопользованию, и ТерКСОП состоит прежде всего в том, что составление специальных комплекс­ных территориальных схем охраны природы осуществляется обычно для особо уязвимых в экологическом плане регионов или в случае предполагаемого резкого ухудшения в сфере природопользования и охраны среды в данном регионе или крупном городе. Методы, используемые в обоих случаях, довольно схожи и раз­личаются скорее по территориальному уровню и специфике объекта террито­риального проектирования, чем по типу предпланового документа, к которым относятся и ТерКСОП, и схемы и проекты районной планировки. Причина, по которой оба данных вида регионального территориального проектирования на определенном этапе оказались не очень значимыми, заключается в том, что они не были законодательно закреплены соответствующими нормативными документами и не имели силы закона.

Читайте также:  Горные районы природный комплекс

Источник

Мероприятия по охране окружающей среды (ООС)

Стоимость разработки проекта ПНООЛР

Сократить негативное воздействие можно по-разному: экономически, научным, административным или технико-производственным путем. Предприятие должно отталкиваться от текущих возможностей и помнить, что все мероприятия, которые будут включены в Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС) придется выполнять! А поэтому нужно искать компромисс между интересами бизнеса и экологического законодательства.

Перечень мероприятий по охране окружающей среды

  1. Модернизация технологических процессов (безотходные, инновационные, основанные на экологически чистых материалах и источниках энергии);
  2. Замена старого оборудования на новое (более эффективное, соответствующее экологическим стандартам, основанное на экологичном сырье и пр.);
  3. Оборудование производственных помещений (оборудование для рециркуляции дымов и газов, противопожарные системы);
  4. Модернизация автопарка (очистка выхлопных газов, понижение шумовых характеристик строительных машин);
  5. Модернизация источников выбросов и сбросов (оборудование неорганизованных, установка систем очистки и пр.);
  6. Модернизация хозяйственно-бытового водоснабжения;
  7. Программа рециклинга (перевод отходов в товарные категории).

Программы и расчеты

  • Программа производственно-экологического контроля;
  • Расчет планируемых затрат и компенсаций на ООС;
  • Расчет уровня шума на объекте;
  • Расчет околоземных концентраций вредных веществ (выбросов);
  • Программы по очистке сточных вод;
  • Расчет инсоляции в помещениях на объекте и прилегающих территориях;
  • Оценка социально-экономических воздействий;
  • Экологический мониторинг.

Графическая документация

  • Ситуационный план участка строительства объекта;
  • Ситуационный план с указанием мест забора подземных и поверхностных вод;
  • Карты-схемы с данными об уровне загрязнения атмосферы, выбросов по комбинации веществ.

ПМООС

На базе всего перечисленного составляется официальный документ – Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС). Проект ПМООС должны разрабатывать все объекты на стадии согласования проектной документации на строительство, реконструкцию, модернизацию и т.п. Это обязательный документ по закону 87-ФЗ.
Стоимость проекта ПМООС начинается от 80 000 рублей и рассчитывается индивидуально.

Узнайте подробности по ссылке, или получите бесплатную консультацию от наших специалистов по телефону — +7 (812) 425-61-45.

Источник

Оцените статью