ПРИРОДА
ПРИРОДА — в широком смысле — вся совокупность предметов, явлений и процессов, существующих по своим собственным законам до и независимо от человека и человеческого общества; природа в этом смысле, с одной стороны, выступает как необходимое условие существования человека, а с другой, — как потенциальный объект его практической и познавательной деятельности и материал для формирования культуры. (См. бытие, культура, объект).
Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект . С. А. Лебедев . 2004 .
Смотреть что такое «ПРИРОДА» в других словарях:
- ПРИРОДА — 1) в широком смысле всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной. 2) В более узком смысле объект науки, а точнее совокупный объект естествознания… … Философская энциклопедия
- ПРИРОДА — ПРИРОДА (греч. φύσις, лат. natura), одно из центральных понятий античной философской мысли, обладающее широким спектром значений. Греч, существительное φύσις происходит от глагола φύω («выращивать», «рождать», «производить на свет», med.… … Античная философия
- ПРИРОДА — это неустанное спряжение глаголов «есть» и «быть поедаемым». Уильям Индж В природе ничто не пропадает, кроме самой природы. Андрей Крыжановский Окружающая среда: то, во что превращается природа, если ее не охранять. Мы не можем ждать милостей от… … Сводная энциклопедия афоризмов
- ПРИРОДА — ПРИРОДА, природы, мн. нет, жен. 1. Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека. Материалистическое… … Толковый словарь Ушакова
- ПРИРОДА — жен. естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней; противополагается Создателю. Вся. природа красуется весною. Природа проснулась с зарею. Я люблю… … Толковый словарь Даля
- природа — игра природы. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. природа натура, естество; сущность, характер; душа, свойство, троян, мир, основные черты Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
- природа — ПРИРОДА (греч. (риочс;, лат. natura) одно из центральных понятий философской и научной мысли, обладающее широким спектром значений. В наиболее общем смысле П. определяют как «совокупность всего сущего» и одновременно как реальность,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
- Природа — Природа ♦ Nature Physis древних греков и natura Лукреция и Спинозы – сама реальность с ее независимостью и спонтанностью, с ее способностью к самовоспроизводству и саморазвитию. Тем самым противостоит искусству или технике (как нечто… … Философский словарь Спонвиля
- Природа — Природа. Н. Л. Бродский правильно отметил, что стихотворения Пушкина нередко насыщены не только терминологией, но и идеологией передовых мыслителей Запада (Литературная учеба, 1937, № 1 и 2). Например, термин природа уводил читателя пушкинской… … История слов
- ПРИРОДА — 1) в широком смысле все сущее, весь мир в многообразии его форм; употребляется в одном ряду с понятиями: материя, универсум, Вселенная.2) Объект естествознания.3) Совокупность естественных условий существования человеческого общества; вторая… … Большой Энциклопедический словарь
- ПРИРОДА — 1) в широком смысле все сущее, весь мир в многообразии его форм (материя, универсум, Вселенная); 2) в более узком смысле совокупный объект естествознания. Природа в целом выступает как общее понятие об объекте, задающее принципиальную схему… … Экологический словарь
Источник
Глава 5
Понятие «природа» занимает особое положение в ряду наиболее значимых и широко используемых философских категорий. Этот термин имеет несколько интерпретаций и вфилософиичасто употребляется в трех значениях (широком, узком и специальном), каждое из которых, даже если оно непосредственно и не оговаривается, обычно вытекает из контекста.
Широкий смысл
Так, употребляя данное понятие в широкомсмысле,им обозначают все сущее, весь мир во всем многообразии его форм. В этом контексте термин «природа» распространяется на всю объективную реальность и как философская категория, даже более широкая, чем рассмотренная в первой главе категория «материя», ибо охватывает весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной, куда составной частью входит и человечество как нечто целое, являющее собой единство материального и духовного начал. Именно в этом значении понятие «природа» широко используется в той области философии, которая исследует проблемыбытия, т. е. вонтологии. Прежде всего в таком смысле данный термин употреблялся в философии вплоть до XIX в.
Узкое значение
Другой, более узкийконтекст понимания природы стал складываться с прошлого столетия в результате новых подходов к осмыслению проблем возникновения жизни и эволюционных процессов на Земле, а также в связи с осознанием человеком своего особого положения в окружающем его мире. В этом смысле термин «природа» сузился до вполне определенного объема и стал охватывать лишь ту часть объективной реальности, которая в 1802 г. французским ученымЖ. Ламарком, предшественникомЧ. Дарвина, была названа биосферой, т. е. «областью жизни».Биосфераявляет собою результат предшествующего развития неживой природы и составляет тонкую оболочку Земли, где протекает жизнь, охватывая атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы.
