Система кадастра природных ресурсов

38. Кадастры и реестры природных ресурсов: понятие и виды.

Государственным кадастром природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям. В соответствии с экологическим законодательством ведется государственный земельный кадастр, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный кадастр объектов животного мира, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, государственный кадастр отходов. Особой разновидностью кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу РФ.

Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и объектов в экологическом законодательстве предусмотрено ведение территориальных кадастров природных ресурсов и объектов.

Государственные реестры природных объектов — новая форма информационных документов об окружающей среде. Государственные реестры природных объектов представляет собой систематизированный свод документированных сведений о природных объектах, об их использовании, охране, собственниках, пользователях.

В Российской Федерации ведется государственный лесной реестр и государственный водный реестр.

Регулируется ведение государственных кадастров и реестров преимущественно природоресурсным законодательством на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. При этом общие требования предусматриваются соответствующими кодификационными актами: Земельным кодексом РФ (ст. 70), Лесным кодексом РФ (ст. 91), Водным кодексом РФ (ст. 31), Федеральным законом «О животном мире» (ст. 14), Законом РФ «О недрах» (ст. 30), Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 4), Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (ст. 20). Согласно этим Законам порядок ведения соответствующего государственного кадастра и реестра устанавливается или специальными законодательными актами, или Правительством РФ.

Читайте также:  Признаки живой природы схема

Ведение земельного кадастра регулируется Федеральным законом «О государственном земельном кадастре». Законом определяются полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра, состав сведений и документов государственного земельного кадастра, ведение государственного земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр содержит сведения о земельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; землях и границах субъектов РФ; землях и границах Российской Федерации.

На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. При этом в отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.

Порядок ведения иных кадастров регулируется, в частности, Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира», Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий», Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

Ведутся кадастры соответствующими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов и объектов. Работу по формированию территориальных кадастров природных ресурсов и объектов на подведомственной территории организуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Для этого они могут создавать территориальные кадастровые центры.

Читайте также:  Качества человека которые имеют социальную природу

Источник

Тема 4. Кадастры природных ресурсов

1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов.

2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов

1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов

Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития.

Эколого-правовая норма обязательности введения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки определена Законом РФ «Об охране окружающей среды».

Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов – это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных указателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку и характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров:

  • государственную регистрацию природопользователей;
  • количественный учет природных ресурсов;
  • бонитировку (показатель продуктивности) и экономическую оценку природных ресурсов.

2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов

  1. земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель – включает данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель;
  2. водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;
  3. лесной кадастр – систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;
  4. кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых;
  5. промысловый кадастр – свод данных о тех или иных объекта промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;
  6. кадастр особо охраняемых территорий, свод сведений о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).
  1. обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне;
  2. кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты. Требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;
  3. отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса;
  4. кадастры ведутся федеральными ведомствами, им и принадлежит кадастровая информация, сосредоточенная в Москве. Порядок использования ведомственной информации в целом отсутствует, многие данные являются закрытыми;
  5. формы хранения и обновления кадастровой информации в значительной мере несовместимы с точки зрения методического и технического обеспечения.
  • по формам статистической (государственной и ведомственной) отчетности по запасам и состоянию природных ресурсов;
  • инструментальным путем: с помощью специальных технических средств (аэрокосмических, геодезических и т.п. методов), натуральных исследований;
  • плановыми инвентаризационными мероприятиями и мониторинговыми обследованиями состояния окружающей природной среды;
  • специальными (внеплановыми) обследованиями, связанными с проектной и предпроектной деятельностью, экспертизами, инспекциями.
Читайте также:  Карта атласа африка природные зоны

Источник

Оцените статью