Синяя птица 1908 год

Соскучиться по свету


О самой легендарной «Синей птице» в постановке 1908 года во МХАТе им.Горького

За свою огромную театральную историю «Синяя птица», которую поставил еще сам Станиславский, мало изменилась. Правда, старшее поколение зрителей с сожалением говорит, что спектакль сильно сократили. А в остальном, как и 100 лет назад, Тильтиль и Митиль заново познают чудеса нашего мира, заключенные в повседневности.

Занавес открывается, и дети в своих кроватках вновь мечтают жить в таком же богатом доме, как у их соседей. В этот момент появляется фея, больше похожая на Бабу-Ягу. А все потому, что люди ослепли в своей суете и не замечают красоты простых вещей. Чтобы прозреть и вновь познать истинную суть вещей, Тильтиль получает волшебную шапку от Бабы-Яги, которая теперь видится ему прекрасной феей. И только прозрев и увидев красоту мира, люди могут начать совершать добро. Как это делают Тильтиль и Митиль: отправляются в путешествие за Синей птицей, чтобы спасти девочку. И только в финале они понимают, что Синюю птицу невозможно взять в руки – потому что мечта (а образ Синей птицы – это и есть мечта, радость, смысл жизни) должна быть не достижимой!

Мне больше всего запал в душу тот момент, когда главные герои попадают в Страну Воспоминаний, к своим предкам. Меня осенило! Вспоминая ушедших родных, мы оживляем их. И вообще в спектакле очень много темных сцен, во время которых оживают во мраке светящиеся предметы. Но именно такое количество темноты дает возможность соскучится по свету и испытать радость, когда он появится. Ведь и Синяя птица – это, прежде всего, свет.

ПОДДЕРЖАТЬ «ТЕАТРАЛ» —>

Дорогие друзья, спасибо, что читаете наш журнал и наш сайт! Мы работаем для вас. Мы делаем все, чтобы вы получали актуальную, объективную и всестороннюю информацию. Сегодня это дается особенно непросто. Мы можем рассчитывать только на свои силы. И на вашу помощь. Самим нам не выжить. Поэтому, если у вас есть возможность и желание нас поддержать в любой форме – будь то добровольное пожертвование, реклама или подписка, мы будем вам очень благодарны. И будем понимать, что не просто честно делаем журнал и сайт для вас. Мы делаем это вместе!

Источник

Синяя птица», МХАТ им. М. Горького (1908)

Этот спектакль по философской пьесе-притче Мориса Метерлинка не сходит со мхатовской сцены уже больше века. «Синяя птица» может быть занесена в Книгу рекордов Гиннесса как абсолютный театральный долгожитель. Режиссерами постановки были Константин Станиславский, Леопольд Сулержицкий, Иван Москвин. Безусловно, за сто лет актеры менялись больше десятка раз, но всякое поколение мхатовцев стремилось сохранить оригинальную режиссуру основателя театра.

Читайте также:  Лапа птицы на ветке

«Синюю птицу» показали зрителям более 4,5 тысяч раз, никто не знает точно. Проще подсчитать, сколько поколений выросло под замечательную музыку Илья Саца — «Мы длинной вереницей идем за синей птицей»…»
«Метерлинк доверил нам свою пьесу по рекомендации французов, мне незнакомых», – вспоминал Станиславский.

С 1906 года рукопись неизданной «Синей птицы» была в распоряжении Художественного театра, но спектакль показали лишь осенью 1908-го, в дни празднования десятилетия МХТ. Длительность и затруднённость работы над ней были вызваны тем, что Станиславский, восхищаясь сказкой Метерлинка, категорически отверг полуиронически использованный драматургом сценический язык банальных детских феерий. Отказавшись от авторских ремарок, он самовластно изменил предложенные пьесой незамысловатые условия игры. Он строил спектакль как создание взрослой – а никак не детской – фантазии и верил, что её вольный каприз (диктат свободного вдохновения) подскажет неведомые способы, позволяющие воплотить на сцене то «таинственное, ужасное, прекрасное, непонятное», чем жизнь окружает человека и что увлекало режиссёра в пьесе. Знавший о его планах Метерлинк корректно отступал перед авторитетом режиссёра, но не скрывал, что тот, на его взгляд, рвётся «за пределы возможностей сцены». Но Станиславский достиг своих целей, и могуществом его фантазии сказка о странствиях детей дровосека перемещала героев Метерлинка и с ними зрителей из одних измерений «жизни человеческого духа» в другие, непредвиденные, всё более усложняющиеся и высокие.

