Синяя птица спящая красавица балет

Голубая птица и принцесса Флорина — кто они?

…Финальное действие, свадьба Авроры и Дезире. Все, кто видел балет Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица», помнят знаменитый волшебный дивертисмент. На празднике танцуют герои сказок. Зрителям хорошо знакомы Кот в сапогах, Красная Шапочка, Мальчик-с-пальчик, Золушка… Гораздо менее известна история Голубой птицы и принцессы Флорины, для которых Мариус Петипа поставил редкий по красоте дуэт – своеобразный мини-спектакль.

Эти герои заставляют вспомнить творчество французской писательницы Мари Катрин д’Онуа (1651 – 1705). На протяжении XX века её произведения были практически забыты. Между тем она принадлежала к числу тех авторов, которые стояли у истоков французской литературной сказки. Писательницу даже называли соперницей Шарля Перро. Её произведения весьма самобытны. «Голубая птица» — в числе лучших.

Жил-был могущественный король. Умерла у него жена, и казалось, что никто не сможет его утешить. Но в недобрый час появилась обворожительная дама, которая довольно быстро вскружила голову вдовцу и женила его на себе. Уже после свадьбы новоиспечённая королева показала своё истинное лицо. Ловко прибрала к рукам августейшего супруга, да так, что он стал совсем безвольным.

У короля была дочь Флорина – так назвали её в честь богини цветов Флоры. И принцесса оправдывала своё имя – она была прекрасна, добра и умна. Но трудно ей пришлось, когда её отец женился вторично. У королевы была своя дочка – глупая, невообразимо уродливая, к тому же злая и завистливая. За рябое лицо новую принцессу прозвали Пеструшкой. Но мачеха любила родную дочь и терпеть не могла падчерицу.

Однажды в гости приехал молодой король из соседней страны. Звали его Шарман (Очарователь) – так он был учтив и хорош собою. Королева сразу решила, что именно он станет мужем Пеструшки. Но знатный гость не захотел даже смотреть на ту, что прочили ему в жёны. Как ни прятали от него Флорину, всё же молодые люди увидели и полюбили друг друга.

Мачеха пришла в страшный гнев и тут же приказала заточить падчерицу в башню. Беда была ещё и в том, что Пеструшке покровительствовала Суссио – могущественная, но не очень-то добрая фея. Видя, что Очарователь любит Флорину, злая волшебница превратила его в Голубую птицу. Молодой король был в отчаянии. Утешило его лишь то, что он смог полететь к башне и увидеть Флорину. Так и стали тайно встречаться влюблённые.

Но мачеха прознала про это и задумала чёрное дело. По её приказу дерево возле башни увешали острыми кинжалами, которые изранили короля-птицу. Так бы и погиб он, если бы не пришёл ему на помощь друг-волшебник. Тем временем отец Флорины заболел и умер. Королева вначале обрадовалась, что теперь самолично будет править государством. Но подданные восстали против неё, ворвались в замок и побили злодейку камнями. Дочке грозила та же участь, но фея Суссио спрятала Пеструшку в своём дворце.

Читайте также:  Какие птицы могут опылять растения

Флорину освободили и короновали. Однако не могла она быть спокойной, пока не найдёт своего возлюбленного. Отправилась Флорина на поиски Голубой птицы. Труден был путь, а опоздать было нельзя. Ведь королю Очарователю Суссио вернула человеческий облик, но с условием жениться на Пеструшке. День свадьбы неумолимо приближался. Но всё же Флорина успела добраться до далёкого королевства и встретиться с Очарователем. Злая фея потеряла свою власть. А Пеструшка превратилась в свинью.

Сказочные сюжеты бывают очень причудливыми и богатыми на невероятные события. Однако жизненный путь самой писательницы вполне мог бы поспорить с авантюрным романом. Её имя при рождении – Мари-Катрин Ле Жюмель де Барневиль. Девушку рано выдали замуж за барона д’Онуа. Он был на тридцать лет старше своей юной жены и никакой любви к ней не испытывал. Гораздо больше его занимали донжуанские похождения. Отношения стали невыносимыми.

