Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе
Описание – есть представление действительности в определенной языковой форме, поэтому описание зависит от выбранного языка. Каждая наука использует свой язык, поэтому одна и та же реальность описывается в разных науках по-разному. Существуют такие научные языки как:
Для научного описания изучаемой действительности нужно владеть подлиным языком и уметь им правильно пользоваться.
Описание не может быть истинным или ложным, однако оно может быть адекватным (соответствующим) или нет. Адекватность выбора языка зависит от целей, задач, которые ставит перед собой исследователь.
Объяснение – это процедура, подведения конкретного явления, известного факта под научный закон, правило, норму. Смысл объяснения в том, чтобы объясняемое явление, процесс, событие или факт были осмыслены как необходимые моменты общих связей и закономерностей. Объяснение относится всегда к уже известным фактам, событиям, явлениям. В гуманитарных науках в качестве оснований для объяснения часто выступают типологии, а процедуры объяснения с необходимостью дополняются пониманием и интерпретацией. В частности предпосылок и значении смыслов текстов и явлений.
11. Понимание как функция научной теории: психологическая концепция.
Исходит из того, что процесс понимания – есть акт вживания в замысел, мотивы и цели «автора» произведения.
Данная концепция реализует принцип древних «подобное познается подобным». Такой способ понимания используется в том числе и в юридических науках. Так через обращение к личностным характеристикам законодателя, инициатора закона, мы стремимся раскрыть смысл того или иного законодательного акта. В данной концепции предполагается, что искомый смысл уже существует, он нам предзадан до самого акта понимания, и сверх задачей понимания здесь является воспроизведения в сознании познающего субъекта знания, аутентичного этой концепции понимания – есть интерпретация, т.е. процедура приписывания знания тексту как системе законов.
12. Понимание как функция научной теории: семиотическая концепции.
Связана с идеей произведения как знаковой системы, как «текста» в широком смысле этого слова. Ее истоки можно найти в средневековой герменевтике как искусства толкования текстов. Здесь работает принцип — все познается своей противоположностью. Если бы понимание всегда было аутентичным замыслу, то оно вряд ли было актуальным. Человек ищет смысл, которые важны были бы для него, которые отвечали бы его собственным целям и интересам. Эта концепция учитывает то обстоятельство, что субъект понимания стремится перевести заданный текст на свой язык.
Необходимо прежде всего уяснить, что наука опирается на тот факт, что и природа и общество в своем развитии опирается на действие законов. Вам следует уяснить, что закон отражает общие, существенные, устойчивые, необходимые и объективные связи. При этом они условно приблизительно охватывают универсальную закономерность природы, которая вечно движется и развивается. Только осознав сущность и главное необходимость этих связей, человек осмысливает и понятие свободы. Не следует забывать, что будучи универсальными эти законы имеют общие черты как в развитии природы так и общества. Общие:
Они действуют независимо от наших знаний, воли и полезности или
Человек способен лишь отражать своим сознанием эти законы, но создавать их или уничтожать не может.
Их отличие заключено в следующем:
Законы общества в отличии от законов природы имеют историю своего
существования, т. е. они появляются лишь с появлением общества, в то
время как в природе они также вечны как сама природа;
В природе действие законов носит стихийный характер, а в обществе они проявляют себя через осознанную деятельность модели.
Познав законы природы человек использует эти законы в своей практической деятельности.
Уяснив сходство и отличие законов развития природы и общества Вы сумеете выяснить особенности возникновения и становления общества как части природы, как социального организма со своими объективными законами возникновения, становления, развития и перехода на более высокую стадию этого исторического развития.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
Вопрос 4. Сходства и различия наук об обществе и природе: современные трактовки, проблемы.
Теоретическое осмысление этой проблемы представлено в истории философии двумя основными традициями. Первая проявилась в концепциях, абсолютизирующих различие между этими типами знания, вторая — в теориях, отрицающих специфику обществознания, гуманитарных наук. Одна из влиятельных концепций, по-своему обосновавшая различие между «науками о природе» и «науками о культуре», — неокантианская, представленная в трудах В. Виндельбанда и Г. Риккерта, в конце XIX — начале XX века. С их точки зрения естественные науки открывают присущие природе законы, причины, объясняют и предвидят ход природных процессов. Они выявляют повторяющиеся, сходные, устойчивые свойства, связи и отношения, поэтому могут пользоваться генерализирующим, т. е. обобщающим методом, а следовательно, и математическим аппаратом. Науки о культуре, истории общества имеют дело с уникальными, единичными, неповторимыми событиями. Здесь, утверждают философы, нет закономерностей, поэтому применяется иной по типу метод — индивидуализирующий, описательный по своей сути, а сами науки могут быть названы идиографическими, или описательными.
В последние десятилетия наибольшее признание получило другое понимание проблемы сходства и различия естествознания и общественных наук, формируется новая традиция. Она исходит из безусловного признания возможности объективного познания культурно-исторических и социальных явлений и процессов, являющегося частным видом научного познания вообще и подчиняющегося его общим критериям и закономерностям. Вместе с тем очевидно, что достижение объективной истины в познании социальной действительности и «мира человека» является сложным специфическим процессом, требующим соблюдения целого ряда особых требований и условий.