Источник

>«Синяя птица» Московский Художественный Театр 1908

44761_600 - копия (350x644, 623Kb)

Это единственный спектакль, поставленный Станиславским и доживший до наших дней. В 2008 году МХАТ имени Горького, в репертуар которого спектакль попал после разделения на «мужской» ефремовский и «женский» доронинский коллективы, отметил 100-летие постановки. «Синюю птицу» показали зрителям более 4,5 тысяч раз, никто не знает точно. Проще подсчитать, сколько поколений выросло под замечательную музыку Илья Саца — «Мы длинной вереницей идем за синей птицей»…»

«Метерлинк доверил нам свою пьесу по рекомендации французов, мне незнакомых», – вспоминал Станиславский. С 1906 года рукопись неизданной «Синей птицы» была в распоряжении Художественного театра, но спектакль показали лишь осенью 1908-го, в дни празднования десятилетия МХТ.

Длительность и затруднённость работы над ней были вызваны тем, что Станиславский, восхищаясь сказкой Метерлинка, категорически отверг полуиронически использованный драматургом сценический язык банальных детских феерий. Отказавшись от авторских ремарок, он самовластно изменил предложенные пьесой незамысловатые условия игры. Он строил спектакль как создание взрослой – а никак не детской – фантазии и верил, что её вольный каприз (диктат свободного вдохновения) подскажет неведомые способы, позволяющие воплотить на сцене то «таинственное, ужасное, прекрасное, непонятное», чем жизнь окружает человека и что увлекало режиссёра в пьесе. Знавший о его планах Метерлинк корректно отступал перед авторитетом режиссёра, но не скрывал, что тот, на его взгляд, рвётся «за пределы возможностей сцены».

Читайте также:  Птицы михайловского района алтайского края

Но Станиславский достиг своих целей, и могуществом его фантазии сказка о странствиях детей дровосека перемещала героев Метерлинка и с ними зрителей из одних измерений «жизни человеческого духа» в другие, непредвиденные, всё более усложняющиеся и высокие.

Синяя птица (1908 г.), сцена из 1-го акта

Разраставшуюся на сцене в первом акте спектакля стихию превращений, блистательно сработанную режиссёрами вместе с художником В. Егоровым, критик С. Глаголь называл «чудом освобождения душ из плена немоты» и свидетельствовал, что их разгоравшееся светлое ликование заражало ответным восторгом зрительный зал. А когда в финале сцены «Лазоревого царства» – навстречу ещё не родившимся душам – под удивительную мелодию «радостный хор матерей вдруг раздавался из неведомой глубины», у зрителей, как пишет Л. Гуревич, «слёзы сжимали сердце».

Благодарный Метерлинк (его супруга, актриса Жоржетта Леблан, будучи в Москве, посмотрела спектакль МХТ) писал Станиславскому в ноябре 1910 года: «Я знал, что обязан Вам многим, но не предполагал, что обязан всем. И мне остаётся одно: склониться до земли перед самым чистым и самым великим художником театра нашего времени, благодаря его от глубины того лучшего, что заключается в моём сердце».

Художник Егоров В.Е. У феи Берилюны. Сцена из спектакля «Синяя птица» М.Метерлинка. Фото. МХТ 1908

Сюжет
(читать ТУТ )

В ночь под Рождество брата и сестру, Тильтиля и Митиль, посещает фея Берилюна. Внучка феи больна, спасти её может только таинственная Синяя птица. Чем же больна девочка? «Ей хочется быть счастливой». Фея отправляет детей на поиски Синей птицы — птицы счастья. В помощь Тильтилю фея даёт волшебную шапочку, которая позволяет видеть невидимое, то, что скрыто от обычных глаз, а доступно только глазам сердца: души Молока, Xлеба, Сахара, Огня, Воды и Света, а также Пса и Кошки. Освобождённые детьми души — символы добра и зла, отваги и трусости, любви и фальши — идут с героями сказки. Одни с радостью приходят детям на помощь, другие (Кошка и Ночь) пытаются помешать.


