Схема разнообразие живой природы

Урок 3. Разнообразие живой природы

Систематика – это наука, занимающаяся распределением живых организмов по группам. Основной единицей систематики является вид.

Живой организм – это тело, которое обладает совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, поддержанием своего строения, способностью самовоспроизводиться при размножении, сохраняя наследственные признаки.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы с вами живём в эпоху динозавров, они окружают нас повсюду, в кино, в мультфильмах, на витринах магазинов игрушек. Динозавры, пожалуй, самая известная из всех, когда-либо живших на Земле, её обитателей, самой известной, но не единственной. В истории Земли было много самых разнообразных живых существ.

Учёные считают, что возраст нашей планеты составляет около 5 миллиардов лет. В начале своей истории Земля представляла собой раскалённое тело, но постепенно планета стала остывать, начался период дождей, который продолжался миллионы лет. В результате этого на Земле образовались моря и океаны. Именно там возникли первые живые организмы.

Постепенно облик нашей планеты приобрёл современные черты.

Итак, развитие жизни на Земле началось около трёх с половиной миллиардов лет назад в океане.

Постепенно живые организмы заселили и сушу, одни существа давали начало другим. В течение времени многие организмы вымирали, другие сохранились и живут до наших дней. Мы познакомились с тем, как развивалась жизнь на Земле и это развитие продолжается.

Царства живых организмов. В школьном курсе биологии чаще всего используется классификация, в которой выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие защита природы

Отличия живого от неживого. Каждый живой организм состоит из клеток. Тела неживой природы клеточного строения не имеют. Есть организмы, состоящие из одной клетки, другие образованы большим количеством клеток.

Все живые организмы сходны по химическому составу, то есть состоят из одних и тех же химических соединений.

Всем организмам для жизни необходимо поступление энергии извне. Главным источником энергии для всех обитателей нашей планеты является Солнце. Энергию Солнца способны улавливать зелёные растения. Они преобразуют поглощённую энергию солнечных лучей в химическую энергию созданных ими органических веществ. Поедая зелёные растения, другие организмы получают необходимые им вещества и энергию.

Питание и дыхание являются характерной особенностью всех живых организмов, поскольку обеспечивают их необходимыми веществами и энергией. В свою очередь, организмы выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности. Таким образом, необходимое условие существования живых организмов — обмен веществ с окружающей средой.

Живые организмы способны воспринимать воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагировать. Это явление называют раздражимостью. Для всех живых организмов характерны рост и развитие. Способность воспроизводить себе подобных — важнейшее свойство живых организмов. Это явление называют размножением. Совокупность всех этих свойств характерна только для живых организмов.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Подчеркивания элементов

Текст вопроса: Подчеркните свойства, присущие царству Грибов:

  1. возможность передвижения
  2. невозможность передвижения
  3. способность к фотосинтезу
  4. необходимость в готовых питательных веществах
  5. неограниченный рост
  6. остановка роста после достижения максимального размера
  7. компактное строение организма
  8. огромная площадь поверхности организма

Правильный вариант ответа:

2) невозможность передвижения

4) необходимость в готовых питательных веществах

8) огромная площадь поверхности организма

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Подчеркивания элементов

Текст вопроса: Подчеркните тех, кто питается готовыми органическими веществами:

  1. Подберезовик
  2. Сосна
  3. Подорожник
  4. Окунь
  5. Гриб рыжик
  6. Тысячелистник
  7. Ворона
  8. Комнатная фиалка

Правильный вариант ответа:

Источник

§ 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого — Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

bio-geo.ru

§ 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого - Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

11. Рассмотрите в учебнике рисунок 9. Предложите свой вариант пищевой цепи, указав растения и животных, обитающих в вашей местности.

§ 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого - Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

12. Объясните, что означают понятия, которыми обозначаются свойства, характерные для живых организмов.

Обмен веществ — это процесс, необходимый для поддержания жизни живых существ, который включает в себя питание, дыхание и выделение продуктов жизнедеятельности в окружающую среду.

Раздражимость — это способность живых организмов реагировать на воздействие окружающей среды.

Рост — это способность живых организмов увеличивать свой вес и размеры.

Развитие — это способность живых организмов в процессе жизни приобретать новые качества.

Размножение — это способность живых организмов воспроизводить себе подобные существа.

13. Используя инструкцию «Требования к составлению плана параграфа» на с. 18 учебника, составьте план § 3.

Читайте также:  Ритуал силы природы witchery

План параграфа «§ 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого»

  1. Четыре царства живых организмов.
  2. Главные признаки живых организмов.
  3. Главные отличия живых организмов от неживой природы:
    • клеточное строение;
    • химический состав;
    • энергия;
    • обмен веществ с окружающей средой;
    • раздражимость
    • способность к росту;
    • способность к развитию;
    • способность к размножению.
  4. Вывод.