Социальные и естественные науки различаются прежде всего по объекту, и в таком случае встает вопрос о специфике общества как объекта познания. Общество, его развитие и функционирование есть результат деятельности людей, поэтому эмпирической базой открытия и изучения законов является непосредственное изучение поведения и деятельности живых, конкретных людей. Реальная эмпирическая история людей многообразна, абсолютной повторяемости нет, очень трудно уловить закономерность, устойчивость, повторяемость, о чем говорит, в частности, применение разработанного К. Марксом понятия общественно-экономической формации, которое значимо в пределах его концепции, но предельно абстрактно, не может отразить всего многообразия истории общества и претендовать на безусловно точное его объяснение. Конкретная история индивидуализирована, реальная история кажаой страны уникальна и представляет собой бесконечное изменение, развитие, смену поколений. Очевидно, что общественные Процессы и явления нельзя исследовать, так сказать, в «чистом виде», в лабораторных условиях, возможности социального эксперимента ограничены.
Важнейшей особенностью общества как объекта социально-гуманитарного познания является вхождение в его содержание и структуру субъекта познания, наделенного сознанием и активно действующего, как определяющего компонента исследуемой социальной реальности и «мира человека». Из этого следует, что исследователь имеет дело с особого рода реальностью — содержанием человеческого сознания, областью смыслов и значений, требующих специальных методологических приемов, отсутствующих в арсенале естественных наук. Существенно и то, что исследование объекта в этом случае осуществляется всегда с определенных ценностных позиций, установок и интересов, которые являются определяющими в действиях субъекта. Отсюда следует, что необходимо показать специфику не только объекта, но и субъекта социально-гуманитарного познания. Собственно социальное познание осуществляется социально сформированным и заинтересованным субъектом, оно определяется его мировоззрением.
Если в естествознании воздействию мировоззренческих, идеологических и иных установок подвергается не само содержание научных открытий, но следующие из них теоретические философские выводы, а также применение самих знаний, то в общественных науках цель субъекта — получить знание, с помощью которого можно не только объяснить, но также оправдать, укрепить или осудить, изменить те или иные общественные структуры и отношения. Здесь само содержание знания является составляющей социальной позиции познающего субъекта, следовательно чтобы понять реальное содержание общественных идей и теорий, их надо соотносить не только с объектом познания, но и с реальными интересами общественных групп, т. е. ввести дополнительное «измерение» — субъектно-субъектные (межсубъектные) отношения, через призму которых исследуется объект.
В естествознании специфика, а также относительная независимость и самостоятельность познания могут быть объяснены прежде всего тем, что субъект в этом случае ориентирован на непосредственное отражение объекта, причем таким, каков он есть «сам по себе». Очевидно, что в каких бы исторически и социально конкретных формах практической деятельности не был задан объект познания, все-таки сами свойства, отношения, функции и другие его характеристики являются определяющими и независимыми от субъекта. При этом существенную роль играет материальный процесс самой экспериментальной деятельности, дающей объективный результат подчас независимо от целей исследователя. «Установка на объект» и достаточно малое непосредственное влияние субъекта на конечные результаты эксперимента дозволяют в той или иной степени пренебречь присутствием субъекта как «посредника» между объектом и знанием об объекте. Кроме того, поскольку результаты работы конкретного исследователя «отчуждаются» и приобретают общезначимость, постольку становится возможным отвлечение от субъекта. Это, как известно, находит свое отражение и в «безличном» способе публикации результатов, в возможности изложить полученные данные и обобщения в полном отвлечении от всех психологических и других подобных причин выбора ее направления и методов исследования. Все указанные моменты так или иначе подкрепляются реально существующей профессионально-этической установкой исследователей на получение объективно истинного знания и беспристрастное отношение к объекту и результатам исследования.
В социальном и гуманитарном познании, где неотъемлемо ценностное отношение субъекта к объекту, предполагается иная объективно складывающаяся ситуация: объект не только познается, но одновременно и даже в первую очередь оценивается. Включение оценки означает, что объект как таковой, «сам по себе» не интересует субъекта; он интересует его только в том случае, если соответствует цели и отвечает духовным или материальным потребностям субъекта. Определение ценности происходит как соотнесение объекта с некоторыми образцами (идеалом, эталоном, нормой) и установление степени соответствия этому образцу Образцы формируются в той или иной культуре, передаются как «эстафета» (традиция) и устанавливаются субъектом в процессе его обучения и повседневной жизни.
Таким образом, в ценностном отношении к объекту у субъекта иная цель, а факторы, которые обычно стремятся исключить в естественных науках, здесь становятся объективно необходимыми. Познание в этом типе субъектно-объектного отношения как бы отступает на второй план, хотя в действительности его результаты служат основанием оценки. В процедуре оценивания, в выборе целей и идеалов ярко выражены неопределенность, волевые моменты, избирательная активность субъекта, его приоритеты, которые могут включать и интуитивные, иррациональные и прочие моменты. В результате ценностное отношение предстает как противоположное познавательному, как чуждое объективно истинному познанию вообще, и, соответственно, такие оценки распространяются на социально-гуманитарное познание. Однако резкое разграничение «нейтрального» и ценностного типов субъектно-объектного отношения возможно лишь в абстракции, в реальном же процессе познания оба типа отношений слиты, спаяны и присутствуют, хотя и в разной степени, не только в социально-гуманитарном, но и в естественно-научном познании.
Источник