Недоброжелатели барона намеревались обвинить его в оскорблении короля. От отчаяния в этот заговор вступила и сама Катрин. Вряд ли сейчас возможно сказать, насколько активным было её участие. Но барон был оправдан. Участников же заговора приговорили к смертной казни за клевету. Та же участь ожидала и баронессу. Но молодая женщина решилась на побег из заключения и тайно перебралась в Англию.

Вернуться во Францию помогла амнистия, но прежде прошло почти двадцать лет. Примерно тогда же Мари-Катрин д’Онуа получила известность как писательница. Её лучшими произведениями стали сказки. Они привлекают не только занимательными сюжетами и красочными картинами чудес. У писательницы свой стиль, наполненный тонкой иронией. Читателям как будто предлагается взглянуть на события с улыбкой.

Вплоть до XIX века сказки мадам д’Онуа пользовались популярностью. Вполне закономерно, что герои «Голубой птицы» стали гостями на свадьбе Авроры. В знаменитом па-де-де перед зрителями предстаёт самый поэтичный эпизод – тайное свидание Флорины и короля-птицы. Чайковский в музыке очень тонко нарисовал героев. Солирующая флейта олицетворяет голос волшебной птицы, с которым перекликается кларнет – речь Флорины.

С первого появления девушка как будто прислушивается, стараясь уловить знакомую песню. В дуэте – устремлённость ввысь. Кажется, что Флорина мечтает взлететь вслед за возлюбленным. Любопытно отметить некоторую перекличку с балетом «Лебединое озеро», ранее написанным Чайковским. Там облик птицы принимала героиня, а в сцене из «Спящей красавицы» в похожей роли оказался герой.

Волшебный дивертисмент в немалой степени обращается к интеллекту зрителей. Встреча с французской сказкой о Флорине и Голубой птице может впервые произойти как раз на этом спектакле. Сюжет старинной истории весьма важен для понимания эпизода. И, познакомившись с творчеством писательницы, получится лучше почувствовать смысл знаменитого дуэта.

Читайте также:  Птичка зарянка сочинение 5 класс

Источник

Голубая Птица и Принцесса Флорина — герои какой сказки? И как они попали в балет «Спящая красавица»?

Замысел балета по сказке Шарля Перро «Красавица спящего леса» (1697) принадлежал И. А. Всеволожcкому, который в 1881-1899 годах был директором императорских театров. Всеволожскому хотелось воссоздать придворный балетный спектакль Франции XVI-XVII веков. В таком балете происходили выходы всевозможных персонажей, выезжали колесницы, декорированные как замки, горы или лодки, церемониальные шествия перебивались фигурными танцами.
Петипа охотно откликнулся на заказ Всеволожского. Они вместе разработали сценарий, предельно упростив сюжет и сохранив неторопливую повествовательность волшебной сказки: в спектакле господствовал принцип медленно развертывающейся панорамы. Каждый из четырех актов получил краткий сюжетный предлог для волшебных превращений и живописно расцветающих танцев. Не новый для Петипа принцип теперь утверждался сполна. Больше того, он таил опасность: зрелищность могла стать самоцелью, явиться всего лишь поводом для демонстрации испытанных художественных приемов. Этого не произошло потому, что Всеволожский пригласил Чайковского сочинить музыку нового балета. Весной 1888 года директор театров писал композитору о желании дать зрелище в стиле балетов Людовика XIV, с музыкой «в духе Люлли, Баха, Рамо», с непременной кадрилью всех сказок Перро в дивертисменте последнего акта. Чайковский не изменил ни одной подробности предложенного ему сценария. Но привлекла его не стилизация под старину, а поэзия сказки, которой стилизация не мешала: незатейливый сюжет предполагал высокую обобщенность образов и обстоятельств. Чайковский недаром утверждал: «Ведь балет та же симфония». И благодаря его гению спектакль «Спящая красавица» родился как хореографическая симфония. Партитура «Спящей красавицы» помогла Петипа перевести в новый идейно-философский план опыты симфонизации балетного танца. С другой стороны, именно эти поиски подготовили для музыки свободу симфонических обобщений в разработке балетного сюжета.
Балет» Спящая красавица»
Постановка Национального академического Большого театра балета Республики Белорусь

Тема балета симфонии завершалась в третьем акте. Он походил на многие последние акты балетов Петипа и, по желанию севоложского, изображал свадьбу героев, поздравить которых пришли герои других сказок. Однако идея симфонического развития балета внесла новое организующее начало в традиционный дивертисмент.