Тильтиль и Митиль.
С. В. Халютина и А. Г. Коонен

В Стране Воспоминаний дети узнают: «Мёртвые, о которых помнят, живут так же счастливо, как если бы они не умирали». А во Дворце Ночи перед детьми открываются неразгаданные тайны Природы. Но им-то хочется Счастья, Блаженства! Только. кто бы мог подумать?! В волшебных Садах Блаженства есть вредные Блаженства, от которых надо спасаться: Блаженство быть внезапным, Ничего не знать, Спать больше, чем нужно. Дети учатся видеть и чувствовать другие, прекрасные и добрые Блаженства: Блаженство быть ребёнком, Блаженство быть здоровым, Дышать воздухом, Любить родителей, Блаженство Солнечных Дней, Дождя. А ещё есть Великие Радости: Быть Справедливым, Добрым, Радость думать, Радость Завтрашней Работы и Материнской Любви.

Читайте также:  Птицы перечислить 2 класс

Собственно «Синяя птица» есть символ счастья, которое герои ищут повсюду, в прошлом и будущем, в царстве дня и ночи, не замечая, что это счастье — у них дома.

Митиль и Тильтиль.
А. Г. Коонен и С. В. Халютина

Свет — В. В. Барановская, Фея — М. Г. Савицкая

Дедушка — А. И. Адашев, Бабушка — М. Г. Савицкая

Насморк — О. В. Богословская

Внучка — М. Я. Биренс и Соседка Берленго — М.П.Николаева

Время — Н. А. Знаменский и души неродившихся

Время — Н. А. Знаменский и души неродившихся

Кот – Степан Леонидович Кузнецов

Сахар – Владимир Платонович Болтин

Сахар – В. П. Болтин и Митиль — А. Г. Коонен

Тильтиль и Митиль.
С. В. Халютина и А. Г. Коонен

Митиль и Тильтиль.
А. Г. Коонен и С. В. Халютина

Кот – С. Л. Кузнецов, Митиль — А. Г. Коонен, Тильтиль — С. В. Халютина

Влюбленные — М. Я. Биренс и М. А. Жданова

Источник

Как Константин Станиславский работал над легендарным спектаклем «Синяя птица»

«Комната Нерожденных детей» (фрагмент экспозиции))

Выставку «Синяя птица». Путь к спектаклю за пять шагов» придумали студенты режиссерского факультета ГИТИСа, мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича. До 10 января в пяти комнатах подвального помещения дома Станиславского в Леонтьевском переулке разыгрывается действие «Синей птицы», в котором может участвовать каждый желающий

«Синяя птица» гитисовских студентов в пространстве исторического особняка Станиславского — и спектакль, и выставка, и отчетная работа, и прогулка по закулисью театрального художника. Это семейный аттракцион, полный шуток и звуков. Лает пес Жако, тот самый, что прыгал на колени к Морису Метерлинку (бельгийский драматург, — Forbes Life), когда он в своем имении в Нормандии в 1908 году обсуждал со Станиславским будущую премьеру «Синей птицы». И сам Константин Станиславский разговаривает по телефону с Владимиром Немировичем-Данченко о том, как же поставить «Синюю птицу», отданную автором пьесы в МХТ на эксклюзив, как сказали бы сейчас, еще до публикации текста. Обращаясь к труппе театра после прочтения «Синей птицы» в 1909 году, Константин Станиславский отмечал, что «артистам, режиссерам, художникам, музыкантам, декораторам, машинистам, электротехникам — надо проникнуться как можно глубже мистицизмом автора и создать на сцене соответствующую атмосферу, неотразимую для публики». Спектакль в редакции Станиславского в 1911 году был перенесен в Париж, а в МХТ шел почти 70 лет. О том, как можно представить себе «Синюю птицу» сегодня — рассказывает студенческая выставка.

Источник

Оцените статью