Источник

§ 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого — Пасечник. 5 класс. Учебник

bio-geo.ru

Кроме того, все живые организмы состоят из клеток (за исключением вирусов), реагируют на окружающую среду, могут адаптироваться к условиям среды, а также выделяют продукты своей жизнедеятельности в процессе обмена веществ и энергии.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие царства живых организмов вы знаете?

В школьной биологии выделяют четыре царства живых существ:

2. Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?

Отличия живых организмов от неживой природы довольно существенны. Достаточно представить в качестве примера живого организма котёнка, а в качестве примера неживой природы — камень.

Живые организмы

Неживая природа

3. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?

Способность к размножению — это одно из главных условий существования живых существ на Земле. Все живые организмы рожаются и умирают. Если они потеряют способность к размножению, то рано или поздно умрёт последний представитель живого существа и жизнь на планете прекратиться.

Подумайте

Рассмотрите рисунок 9.

§ 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого - Пасечник. 5 класс. Учебник

Какое явление изображено на нём и почему оно получило название «цепь питания»?

На рисунке 9 изображено явление, которое получило название «цепь питания». Принцип действия этого явления действительно похож на принцип устройства цепочки — он состоит из отдельных звеньев последовательно связанных друг с другом.

В приведённом на рисунке примере цепь питания строиться следующим образом:

Солнце излучает солнечную энергию ⇒ растение (цветок) получает солнечную энергию и перерабатывает его в органические питательные вещества (пыльцу) ⇒ растительноядное животное (пчела) получает питательные вещества от растения (пыльцу) и питается ей, то есть получает вещества необходимые для жизнедеятельности и роста ⇒ хищник I порядка (паук) ловит растительноядное животное и съедает его, получая тем самым пищу, необходимую ему для жизнедеятельности и роста ⇒ хищник II порядка (птица) съедает паука и тоже получает необходимую ему для роста и жизнедеятельности питание.

Схема цепи питания будет выглядеть так:

Солнце ⇒ растение (цветок) ⇒ растительноядное животное (пчела) ⇒ хищник I порядка (паук) ⇒ хищник II порядка (птица)

Самостоятельно составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности.

Читайте также:  Невозобновляемые природные ресурсы егэ

Можно составить следующие схемы цепей питания:

  • Солнце ⇒ трава (растение)⇒ заяц (растительноядное животное)⇒ волк (хищник I порядка)
  • Солнце ⇒ трава (растение) ⇒ гусеница (растительноядное животное)⇒ мышь (хищник I порядка) ⇒ гадюка (хищник II порядка) ⇒ ёж (хищник III порядка) ⇒ лиса (хищник IV порядка)
  • Солнце ⇒ Ель (растение) ⇒ белка(растительноядное животное) ⇒ куница (хищник I порядка)

Сравните предложенную вами пищевую цепь с пищевыми цепями, составленными вашими товарищами по классу.

Мой сосед по парте составил схему цепи питания:

  • Солнце ⇒ капуста (растение) ⇒ гусеница (растительноядное животное)⇒ синица (хищник I порядка)⇒ ястреб (хищник II порядка)

Выясните, какое число звеньев представлено в наиболее длинной пищевой цепи.

В самой длинной из составленных цепей питания 7 звеньев:

  • Солнце ⇒ трава (растение) ⇒ гусеница (растительноядное животное)⇒ мышь (хищник I порядка) ⇒ гадюка (хищник II порядка) ⇒ ёж (хищник III порядка) ⇒ лиса (хищник IV порядка)

Для того чтобы лучше усвоить материал параграфа, составьте его план.

Требования к составлению плана параграфа

1. Пункты плана должны отражать главные мысли.

2. Пункты должны быть связаны по смыслу.

3. Пункты плана формулируются кратко и чётко.

При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы), и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на «смысловые единицы», а второй — выделить самое существенное, главное в этой части текста.

План параграфа «§ 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого»

  1. Четыре царства живых организмов.
  2. Главные признаки живых организмов.
  3. Главные отличия живых организмов от неживой природы:
    • клеточное строение;
    • химический состав;
    • энергия;
    • обмен веществ с окружающей средой;
    • раздражимость
    • способность к росту;
    • способность к развитию;
    • способность к размножению.
  4. Вывод.

Словарик

Царства живых организмов: Бактерии Грибы, Растения и Животные — это четыре большие группы на которые делятся все живые организмы Земли (только группы, изучаемые в курсе школьной биологии).

Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение — самые существенные признаки отличающие живые организмы от неживых объектов.

Источник

Оцените статью