Прекрасный дуэт Анна Дорош (Аврора) и Максим Чепик (Дезире)

Тема любви завершалась в кульминации акта — в адажио Авроры и Дезире: чувство обрело зрелость, законченность, полноту. А в дивертисменте, построенном по принципу сюиты, каждый номер варьировал в миниатюре сквозную тему балета. Детство напоминало о себе в танце Людоеда, Мальчика с пальчика и его братьев, в дуэте Красной шапочки и Серого волка. Юношеское чувство возникало в музыке Золушки и принца Фортюне, расцветало в pas de deux принцессы Флорины, и Голубой птицы, забавно преломлялось в любовной ссоре Белой кошечки и Кота в сапогах. Эта сюита стала вершиной творчества Петипа. Музыкальность, богатство фантазии, опыт старого мастера выразились тут до конца. Симфоническая образность танца была, наконец, обретена в содружестве с великим композитором-симфонистом Чайковским

Читайте также:  Синяя птица конкурс финалисты

Принцесса Флорина и Голубая птица гости на свадьбе Свадьба Дезире и Авроры.
Голубая Птица и Принцесса Флорина — герои сказки мадам Мари Катрин д’Онуа «Голубая птица» . Трогательная история о верном возлюбленном, кото­рый силой злого колдовства был превращен в птицу и прилетал в башню к одинокой Флорине

Полонез. В торжественном танце-шествии проходят сказочные персонажи: Синяя борода и его жена. Кот в сапогах и его хозяин маркиз де Карабас со своими лакеями (Ш. Перро. «Кот в сапогах») .Златокудрая красавица и принц Авенан (Из сказки «Красавица — Золотые кудри». Автор — французская сказочница, современница Перро, графиня д’Онуа. Принц Авенан (Приветливый) с помощью своих друзей — карпа, ворона, совы — выполняет все поручения Красавицы и этим завоевывает ее сердце). Ослиная кожа и принц Шарман (Ш. Перро. «Ослиная кожа». Сюжет, родственный известной сказке о Золуш­ке. «Ослиная кожа» — прозвище красавицы-принцессы, вынужденной из-за преследований отца жить в нищете. Ее спасителем является принц Шарман), Красавица и Чудовище (Лепренс де Бомон (1711 — 1780) «Красавица и чудовище». Один из многочисленных вариантов античной сказки об Амуре и Психее), Золушка и ее возлюбленный — принц Фортюне

(Ш. Перро. «Золушка, или Хрустальная туфелька» ), Голубая птица и принцесса Флорина Д’Онуа. «Голубая птица». Трогательная история о верном возлюбленном, который силой злого колдовства был превращен в птицу и прилетал в башню к одинокой Флорине), Красная шапочка и Волк (Ш. Перро «Красная шапочка»), принц Хохлик и принцесса Эме (повидимому, из сказки Перро «Рике с хохолком»: умный, но некрасивый принц полюбил красивую, но очень глупую принцессу. Он одаряет ее умом, а сам становится красавцем), Мальчик с пальчик и его братья, а за ними Людоед и Людоедка (Ш. Перро «Мальчик с пальчик»), фея Карабос на своей тачке, запряженной мышами, на­конец, добрые феи: Кандид, Виолант, фея Канареек и фея Сирени со своими свитами.
Pas de quarte — танец четырех. Выступают Золушка и принц Фортюне, Голубая птица и принцесса Флорина. Вначале исполняется общее Адажио с мелодией, подражающей пению фантастической птицы (дуэт флейты и кларнета)..

Поставлен балет впервые на сцене Мариинского театра в Петербурге 3. 01. 1890 г. балетмейстер М.Петипа, художники Г.Левот, И.П.Андреев, К.М.Иванов, М.А.Шишков, М.И.Бочаров (декорации), И.А.Всеволожский (костюмы), дирижер Р.Дриго; Аврора — К.Брианца, Дезире — П.А.Гердт, фея Сирени — М.М.Петипа.

Источник

Оцените статью