Особое место в биосфере занимает человек, который, являясь органической частью живой природы, выделился из нее и со временем обособился в некое активное, противостоящее ей начало. Осознавать же этот факт он стал по мере накопленияэкологических проблем, и чем острее они перед ним вставали, тем более глубоко он задумывался над условиями своего изменившегося положения, в научном, философском и практическом плане пытаясь решить вопрос о взаимодействии природы иобщества.
Природа в этом контексте стала отождествляться с окружающей человека средой, т. е. лишь с той частью действительности, которая выступает как совокупность условий существования человека, включенного в биосферу в качестве биологического вида.
Таким образом, традиционные подходы к изучению природы в значительной степени расширились за счет анализа и философского осмысления сложнейшей системы«биосфера и человек», а сам термин «природа» наполнился новым, более глубоким содержанием. Прежде всего, это стало следствием интенсивных фундаментальных исследований в сфере взаимоотношений общества сокружающей средой, касающихся в первую очередь сферы экономики, общественной жизни. Поэтому данное смысловое значение термина «природа» является наиболее употребимым всоциальной философиии охватывает как естественную среду обитания людей, так и искусственную, созданную (преобразованную) руками человека. Иными словами, речь идет о «первой» и «второй» природе, которые в своем взаимопереплетении и единстве составляют жизненное пространство человека.
Источник
Понятие природы
Естественной основой жизни общества является природа. Природу составляют: земная кора (литосфера), воды Мирового океана, озер, рек, ледники (гидросфера), нижние слои атмосферы (тропосфера), а также все живые организмы, обитающие в этих геофизических сферах. Все эти составные части природы, проникая одна в другую, тесно связаны между собой взаимным обменом веществ и энергии и представляют собой единую саморазвивающуюся систему.
В широком смысле слова под природой понимается весь окружающий нас мир в бесконечном многообразии его форм и проявлений. В этом значении природа выступает как синоним понятия «Вселенная».
В узком же смысле слова — в соотношении с понятием «общество» — под природой понимают весь материальный мир за исключением общества. Иными словами, это совокупность естественных условий существования человеческого общества.
Общество как обособившаяся в процессе совместной жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Следует иметь в виду, что понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и созданной человеком.
Природа — среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами. Первоначально человек и человеческие сообщества были неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития общество обособилось от природы, но сохранило тесную связь с ней. В древности люди полностью зависели от окружающего мира и не претендовали на господствующую роль на земле. В самых ранних религиях провозглашалось единство человека, животных, растений, явлений природы — люди верили, что все в природе обладает душой и связано родственными отношениями. Так, например, от погоды зависела удача на охоте, собранный урожай, успех рыбной ловли, а в конечном счете — жизнь и смерть человека, благосостояние его племени.
Постепенно люди стали изменять окружающий мир для своих хозяйственных нужд — вырубать леса, орошать пустыни, разводить домашних животных, строить города. Была создана как бы еще одна природа — особый мир, в котором живет человечество и который имеет свои правила и законы. Если одни люди старались, максимально используя окружающие условия, приспосабливаться к ним, то другие преобразовывали, приспосабливали природу к своим потребностям.
В современной науке прочно утвердилось понятие окружающая среда. Ученые выделяют в ней два вида среды — естественную и искусственную. Собственно природа составляет первую, естественную среду обитания, от которой человек зависел всегда. В процессе развития человеческого общества возрастает роль и значение так называемой искусственной среды, «второй природы», которую составляют объекты, созданные с участием человека. Это растения и животные, выведенные благодаря современным научным возможностям, природа, преобразованная усилиями людей. Сегодня на земле практически не осталось мест, где человек не оставил бы своего следа, не изменил бы что-либо своим вмешательством.
Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, ибо, как известно, человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.
На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа органически взаимосвязаны, поскольку природа есть естественное условие существования людей. Все природные и общественные системы являются динамическими или изменяющимися со временем.
Общество встало в противоречие с природой в двух отношениях:
— во-первых, как социальная действительность, оно есть нечто иное, чем сама природа;
— во-вторых, оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.
Взаимодействие общества и природы не бесконфликтное, оно порождает большое количество противоречий.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник